Тридцатый хадис
حدثنا محمد بن بشار. حدثنا عبد الرحمن بن مهدي. عن إبراهيم بن نافع المكي عن ابن أبي نجيح عن مجاهد عن أم هانئ قالت:
«رأيت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ذا ضفائر أربع».
Сообщил нам Мухаммад ибн Башшар, который сказал: «Сообщил нам Абдур-Рахман ибн Махди[1] от Ибрахима ибн Нафи аль-Макки[2] от Ибн Наджиха от Муджахида[3] от Умм Хани, которая сказала: «Я видела, что волосы Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, были заплетены в четыре косы»».
Умм Хани, да будет доволен ею Аллах, – это сестра Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.
И, как указывает имам аль-Байджури, рахимахуллах, повествование идет во время покорения Мекки, когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, вместе с мусульманами вошел в Мекку.
С Умм Хани связана следующая история: она попросила во время покорения Мекки заступиться за одного человека, которого хотел убить ее брат, Али ибн Абу Талиб, и ее заступничество было принято Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
Поэтому факихи говорят, что если мусульманка обещает неверующему безопасность на территории Ислама, то ее заступничество будет принято.
Также Умм Хани передает, что видела, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз зуха.
Одна из подробностей, отмеченных в этом хадисе, – то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз очень быстро. Это указывает на то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, разные намазы совершал с разной скоростью.
Не все сподвижники видели, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз зуха, и поэтому Умар, да будет доволен им Аллах, называл этот намаз новшеством (бида).
Из этого отрицания Умара, да будет доволен им Аллах, Ибн Дакик аль-Ид в «Ихкам аль-ахкам» пишет, что установления регулярного совершения некого вида поклонения в определенное время требуется доказательство Шариата и общего разрешения исполнять это поклонение недостаточно, иначе бы Умар мог сказать, что намаз можно совершать в любое время, кроме запретного времени, и не стал бы называть этот намаз новшеством.
Что касается самого хадиса, то мы уже говорили о том, что во времена Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ношение кос не считалось признаком женственности и не противоречило мужественности и силе.
Что касается другого времени, то имам аль-Байджури, рахимахуллах, пишет, что изменение урфа и обычая не имеет значения, если это касается вопросов, установленных Сунной[4].
На этом хадисе заканчивается глава о благословенных волосах Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
Глава об укладке волос Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
Сообщил нам Исхак ибн Муса аль-Ансари, которому сообщил Маад ибн Иса[1], которому сообщил Малик ибн Анас от Хишама ибн Урва от его отца от Аиши, да будет Аллах ею доволен, которая сказала: «Я расчесывала волосы Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, находясь в состоянии менструального цикла (хайд)».
Сообщил нам Юсуф ибн Иса[3], которому сообщил Ваки, которому сообщил Раби ибн Субейх[4] от Язида ибн Абана (и это ар-Ракаши) от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах:
[1] Великий алим и муххадис Ислама. Имам Сунны. Умер в 198-м году. Хадисы от него встречаются в всех шести сборниках.
[2] Ибрахим ибн Нафи аль-Махзуми.
[3] Муджахид ибн Джабр.
[4] Аль-Мавахиб аль-Лядуния, с. 113-114.
УРОК 33
Тридцать первый хадис
-باب ما جاء في ترجل رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
Глава об укладке волос Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
حدثنا إسحاق بن موسى الأنصاري. حدثنا معن بن عيسى. حدثنا مالك بن أنس عن هشام بن عروة عن أبيه عن عائشة قالت:
«كنت أُرَجّل رأس رسول الله (صلى الله عليه وسلم) وأنا حائض».
Сообщил нам Исхак ибн Муса аль-Ансари, которому сообщил Маад ибн Иса[1], которому сообщил Малик ибн Анас от Хишама ибн Урва от его отца от Аиши, да будет Аллах ею доволен, которая сказала: «Я расчесывала волосы Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, находясь в состоянии менструального цикла (хайд)».
Из этого хадиса ученые вывели, что желательно расчесывать волосы и ухаживать за ними. Также сюда относится желательность расчесывания бороды[2].
Что касается слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, о том, что она находилась в состоянии месячных, то это указывает на то, что ее рука в этом состоянии является чистой и нет никакой нежелательности в том, чтобы дотрагиваться до мужа в эти дни.
А еще в этом хадисе указывается на то, что жене желательно самостоятельно ухаживать за своим мужем.
Тридцать второй хадис
حدثنا يوسف بن عيسى. حدثنا وكيع. حدثنا الربيع بن صبيح عن يزيد بن أبان (وهو الرقاشي) عن أنس بن مالك قال:
«كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يكثر دَهن رأسه، وتسريح لحيته، ويكثر القِناع، حتى كأن ثوبه ثوب زيات».
Сообщил нам Юсуф ибн Иса[3], которому сообщил Ваки, которому сообщил Раби ибн Субейх[4] от Язида ибн Абана (и это ар-Ракаши) от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах:
«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, постоянно умащал волосы маслом, расчесывал бороду. И он часто клал на голову ткань (во время нанесения масла), которая становилась полностью масляной из-за частого использования масла».
В этом хадисе содержится больше деталей о том, как именно Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ухаживал за своими волосами: помимо их расчесывания, Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, постоянно использовал масло и умащал им свои волосы.
Что касается ткани, которая упоминается в хадисе, то ее клали поверх волос после нанесения масла, чтобы масло не пачкало одежду, и она лежала на голове, пока масло полностью не впитается в волосы.
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, настолько часто это делал, что эта материя была полностью масляной.
[1] Один из имамов и передатчиков хадисов имама Малика и его мазхаба.
[2] Мавахиб Лядуния, с. 115.
[3] Юсуф ибн Иса ибн Динар аль-Марвази. От него хадисы передаются в сборниках Бухари и Муслима.
[4] Имам Бухари передает от него хадисы в книге «Тарих», так же поступал Ибн Маджа. Передают, что он первым начал писать книги.
Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах
Продолжение следует,ин ша Аллаh
_______________________________