188 УРОК. Увидеть во сне Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2 (Окончание цикла)
Триста девяносто второй хадис
حدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا عبد الواحد بن زياد عن عاصم بن كليب قال حدثني أبي أنه سمع أبا هريرة يقول:
«قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم): من رآني في المنام فقد رآني فإن الشيطان لا يتمثلني».
قال أبي فحدثت به ابن عباس فقلت قد رأيته فذكرت الحسن بن علي فقلت شبهته به فقال ابن عباس إنه كان يشبهه
Кутейба ибн Саид передал нам от Абдуль-Вахида ибн Зияда от Асыма ибн Кулейба от его отца от Абу Хурейры: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Кто увидит меня во сне, тот увидел именно меня. Поистине, шайтан не принимает мой облик»».
Мой отец [Курейб] сказал: «Я рассказал этот хадис Ибн Аббасу и сказал ему: «Я его увидел [во сне]», — и упомянул ему Хасана ибн Али, и сказал: «Он был похож на него». И Ибн Аббас сказал: Он действительно был похож на него»»[1].
Этот хадис и следующий указывают, что, видимо, имам ат-Тирмизи считал, что Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, действительно увидели во сне, если увиденный был похож на Пророка, солляллаху алейхи ва саллам, либо это указывает, что это считается полноценным видением[2].
Некоторые говорят, что Хусейн ибн Али был больше похож на Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, чем Хасан.
Ибн Хаджар аль-Аскаляни[3] перечисляет тех, про кого говорили, что они были похожи на Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям: Хасан, Хусейн, Джафар ибн Абу Талиб, его сын Абдуллах ибн Джафар, Кусам ибн аль-Аббас и другие.
Триста девяносто третий хадис
حدثنا محمد بن بشار. حدثنا ابن أبي عدي، ومحمد بن جعفر قالا: حدثنا عوف بن أبي جميلة عن يزيد الفارسي وكان يكتب المصاحف قال:
«رأيت النبي (صلى الله عليه وسلم) في المنام زمن زمن ابن عباس فقلت لابن عباس: إني رأيت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) في النوم فقال ابن عباس إن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) كان يقول (إن الشيطان لا يستطيع أن يتشبه بي فمن رآني في النوم فقد رآني). هل تستطيع أن تنعت هذا الرجل الذي رأيته في النوم؟ قال: نعم، أنعت لك رجلاً بين الرجلين، جسمه ولحمه أسمر إلى البياض، أكحل العينين، حسن الضحك، جميل دوائر الوجه، ملأت لحيته ما بين هذه إلى هذه قد ملأت نحره، قال عوف ولا أدري ما كان مع هذا النعت، فقال ابن عباس لو ٍرأيته في اليقظة ما استطعت أن تنعته فوق هذا».
قال أبو عيسى: ويزيد الفارسي هو يزيد بن هرمز وهو أقدم من يزيد الرقاشي وروى يزيد الفارسي عن ابن عباس أحاديث.
ويزيد الرقاشي لم يدرك ابن عباس وهو يزيد بن أبان الرقاشي وهو يروي عن أنس بن مالك. ويزيد الفارسي ويزيد الرقاشي كلاهما من أهل البصرة وعوف بن أبي جميلة هو عوف الأعرابي.
حدثنا أبو داود سليمان بن سلم البلخي. حدثنا النضر بن شميل قال: قال عوف الأعرابي.
Мухаммад ибн Башшар передал нам от Ибн Абу Адди и Мухаммада ибн Джафара, а оба они — от Ауфа ибн Абу Джамиля от Язида аль-Фариси, который был писцом рукописей Корана: «Во времена Ибн Аббаса я увидел во сне Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, и я сказал Ибн Аббасу: «Я увидел во сне Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям». И Ибн Аббас сказал: «Поистине, Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Шайтан не может принять мой облик, и поэтому, кто увидит меня во сне, тот увидел именно меня». Ты можешь описать мне человека, которого ты увидел во сне?» И [Язид аль-Фариси] сказал: «Да, я опишу тебе этого человека: крупного телосложения, цвет его кожи был красноватым ближе к белому, с ярко-черными глазами, с красивой улыбкой, с пропорциональным лицом, и его борода заполнила [пространство] между этим и этим [то есть это была густая борода от одного уха до другого]»».
Ауф [ибн Абу Джамиля][4] сказал: «Я не знаю, что еще было упомянуто».
Ибн Аббас сказал: «Если бы ты увидел его наяву, то ты бы не смог описать его лучше».
Абу Иса [ат-Тирмизи] сказал: «Язид аль-Фариси — это Язид ибн Хурмуз[5], и он был раньше Язида ар-Ракаши. И Язид аль-Фариси передавал хадисы от Ибн Аббаса, а Язид ар-Ракаши не встречал Ибн Аббаса. И это Язид ибн Абан ар-Ракаши, и он передает хадисы от Анаса ибн Малика. И Язид аль-Фариси и Язид ар-Ракаши оба были из Басры. Ауф ибн Абу Джамиля — это Ауф аль-А’раби»[6].
«Который был писцом рукописей Корана»: это указывает на благословенность его работы.
«Я не знаю, что еще было упомянуто», — то есть были названы еще какие-то качества, но передатчик их забыл.
После хадиса имам ат-Тирмизи очень подробно описывает того, чей сон передавался, чтобы не спутать его с другим современником с таким же именем и из того же города[7].
Триста девяносто четвертый хадис
حدثنا عبد الله بن أبي زياد. حدثنا يعقوب بن إبراهيم بن سعد، حدثنا ابن أخي ابن شهاب الزهري عن عمه قال: قال أبو سلمة، قال أبو قتادة:
«قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم): من رآني –يعني في النوم- فقد رأى الحق».
Абдуллах ибн Абу Зияд передал нам от Якуба ибн Ибрахима ибн Саада от сына его брата Ибн Шихаба аз-Зухри от его дяди: «Абу Саляма передал от Абу Катады: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Кто увидит меня, то есть во сне, тот истинно увидел меня»»»[8].
Триста девяносто пятый хадис
حدثنا عبد الله بن عبد الرحمن الدارمي حدثنا معلى بن أسد. حدثنا عبد العزيز بن المختار. حدثنا ثابت بن أنس:
«أن النبي (صلى الله عليه وسلم) قال: من رآني في المنام فقد رآني فإن الشيطان لا يتخيلُ بي. وقال: ورؤيا المؤمن جزء من ستة وأربعين جزءاً من النبوة».
Абдуллах ибн Абдур-Рахман ад-Дарими передал нам от Мааля ибн Асада от Абдуль-Азиза ибн аль-Мухтара от Сабита от Анаса, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Кто увидит меня во сне, тот увидел именно меня. Поистине, шайтан не может принять мой облик». И он сказал: «Сны верующего — это одна сорок шестая часть пророчества»[9].
Этот хадис не противоречит тому, что пророчество закончилось на Посланнике Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, потому что это означает часть пророческого знания, а не пророческой миссии[10].
Триста девяносто шестой хадис
حدثنا محمد بن علي قال: سمعت أبي يقول: قال عبد الله بن المبارك:
«إذا ابتليت بالقضاء فعليك بالأثر».
Мухаммад ибн Али сказал: «Я слышал, как мой отец сказал: «Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал: «Если ты будешь испытан судейством, то суди только на основе предания (аль-асар)»»».
Под преданием имеется в виду Сунна Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и правовая практика праведных халифов[11].
Когда мухаддисы используют слово «предание» («асар»), то обычно имеют в виду не только хадисы Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, а в более широком смысле предания сподвижников и их правовые решения[12].
Триста девяносто седьмой хадис
حدثنا محمد بن علي حدثنا النضر بن شميل، أنبأنا ابن عوف عن ابن سيرين قال:
«هذا الحديث دين فانظروا عمن تأخذون دينكم
Мухаммад ибн Али передал нам от ан-Надра ибн Шумейля от Ибн Ауфа от Ибн Сирина: «Хадис — это религия, поэтому смотрите, у кого берете свою религию»[13].
Иными словами, наша религия основана на следовании за Пророком, солляллаху алейхи ва саллям, и его пониманием Корана. И если Коран сохранен от изменений и искажений, то хадисы могут в процессе передачи претерпевать некоторые искажения. Часть искажений может быть непреднамеренной, когда передатчик либо пересказывает смысл, либо ошибается. Иногда эти искажения могут быть намеренными, когда нечестивцы и заблудшие выдумывают хадисы. И поэтому Мухаммад ибн Сирин сказал, что забота о своей религии заключается в проверке тех, у кого берутся хадисы, чтобы не заносить в религию ложь или ошибку.
Имам ат-Тирмизи закончил свою книгу этими двумя преданиями, чтобы побудить мусульман придавать значение хадисам и их собранию и показать значимость того, что имам ат-Тирмизи привел все хадисы с иснадами.
На этом заканчивается этот великий труд имама ат-Тирмизи, и мы просим у Всевышнего Аллаха, чтобы Он принял наш труд и простил нам наши грехи. И мы просим у Него заступничества нашего господина Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям.
16-е Сафара 1440-го года.
[1] «Муснад» Ахмада (2/232), «Аль-Мустадрак» (3/393).
[2] Джам’ аль-васаиль, 2/234.
[3] Фатх аль-Бари, 7/97.
[4] Передатчик от Язида аль-Фариси.
[5] См. «Тахзиб аль-камаль» (32/287).
[6] «Муснад» Ахмада (1/361).
[7] Имам ат-Тирмизи упоминает, что Язид аль-Фариси — это Язид ибн Хурмуз, но в «Тахзиб аль-камаль» (32/287) говорится, что Язид ибн Хурмуз — это мединский передатчик из числа средних табиинов, а Язид аль-Фариси — это басрийский передатчик из числа малых табиинов.
[8] Бухари, №6996; Муслим, №67.
[9] Бухари, №6994; Муслим, №2267.
[10] Ашраф аль-васаиль, с. 605.
[11] Ашраф аль-васаиль, с. 606.
[12] «Хашия» аль-Байджури (с. 664).