184 УРОК. Глава о кончине Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 5
Триста восьмидесятый хадис
حدثنا نصر بن علي. حدثنا عبد الله بن الزبير. حدثنا ثابت البُناني عن أنس بن مالك قال:
«لما وجَد رسول الله (صلى الله عليه وسلم) من كرب الموت ما وجد قالت فاطمة رضي الله تعالى عنها واكَرْباه، فقال النبي (صلى الله عليه وسلم) لا كرب على أبيك بعد اليوم. إنه قد حضر من أبيك ما ليس بتارك منه أحداً، الموافاة يوم القيامة».
Наср ибн Али передал нам от Абдуллаха ибн аз-Зубейра от Сабита аль-Бунани от Анаса ибн Малика: «Когда Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, настигли муки смерти, то Фатима, да будет доволен ею Аллах, сказала: «О болезнь моего отца!» И Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «У твоего отца не будет болезни после этого дня. Твоего отца постигло то, что никого не оставляет. И встреча будет в Судный день»»[1].
Триста восемьдесят первый хадис
حدثنا أبو الخطاب زياد بن يحيى البصري ونصر بن علي، قالا: حدثنا عبد ربه بن بارق الحنفي قال:
«سمعت جدي أبا أمي سماك بن الوليد يُحدّث أنه سمع ابن عباس رضي الله تعالى عنهما يحدث أنه سمع رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يقول: من كان له فَرطان من أمتي أدخله الله بهما الجنة، فقالت عائشة رضي الله عنهما فمن كان له فرط من أمتك قال ومن كان له فرط يا موفقة قالت فمن لم يكن له فرط من أمتك قال: فأنا فرط لأمتي لن يصابوا بمثلي».
Абу аль-Хаттаб Зияд ибн Яхья аль-Басри и Наср ибн Али передали нам оба от Абдурабиха ибн Барика аль-Ханафи: «Я слышал, как мой дедушка (отец моей матери) Самак ибн аль-Валид передавал от Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, что он слышал, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, говорил:
«Кого опередят [в смерти] в этой жизни двое детей из моей общины, того Аллах из-за них введет в Рай».
Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила: «А если кого-то из твоей уммы опередит один ребенок»?
И он ответил: «И тот, кого опередит один ребенок, о поддержанная».
Затем она спросила: «А если кого-то из твоей общины никто не опередит»?
И он ответил: «Я опередил свою общину, потому что они не сталкивались с такими трудностями, как [трудности] из-за моей кончины»»[2].
Мусульмане любят Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, больше своих детей и больше самих себя, поэтому кончина Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, труднее и тяжелее для них, чем кончина их собственного ребенка[3].
[1] Бухари, №4462; Ибн Маджа, №1269.
[2] Тирмизи, Сунан, №1062.
[3] «Хашия» аль-Байджури (с. 643).
185 УРОК. Наследство Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1
باب ما جاء في ميرا ث
رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
وفيه (7) أحاديث
Глава о наследстве Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и в ней семь хадисов.
Триста восемьдесят второй хадис
حدثنا أحمد بن منيع. حدثنا حسين بن محمد حدثنا إسرائيل عن أبي إسحاق عن عمرو بن الحارث أخي جويرية –له صحبة- قال:
«ما ترك رسول الله (صلى الله عليه وسلم) إلا سلاحه وبغلته وأرضاً جعلها صدقة».
Ахмад ибн Мани передал нам от Хусейна ибн Мухаммада от Исраиля от Абу Исхака от Амра ибн аль-Хариса (брата Джувайрии), который был сподвижником: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, после себя оставил лишь свое оружие, своего мула и землю, которую он оставил как милостыню (садака)»[1].
Иными словами, после смерти пророка его имущество не переходит по наследству его родственникам, а становится милостыней и раздается нуждающимся.
Триста восемьдесят третий хадис
— حدثنا محمد بن المثنى. حدثنا أبو الوليد. حدثنا حماد بن سلمة عن محمد بن عمرو، عن أبي سلمة عن أبي هريرة رضي الله عنه قال:
«جاءت فاطمة إلى أبي بكر فقالت من يرثك؟ فقال أهلي وولدي فقالت: ما لي لا أرث أبي؟ فقال أبوبكر: سمعت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يقول: لا نورث ولكني أعول من كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يعوله وأنفق على من كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ينفق عليه».
Мухаммад ибн аль-Мусанна передал нам от Абу аль-Валида от Хаммада ибн Саляма от Мухаммада ибн Амра от Абу Салямы от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах:«Фатима пришла к Абу Бакру и спросила его: кто унаследует твое имущество?» Он ответил: «Моя жена и мои дети».
И она спросила: «Так почему я не могу получить наследство своего отца?»
И Абу Бакр сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Мы не оставляем ничего в наследство». Но я буду содержать тех, кого содержал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям»»[2].
Одна из конфликтных ситуаций после кончины Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, возникла в связи с некоторыми землями, которые принадлежали Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, такими как земли Фадака.
Фатима, да будет доволен ею Аллах, считала, что она имеет право, как дочь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, унаследовать эти земли, и поэтому она спросила Абу Бакра, да будет доволен им Аллах: «А кто унаследует твое имущество?»
Абу Бакр же, основываясь на хадисе, не мог отдать то, что в его представлении должно принадлежать нуждающимся мусульманам, но не лишал Фатиму содержания из казны.
Это правовое разногласие о статусе имущества пророка после его смерти шииты используют, чтобы говорить о том, что Абу Бакр притеснял Фатиму, хотя Абу Бакр ясно указал, что будет обеспечивать всех, кого обеспечивал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
Но когда Али, да будет доволен им Аллах, стал халифом, то не изменил этого решения Абу Бакра.
Триста восемьдесят четвертый хадис
حدثنا محمد بن المثنى. حدثنا يحيى بن كثير العنبري أبو غسان، حدثنا شعبة عن عمرو بن مرة عن أبي البَخْتَري أن العباس وعلياً جاءا إلى عمر يختصمان يقول كل واحد منهما لصاحبه أنت كذا أنت كذا فقال عمر لطلحة والزبير وعبد الرحمن بن عوف وسعد رضي الله تعالى عنهم:
«أنشدكم بالله أسمعتم رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يقول: (كل مال نبي صدقة إلا ما أطعمه. إنا لا نورث) وفي الحديث قصة».
Мухаммад ибн аль-Мусанна передал нам от Яхьи ибн Касира аль-Анбари Абу Гассана от Шу’абы от Амра ибн Мурра от Абу аль-Бахтари, что Аббас и Али пришли к Умару со спором, и каждый из них говорил о другом: «Ты такой-то и такой-то».
И Умар сказал Тальхе, Зубейру, Абдур-Рахману ибн Ауфу и Сааду, да будет доволен Аллах ими: «Я заклинаю вас Аллахом. Вы слышали, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, говорил: «Все имущество пророка — это милостыня, кроме того, чем он кормит [свою семью] и мы не наследуем ничего»?»»[3]
И дальше в хадисе продолжается история.
«Аббас и Али пришли к Умару со спором»: Умар отдал Аббасу и Али земли племени ад-Надир, которые принадлежали Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, на управление доходами от них.
Эти земли в итоге перешли в единоличное управление Али, затем — его сыновьям Хасану и Хусейну, затем — Али ибн аль-Хусейну и Хасану ибн аль-Хасану, затем Зейду ибн аль-Хасану, затем Убейдуллаху ибн Хасану, а затем Аббасиды забрали земли в свое управление, и каждый из их халифов считался личным управляющим этими землями[4].