2024/1/18 КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (166, 167) - Пророк Мухаммад
Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!
Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи

166 УРОК. Нрав Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1

باب ما جاء في خُلُق
رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
وفيه (15) حديثاً
 
Глава о нраве Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и в ней пятнадцать хадисов.
 
Триста двадцать шестой хадис
 
حدثنا عباس بن محمد الدوري. حدثنا عبد الله بن يزيد المقري. حدثنا ليث بن سعد. حدثني أبو عثمان الوليد بن أبي الوليد عن سليمان بن خارجة عن خارجة بن زيد بن ثابت قال:
«دخل نفر على زيد بن ثابت فقالوا له حدِّثنا أحاديث رسول الله (صلى الله عليه وسلم)، قال: ماذا أحدثكم؟ كنت جاره فكان إذا نزل عليه الوحي بعث إليّ فكتبته له، فكنا إذا ذكرنا الدنيا ذكرها معنا، وإذا ذكرنا الآخرة ذكرها معنا، وإذا ذكرنا الطعام ذكره معنا، فكل هذا أحدثكم عن رسول الله (صلى الله عليه وسلم)«.
 
Аббас ибн Мухаммад ад-Дури передал нам от Абдуллаха ибн Язида аль-Мукри от Лейса ибн Саада от Абу Усмана аль-Валида ибн Абу аль-Валида от Сулеймана ибн Хариджа от Хариджа ибн Зейда ибн Сабита: “Группа [людей] пришла к Зейду ибн Сабиту и сказала ему: “Расскажи нам хадисы Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям”. И он сказал: “Что мне рассказать вам? Я был его соседом, и когда ниспосылалось Откровение, то он посылал за мной, и я его записывал. И когда мы говорили о мирском, то он обсуждал это с нами. И когда мы говорили про вечную жизнь (ахира), то он говорил об этом вместе с нами. И когда мы говорили о еде, то он говорил о ней вместе с нами. И все это я рассказываю вам о Посланнике Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям””.
 
“Расскажи нам хадисы Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям”, — как будто они просили его описать им Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям[1].
 
Триста двадцать седьмой хадис
 
حدثنا إسحاق بن موسى. حدثنا يونس بن بكير عن محمد بن إسحاق عن زياد بن أبي زياد عن محمد بن كعب القرضي عن عمرو بن العاص قال:
«كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يُقْبِل بوجهه وحديثه على أشرّ القوم يتألفهم بذلك فكان يقبل بوجهه وحديثه عليَّ حتى ظننت أني خير القوم، فقلت يا رسول الله أنا خير أو عمر فقال عمر فقلت يا رسول الله أنا خير أو عثمان قال عثمان، فلما سألت رسول الله فَصَدَقني فلوددت أني لم أكن سألته».
 
Исхак ибн Муса передал нам от Юнуса ибн Букейра от Мухаммада ибн Исхака от Зияда ибн Абу Зияда от Мухаммада ибн Кааба аль-Курази от Амра ибн аль-Аса: “Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, мог обратить свое внимание на самых худших из людей и привлечь к себе. И поэтому когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, обращал внимание на меня и разговаривал со мной, то я думал, что я лучший из людей. И я спросил: “О Посланник Аллаха, я лучший или Абу Бакр?” И он ответил: “Абу Бакр”. Затем я спросил: “О Посланник Аллаха, я лучше или Умар?” И он ответил: “Умар”. Потом я еще раз спросил: “О Посланник Аллаха, я лучше или Усман?” И он сказал: “Усман”. И каждый раз, когда я спрашивал, Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отвечал правдиво. Если бы не спрашивал его”.
 
Этот хадис повествует нам об особой обходительности Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, даже с не очень приятными людьми, и эта обходительность притягивала их сердца и становилась причиной принятия ими Ислама.
 
Что касается слов Амра ибн аль-Аса, да будет доволен им Аллах: “Если бы не спрашивал его”, — то есть разные толкования этих слов. Одно из них — что Амр ибн аль-Ас мог подумать, что особая обходительность Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, с ним была связана с тем, что он относился ко злым людям, и поэтому Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, так был обходителен с ним[2].
 
Второе объяснение — что это разочарование от осознания своей ошибки[3].
 
[1] Аль-Байджури, с. 550.
 
[2] Ашраф аль-васаиль, с. 499.
 
[3] Джам’ аль-васаиль, 2/152.

167 УРОК. Нрав Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2

Триста двадцать восьмой хадис
 
حدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا جعفر بن سليمان الضبعي عن ثابت عن أنس بن مالك رضي الله عنه قال:
«خدمت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) عشر سنين فما قال لي أفّ قط، وما قال لي لشيء صنعته لِمَ صنعته، ولا لشيء تركته لم تركته. وكان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) من أحسن الناس خلقاً ولا مسست خزاً ولا حريراً ولا شيئاً كان ألين من كف رسول الله (صلى الله عليه وسلم)، ولا شممت مسكاً قط ولا عطراً كان أطيب من عرق النبي (صلى الله عليه وسلم)».
 
Кутейба ибн Саид передал нам от Джафара ибн Сулеймана ад-Дабуи от Сабита от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: “Я прислуживал Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в течение десяти лет, и он ни разу не сказал мне: «Уф», — и ни разу не сказал мне из-за чего-то, что я сделал: “Почему ты так сделал?” И [он ни разу не сказал] из-за чего-то, что я не сделал: “Почему ты так сделал?”. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, был лучшим из людей по своему нраву. И я никогда не прикасался ни к чему мягче руки Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям: ни к шелку, ни к какому-то другому материалу. И я не вдыхал благовония приятнее капель пота Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям”[1].
 
Анас, да будет доволен им Аллах, с детства был отдан прислужником Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и обычно люди, которые постоянно прислуживают кому-то, — самые первые жертвы плохого нрава их начальников и господ, потому что трудно притворяться перед ними постоянно.
 
И Анас, да будет доволен им Аллах, говорит что за десять лет, которые ему посчастливилось прислуживать господину потомков Адама, солляллаху алейхи ва саллям, не слышал от него никакой грубости или замечаний.
 
И поэтому Всевышний Аллах сказал:
 
وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ
 
“Воистину, твой нрав превосходен”[2].
 
“И я не вдыхал благовония приятнее капель пота Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям”: Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, несмотря на то, что сам источал благовония, все равно использовал их.
 
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
 
» حُبِّبَ إِلَيَّ مِنَ الدُّنْيَا النِّسَاءُ وَالطِّيبُ، وَجُعِلَ قُرَّةُ عَيْنِي فِي الصَّلَاة
 
“Из мирского я люблю женщин и благовония. А намаз — это отрада моих глаз”[3].
 
Триста двадцать девятый хадис
 
حدثنا قتيبة بن سعيد، وأحمد بن عبدة الضبي (والمعنى واحد) قالا حدثنا حماد بن زيد عن سلم العلوي عن أنس بن مالك رضي الله عنه:
«عن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) أنه كان عنده رجل به أثر صفرة قال: وكان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) لا يكاد يواجه أحداً بشيء يكرهه، فلما قام قال للقوم: لو قلتم له يَدَعُ هذه الصفرة«.
 
Кутейба ибн Саид и Ахмад ибн Абада ад-Дабби передают нам оба от Хаммада ибн Зейда от Сальма аль-Аляви от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, от Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, что был рядом с ним человек, который использовал шафран. И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, почти никогда не говорил в лицо человеку то, что могло ему не понравиться. И когда этот человек ушел, то он сказал присутствующим: “Если бы вы сказали ему оставить этот шафран”[4].
 
Если Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, видел что-то запретное и недозволенное, то сразу же говорил об этом и не стеснялся делать замечание за совершение греха, так что это указывает, что совершаемое действие не было запретным, но было нежелательным[5].
 
Что касается причины, по которой Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не нравился этот цвет шафрана, то, по одному из мнений, в то время это было признаком иудеев[6].
 
Триста тридцатый хадис
 
حدثنا محمد بن بشار. حدثنا محمد بن جعفر. حدثنا شعبة عن أبي إسحاق عن أبي عبد الله الجدلي عن عائشة أنها قالت:
«لم يكن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) فاحشاً ولا مُتَفَحِّشاً، ولا صخاباً في الأسواق ولا يجزئ بالسيئة السيئة، ولكن يعفو ويصفح«.
 
Мухаммад ибн Башшар передал нам от Мухаммада ибн Джафара от Шу’бы от Абу Исхака от Абу Абдуллаха аль-Джадали от Аиши: “Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не был неприличным и не выставлял себя неприличным. Он не кричал на рынках и не отвечал на зло злом, а прощал и проявлял снисходительность”[7].
 
Аиша, да будет доволен ею Аллах, описывает нрав Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям: ни в действиях, ни в словах Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не было ничего неприличного — того, что может не понравиться, или того, чего можно устыдиться.
 
Что касается слов: “Не был неприличным и не выставлял себя неприличным”, — то первое — это когда человек по природе испорчен и источает постыдные слова и действия без каких-либо усилий, а второе — когда человек притворяется или заставляет себя так делать по каким-то причинам[8].
 
“Не кричал на рынках”: рынок — это место, где люди обычно кричат и спорят. Иными словами, Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не кричал там, где люди обычно кричат, и очевидно, что он не кричал и в других местах[9].
 
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, — это милость Всевышнего Аллаха для миров, так что эта божественная милость проявлялась и в поведении Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и он прощал тех, кто поступал с ним плохо и грубо.
 
[1] Тирмизи передает этот хадис в “Сунан” (№2015).
 
[2] Коран, 68:4.
 
[3] Насаи, №3939.
 
[4] Абу Дауд, №4182.
 
[5] Ашраф аль-васаиль, с. 500.
 
[6] Джам’ аль-васаиль, 2/155.
 
[7] Тирмизи, Сунан, №2016.
 
[8] Ашраф аль-васаиль, с. 502.
 
[9] “Хашия” аль-Байджури (с. 558).
azan.ru

от admin

Добавить комментарий