Пост Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 5
Двести девяносто второй хадис
حدثنا هارون بن إسحاق الهمذاني. حدثنا عبدة بن سليمان عن هشام بن عروة عن أبيه عن عائشة قالت:
«كان عاشوراء يوماً تصومه قريش في الجاهلية، وكان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يصومه، فلما قدم المدينة صامه وأمر بصيامه، فلما افتُرض رمضان كان رمضان هو الفريضة وترك عاشوراء فمن شاء صامه ومن شاء تركه».
Харун ибн Исхак аль-Хамазани передал нам от Абды ибн Сулеймана от Хишама ибн Урвы от его отца от Аиши: “Курайшиты постились в день Ашура, и Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, постился в этот день. И когда он переселился в Медину, то тоже постился и велел другим поститься. А когда Рамадан стал обязательным, то обязательным был Рамадан и он оставил пост в Ашура. Кто хотел, постился, а кто хотел, не постился в этот день”[1].
День Ашура – это десятое число Мухаррама.
“Курайшиты постились в день Ашура”: некоторые считали, что этот обычай они переняли у людей Писания, а некоторые — что это было частью шариата Ибрахима[2].
“И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, постился в этот день”, — из-за ильхама от Аллаха[3].
“И когда он переселился в Медину”: в версии этого хадиса от Ибн Аббаса в сборниках Бухари[4] и Муслима[5] передается, что когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, прибыл в Медину, то обнаружил, что иудеи тоже постились в этот день. И они объясняли это тем, что в этот день Всевышний Аллах спас Мусу и потопил Фараона. И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
«У нас больше прав на Мусу, чем у вас».
И он постился в этот день и повелевал поститься.
[1] Аль-Бухари (№1893), Муслим (№1131), Абу Дауд (№2442), ат-Тирмизи в “Сунане” (№753) передают этот хадис.
[2] “Хашия” аль-Байджури (с. 492).
[3] “Хашия” аль-Байджури (с. 493).
[4] №2004.
[5] №1130.
УРОК 153
Пост Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 6
Двести девяносто третий хадис
حدثنا محمد بن بشار. حدثنا عبد الرحمن بن مهدي حدثنا سفيان عن منصور عن إبراهيم عن علقمة قال:
«سألت عائشة رضي الله عنها: أكان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يخص الأيام شيئاً؟ قالت كان عمله دِيمة، وأيكم يطيق ما كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
Мухаммад ибн Башшар передал нам от Абдур-Рахмана ибн Махди от Суфьяна от Мансура от Ибрахима от Алькама: “Я спросил Аишу (да будет доволен ею Аллах): “Выделял ли Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) какие-то дни [особым поклонением]?” И она ответила: “Его дела были постоянными”. Кто же из вас сможет то, что мог Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)?”[1]
“Какие-то дни”: совершал он в особые дни какие-то особые посты или намазы, которые не совершал бы в другие дни?
“Его дела были постоянными”: большую часть времени он постоянно делал одно и то же, но иногда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) мог не сделать какое-то дело, чтобы оно не стало обязательным[2].
“Кто же из вас сможет то, что мог Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)?”: Этого никто не сможет, потому что дела Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) были вершиной искренности, осмысленности и сосредоточенности[3].
Ибн Хаджар пишет:
«Она имеет в виду сподвижников, которые, несмотря на возвышенность их стремлений и благодать связи с Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует), не могли это сделать, а другие не смогут и подавно»[4].
Хотя в этом хадисе явно не назван пост, он есть в этой главе, потому что тут подразумевается в том числе и пост[5].
Двести девяносто четвертый хадис
حدثنا هارون بن إسحاق. حدثنا عبدة عن هشام بن عروة عن أبيه عن عائشة قالت:
«دخل عليَّ رسول الله (صلى الله عليه وسلم) وعندي امرأة فقال من هذه؟ قلت: فلانة لا تنام الليل، فقال رسول الله (صلى الله عليه وسلم): عليكم من الأعمال ما تطيقون فوالله لا يمَلُّ الله حتى تملوا وما كان أحب ذلك إلى رسول الله (صلى الله عليه وسلم) الذي يدوم عليه صاحبه».
Харун ибн Исхак передал нам от Абада от Хишама ибн Урвы от его отца от Аиши: “Ко мне зашел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), и у меня была одна женщина, и он спросил: “Кто она?” Я сказала: “Та, которая не спит всю ночь”. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Совершайте те дела, что можете. Клянусь Аллахом, что Аллах не устанет, пока не устанете вы». И для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не было человеческого дела больше, чем то, которое человек совершал регулярно”[6].
“И у меня была одна женщина”: передается, что ее звали аль-Хавля бинт Тувейт из племени бану Асад[7].
“Я сказала: “Та, которая не спит всю ночь””, — совершая намаз, зикр и дуа.
Буквальный смысл хадиса указывает, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) хвалила ее в лицо, но имам аль-Байджури указывает на риваяты, в которых передается, что она сказала это после того, как та ушла[8].
“Совершайте те дела, что можете”, — то есть дела, которые сможете совершать регулярно.
“Клянусь Аллахом, что Аллах не устанет, пока не устанете вы”: Всевышний Аллах совершенен и поэтому не может устать, поэтому в хадисе, безусловно, не имеется в виду буквальный смысл, а подразумевается, что Аллах будет награждать вас столько, сколько вы будете совершать дела[9].
В этом хадисе тоже пост не упоминается напрямую, но пост — это дело, относящееся к поклонению[10].
Двести девяносто пятый хадис
حدثنا أبو هشام (محمد بن يزيد الرفاعي). حدثنا ابن فضيل عن الأعمش عن أبي صالح قال:
«سألت عائشة وأم سلمة أي العمل كان أحب إلى رسول الله (صلى الله عليه وسلم) قالتا: ما دِيمَ عليه وإن قل«.
Абу Хишам Мухаммад ибн Язид ар-Рифаи передал нам от ибн Фудейля от аль-Амаша от Абу Салиха: “Я спросил и Аишу, и Умм Саляму, какое дело больше всего любил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). И они обе ответили: “То, которое совершается регулярно, даже если оно малое””[11].
Имам аль-Байжури пишет:
«Неважно, много или мало, потому что постоянство поклонения — это постоянство в поминании и сосредоточенности, а если перестаешь совершать дело, этого нет.На основе этого хадиса суфии порицают тех, кто перестает совершать свои вирды, как порицают и тех, кто перестает совершать свои обязательные (фард) дела»[12].
[1] Бухари, №1987; Муслим, №2783; Абу Дауд, №1370.
[2] “Хашия” аль-Байджури (с. 494).
[3] “Хашия” аль-Байджури (с. 494).
[4] Ашраф аль-васаиль, с. 440.
[5] “Хашия” аль-Байджури (с. 494).
[6] Бухари, №43; Муслим, №785; Абу Дауд, №1368.
[7] “Хашия” аль-Байджури (с. 495).
[8] “Хашия” аль-Байджури (с. 495).
[9] “Хашия” аль-Байджури (с. 496).
[10] Ашраф аль-васаиль, с. 442.
[11] Имам ат-Тирмизи тоже передает этот хадис в “Сунане” (№2856).