2024/1/18 КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (144, 145) - Пророк Мухаммад
Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи

  УРОК 144. Намаз ад-духа, часть 3

Двести семьдесят пятый хадис
 
حدثنا ابن أبي عمر. حدثنا وكيع. حدثنا كهمس بن الحسن عن عبد الله بن شقيق قال:
«قلت لعائشة رضي الله تعالى عنها أكان النبي (صلى الله عليه وسلم) يصلي الضحى قالت: لا، إلا أن يجيء من مغيبه».
 
Ибн Абу Умар передал нам от Вакиа от Кахмаса ибн аль-Хасана от Абдуллаха ибн Шакика: “Я спросил Аишу (да будет доволен ею Аллах): “Совершал ли Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, намаз ад-духа?” И она ответила: “Нет, только когда возвращался из путешествия”[1].
 
Мулла Али аль-Кари указывает, что в этом хадисе речь идет о совершении намаза ад-духа в мечети[2].
 
И доказательством тому служат слова Кааба ибн Малика:
 
، وَكَانَ قَلَّمَا يَقْدَمُ مِنْ سَفَرٍ سَافَرَهُ إِلَّا ضُحًى وَكَانَ يَبْدَأُ بِالْمَسْجِدِ فَيَرْكَعُ رَكْعَتَيْنِ
 
“[Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям,] почти всегда возвращался из путешествия утром и первым делом заходил в мечеть и совершал два ракаата”[3].
 
В риваяте этого хадиса, который передается у Абу Дауда[4], есть такое дополнение:
 
قُلْتُ : هَلْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقْرِنُ بَيْنَ السُّورَتَيْنِ ؟ قَالَتْ : مِنَ الْمُفَصَّلِ
 
“А еще я [, то есть Абдуллах ибн Шакик,] спросил [Аишу (да будет доволен ею Аллах)]: “А Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, объединял две суры [в одном ракаате]?”
 
И она ответила: “[Да, суры] из аль-муфассаль””.
 
А в версии этого же хадиса, которую передает ан-Насаи[5], встречаем такое дополнение:
 
قُلْتُ : هَلْ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصُومُ شَهْرًا كُلَّهُ ؟ قَالَتْ : لَا، مَا عَلِمْتُ صَامَ شَهْرًا كُلَّهُ إِلَّا رَمَضَانَ، ِ
 
“А еще я[, то есть Абдуллах ибн Шакик,] спросил [Аишу (да будет доволен ею Аллах)]: “Постился ли Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, весь месяц?”
 
Она ответила: “Нет. Я не знаю такого, чтобы он постился весь месяц, кроме Рамадана”.
 
Двести семьдесят шестой хадис
 
حدثنا زياد بن أيوب البغدادي. حدثنا محمد بن ربيعة عن فضيل بن مرزوق عن عطية عن أبي سعيد الخدري رضي الله تعالى عنه قال:
«كان النبي (صلى الله عليه وسلم) يصلي الضحى حتى نقول لا يدعها ويدعها حتى نقول لا يصليها».
 
Зияд ибн Аюб аль-Багдади передал нам от Мухаммада ибн Рабиа от Фудейля ибн Марзука от Атыя от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах): “Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, читал намаз ад-духа [так регулярно], что мы думали, что он не оставит его, а затем оставлял [на такой длительный срок], что мы думали, что он больше не будет его совершать”.
 
Этот хадис указывает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, постоянно читал намаз ад-духа, а потом переставал, чтобы сподвижники не подумали, что это обязательный намаз. Но, так как Шариат уже установлен, желательно совершать этот намаз постоянно[6].
 
Что касается постоянства в этом намазе, то имам Ибн Хузейма[7] и  имам аль-Хаким[8] передают хадис от Абу Хейра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
 
«لَا يُحَافِظُ عَلَى صَلَاةِ الضُّحَى إِلَّا أَوَّابٌ» قَالَ: «وَهِيَ صَلَاةُ الْأَوَّابِينَ
 
“Намаз ад-духа совершает постоянно только кающийся (авваб)”.
 
И он сказал: “Это намаз кающихся (аввабин)”.
 
Аввабин — это еще одно название намаза ад-духа, хотя под этим названием более известен намаз после магриба.
 
Намаз ад-духа назван намазом аввабин и в другом хадисе:
 
صَلَاةُ الْأَوَّابِينَ حِينَ تَرْمَضُ الْفِصَالُ
 
“Намаз кающихся (аввабин) совершают, когда песок сильно нагревается”[9].
 
Имам ан-Навави говорит, что речь идет о времени, которое приближается к зениту (заваль), и это самое лучшее время для намаза ад-духа[10].
 
[1] Муслим, №717; Абу Дауд, №1292; ан-Насаи, №2184.
 
[2] Джам’ аль-васаиль, 2/90.
 
[3] Бухари, №4677.
 
[4] №1292.
 
[5] №2184.
 
[6] “Хашия” аль-Байджури (с. 477).
 
[7] “Сахих” Ибн Хузеймы (№1223).
 
[8] Аль-Мустадрак, 1/459, №1182; и он сказал: “Хадис достоверный и отвечает условиям Муслима”.
 
[9] Муслим, №748.
 
[10] Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим, 6/30.

УРОК 145. Намаз ад-духа, часть 4

Двести семьдесят седьмой хадис
 
حدثنا أحمد بن منيع. عن هشيم. حدثنا عبيدة عن إبراهيم عن سهم بن منجاب عن قرثع الضبي (أو) عن قزعة عن قرثع عن أبي أيوب الأنصاري رضي الله تعالى عنه:
«أن النبي (صلى الله عليه وسلم) كان يدمن أربع ركعات عند زوال الشمس فقلت يا رسول الله إنك تدمن هذه الأربع ركعات عند زوال الشمس فقال: إن أبواب السماء تفتح عند زوال الشمس فلا تُرتج حتى تُصلَّى الظهر، فأحب أن يصعد لي في تلك الساعة خير. قلت أفي كلهن قراءة؟ قال نعم. قلت هل فيهن تسليم فاصل قال لا».
أخبرني أحمد بن منيع حدثنا أبو معاوية حدثنا عبيدة عن إبراهيم عن سهم بن منجاب عن قزعة عن قرثع عن أبي أيوب الأنصاري رضي الله عنه عن النبي (صلى الله عليه وسلم) نحوه.
 
Ахмад ибн Мани передал нам от Хушейма от Убейды от Ибрахима от Сахма ибн Минджаба от Карсаа ад-Дабаи или от Казаа от Карсаа от Абу Аюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах: “Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, постоянно совершал четыре ракаата во время зенита (заваль). И я сказал: “О Посланник Аллаха, ты постоянно совершаешь эти четыре ракаата во время [сразу после] зенита”. И он сказал: “Двери небес открываются перед зенитом и не закрываются до совершения зухра. И я хочу, чтобы на эти небеса поднималось благо для меня”. И я спросил: “В каждом ракаате нужно читать [Коран]?”. Он сказал: “Да”. Я спросил: “Нужно разделять салямом эти ракааты?” Он ответил: “Нет””.
 
Ахмад ибн Мани передал мне от Абу Муавии от Убейды от Ибрахима от Сахма ибн Минджаба от Казаа от Карсаа от Абу Аюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, то же самое[1].
 
“Во время зенита (заваль)”, — то есть сразу после, потому что есть хадис с порицанием совершать намаз во время зенита, а в этом хадисе говорится: “Во время зенита”, — чтобы указать, что этот намаз читался сразу после нежелательного времени[2].
 
Некоторые сказали, что речь идет о дополнительном (нафль) намазе «аз-заваль», а некоторые — что речь о четырех ракаатах сунны муаккада перед зухром, и это более сильное мнение, потому что в хадисе отмечается, что этот намаз Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, читал постоянно, а Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, постоянно после зенита совершал лишь сунну муаккада перед зухром[3].
 
В каждом ракаате нужно читать [Коран]?”: иными словами, нужно ли читать дополнительную суру после чтения суры “Аль-Фатиха”[4].
 
“Он ответил: “Нет””: значит, четыре ракаата сунны намаза зухр читают с одним салямом, и это соответствует мнению ханафитов.
 
Не очень понятна связь между этим намазом и намазом ад-духа, о котором говорится в этой главе. По логике этот хадис должен был быть в предыдущей главе, однако, возможно, из-за того что эти намазы близки по времени друг другу, имам ат-Тирмизи решил передать этот хадис в этом разделе[5].
 
Что касается иснадов этого хадиса, то в первом иснаде после Ибрахима ан-Нахаи от Сахма ибн Минджаба — сомнение: либо от Казаа от Карсаа от Абу Аюба, либо Карсаа от Абу Аюба. Во втором иснаде этого сомнения нет: там сразу говорится: “От Казаа от Карсаа от Абу Аюба”.
 
[1] Абу Дауд, №1270; Ибн Маджа, №1157.
 
[2] Джам’ аль-васаиль, 2/91.
 
[3] “Хашия” аль-Байджури (с. 478).
 
[4] Мунтаха ас-суль, 3/61.
 
[5] Джам’ аль-васаиль, 2/92.
azan.ru

от admin

Добавить комментарий