Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

Комментарии к «Аш-Шамаиль аль-Мухаммадийя» имама Ат-Тирмизи  УРОК 142. НАМАЗ АД-ДУХА, часть 1

باب صلاة الضحى
وفيه (8) أحاديث
 
Глава о намазе ад-духа, и в ней восемь хадисов.
 
Двести семьдесят второй хадис
 
حدثنا محمود بن غيلان. حدثنا أبو داود الطيالسي. حدثنا شعبة عن يزيد الرشك قال:
«سمعت مُعاذة قالت قلت لعائشة رضي الله تعالى عنها أكان النبي (صلى الله عليه وسلم) يصلي الضحى، قالت نعم أربع ركعات ويزيد ما شاء الله عز وجل«.
 
Махмуд ибн Гаялян передал нам от Абу Дауда ат-Таялиси от Шу’ба от Язида ар-Ришка: «Я слышал, как Муаза[1] сказала: «Я спросила Аишу, да будет доволен ею Аллах: «Совершал ли Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, намаз духа?». И она ответила: «Да, четыре ракаата, но иногда мог добавлять так, как пожелал Аллах»»»[2].
 
Намаз ад-духа – это дополнительный намаз, который совершался с окончанием нежелательного времени после утреннего намаза и до полудня (заваля), но желательно его прочитать после четверти этого светового промежутка[3].
 
Некоторые называют намаз, который совершают сразу после окончания нежелательного времени после утреннего намаза, ишраком[4].
 
И обычно факихи не разделяют намазы ишрак и духа, но шейх Юсуф аль-Бинори в своем толковании Тирмизи[5] указал, что имам ад-Дарими в своем «Сунане» разделяет хадисы о совершении нафль-намаза после восхода солнца[6] и окончания нежелательного времени и о намазе ад-духа[7].
 
«Четыре ракаата», – то есть чаще всего он читал четыре ракаата, но иногда – два , иногда шесть, а иногда восемь. И это максимум согласно достоверному мнению шафитов, как передают аль-Байджури[8] и Ибн Хаджар[9].
 
По мнению ханафитов, минимум – это два ракаата, а максимум – двенадцать ракаатов[10].
 
И в качестве подтверждения того, что максимум – это двенадцать ракаатов, приводят следующий хадис:
 
مَنْ صَلَّى الضُّحَى ثِنْتَيْ عَشْرَةَ رَكْعَةً بَنَى اللَّهُ لَهُ قَصْرًا مِنْ ذَهَبٍ فِي الْجَنَّةِ
 
«Кто совершит намаз духа в двенадцать ракаатов, тому Всевышний Аллах построит в Раю дом из золота»[11].
 
Что касается минимума, то передают слова Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям:
 
مَنْ حَافَظَ عَلَى شُفْعَةِ الضُّحَى غُفِرَ لَهُ ذُنُوبُهُ، وَإِنْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ الْبَحْرِ
 
«Кто будет постоянно читать два ракаата намаза ад-духа, тому простятся грехи, даже если их будет с морскую пену»[12].
 
«Но иногда мог добавлять так, как пожелал Аллах»: буквальное значение указывает на то, что можно прочитать сколько угодно ракаатов, но из существующих хадисов устанавливается, что максимум либо восемь ракаатов, либо двенадцать[13].
 
И Ибн Хаджар пишет:
 
«Малое количество, совершаемое в виде следования [Сунне], превосходит по награде большее количество»[14].
 
Иными словами, если человек, например, совершит восемь ракаатов намаза духа, потому что это число ракаатов читал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, то за это будет больше награды, чем если он совершит, например, двадцать ракаатов.
 
Два наших учителя: Алихаджи из Кикуни и муфтий Ибрахим Десаи, да хранит их Аллах, – постоянно делали студентам наставление читать намаз ад-духа, считая, что эта сунна крайне важна и при этом многие не практикуют ее.
 
И в этом, безусловно, подражание наставлению Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, как передает Анас:
 
أَوْصَانِي خَلِيلِي بِثَلَاثٍ لَا أَدَعُهُنَّ حَتَّى أَمُوتَ : صَوْمِ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ، وَصَلَاةِ الضُّحَى، وَنَوْمٍ عَلَى وِتْرٍ.
 
«Мой друг [Посланник Аллаха, соллаллаху алейхи ва саллам] завещал мне три вещи, и я их не оставлю до смерти: поститься три дня в каждом месяце, намаз ад-духа и ложиться спать после совершения витра»[15].
 
Ценность этого совета видна и в следующем хадисе:
 
يُصْبِحُ عَلَى كُلِّ سُلَامَى مِنْ أَحَدِكُمْ صَدَقَةٌ ؛ فَكُلُّ تَسْبِيحَةٍ صَدَقَةٌ، وَكُلُّ تَحْمِيدَةٍ صَدَقَةٌ، وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ، وَكُلُّ تَكْبِيرَةٍ صَدَقَةٌ، وَأَمْرٌ بِالْمَعْرُوفِ صَدَقَةٌ، وَنَهْيٌ عَنِ الْمُنْكَرِ صَدَقَةٌ، وَيُجْزِئُ مِنْ ذَلِكَ رَكْعَتَانِ يَرْكَعُهُمَا مِنَ الضُّحَى.
 
«Когда вы просыпаетесь, то каждый из ваших суставов должен выплатить милостыню. И каждый тасбих [слова: «Субханаллах] – это милостыня, каждое восхваление [слова: «Альхамдулиллях»] – это милостыня, каждый тахлиль [слова: «Ля иляха илляллах»] – это милостыня, каждый такбир [слова: «Аллаху акбар»] – это милостыня, повеление благого – это милостыня, запрет порицаемого – это милостыня, но за все это засчитается два ракаата намаза духа»[16].
 
Имам аль-Хаким ан-Нейсабури, который написал отдельную книгу про намаз ад-духа, указывает, что хафизы из числа его учителей совершали четыре ракаата ад-духа, считая, что это самое достоверное, что есть в этом разделе, и поэтому призывал подражать в этом имамам в области хадиса[17].
 
Пусть Аллах даст тауфик оживить эту Сунну!
 
[1] Дочка Абдуллаха аль-Адави.
 
[2] Муслим, № 719; Ибн Маджа, №1381.
 
[3] «Хашия» аль-Байджури (с. 473).
 
[4] Джам’ аль-васаиль, 2/85.
 
[5] Ма’риф ас-cунан, 4/270.
 
[6] «Сунан» ад-Дарими (№1492).
 
[7] «Сунан» ад-Дарими (№1493-1495).
 
[8] «Хашия» аль-Байджури (с. 474).
 
[9] С. 408.
 
[10] «Хашия» Ибн Абидина (2/564).
 
[11] «Сунан» ат-Тирмизи (№473); Ибн Маджа, №1380.
 
[12] «Сунан» ат-Тирмизи (№476); Ибн Маджа, №1382.
 
[13] Ашраф аль-васаиль, с. 409.
 
[14] Там же.
 
[15] Бухари, №1178; Муслим, №721.
 
[16] Муслим, №720.
 
[17] Зад аль-маад, с.112.
УРОК 143. НАМАЗ АД-ДУХА, часть 2
Двести семьдесят третий хадис
 
حدثنا محمد بن المثنى. حدثني حكيم بن معاوية الزيادي. حدثنا زياد بن عبيد الله بن الربيع الزيادي عن حميد الطويل عن أنس بن مالك:
«أن النبي (صلى الله عليه وسلم) كان يصلي الضحى ست ركعات».
 
Мухаммад ибн аль-Мусанна передал нам от Хакима ибн Муавии аз-Зияди от Зияда ибн Убейдуллаха ибн ар-Рабиа аз-Зияди от Хумейда ат-Тавиля от Анаса ибн Малика, что Пророк, соллялаху алейхи ва саллям, совершал намаз духа в шесть ракаатов»[1].
 
Имеется в виду, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, иногда читал шесть ракаатов намаза ад-духа[2].
 
Двести семьдесят четвертый хадис
 
حدثنا محمد بن المثنى. حدثنا محمد بن جعفر. حدثنا شعبة عن عمرو بن مرَّة عن عبد الرحمن بن أبي ليلى قال:
«ما أخبرني أحد أنه رأى النبي (صلى الله عليه وسلم) يصلي الضحى إلا أم هانئ رضي الله تعالى عنها فإنها حدَّثت أن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) دخل بيتها يوم فتح مكة فاغتسل فسبح ثمان ركعات ما رأيته (صلى الله عليه وسلم) صلى صلاة قط أخف منها غير أنه كان يتم الركوع والسجود».
 
Мухаммад ибн аль-Мусанна передал нам от Мухаммада ибн Джафара от Шу’ба от Амра ибн Мурра от Абдур-Рахмана ибн Абу Лейла: «Мне никто не сообщал, что видел, как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз ад-духа, кроме Умм Ханиъ, да будет доволен ею Аллах. И она рассказала, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, зашел в ее дом после завоевания Мекки, совершил полное омовение (гусль), а затем прочитал восемь ракаатов: «И я не видела, чтобы Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз так быстро, но при этом он выполнял полноценно поясной поклон и земной»[3]
 
«Мне никто не сообщал», – из числа сподвижников[4].
 
«Совершал намаз так быстро»: Ибн Хаджар указывает, что это не довод на желательность читать намаз духа очень быстро, потому что эта быстрота была связана с делами, которые были в Мекке, и нет довода на то, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, постоянно читал духа быстро в отличие от сунны утреннего намаза[5].
 
И в риваяте, который передается у аль-Бухари, Умм Ханиъ[6] говорит: «Это и есть духа»[7].
 
Что касается законности самого намаза духа, то среди сподвижников было разногласия насчет этого.
 
От Ибн Масуда[8], Абдур-Рахмана ибн Ауфа[9] и Ибн Умара[10] передается, что они не совершали намаз ад-духа и говорили, что не видели, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершал его.
 
И передается, что у Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, спросили:
 
— Ты совершаешь намаз духа?
 
И он ответил:
 
— Нет.
 
— А совершал ли этот намаз Умар?
 
Он ответил:
 
— Нет.
 
— А совершал ли его Абу Бакр?
 
Он ответил:
 
— Нет.
 
— А совершал ли его Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям?
 
Он ответил:
 
— Я не думаю [что он совершал][11].
 
Ученые объясняют эти слова так: либо они не знали об этом намазе, потому что они до них не дошли эти хадисы, либо они отвергали совершение этого намаза в мечети и то, что люди собираются для него вместе, что считается новшеством[12].
 
Первая версия маловероятна, а вот вторая подтверждается риваятом от Масрука, который рассказывает, что они сидели в мечети и читали Коран, а затем вставали и совершали намаз духа, и это дошло до Ибн Масуда, и он сказал:
 
«Рабы Аллаха! Почему вы заставляете других рабов Аллаха делать то, что Аллах их не заставил?! Если хотите совершать [этот намаз], то у себя дома!»[13]
 
Ибн Хаджар указывает, что намаз духа желательно совершать в мечети[14], но Мулла Али аль-Кари[15] не соглашается с ним, и этот асар Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, выступает в качестве довода в пользу того, что этот намаз лучше читать дома.
 
Чтобы лучше разобраться в причинах такого внешнего разногласия, следует понять, что в Шариате намазы можно разделить на два вида: намазы, коллективное чтение которых узаконено, такие как обязательные намазы, намаз таравих и витр в Рамадан, праздничные намазы, похоронный намаз, намаз затмения и испрашивания дождя, и намазы, которые совершаются индивидуально.
 
Намазы, которые совершаются индивидуально, в свою очередь можно разделить на сунну, которая совершается до и после намаза, и желательные (нафль) намазы в общем, к которым относится намаз ад-духа, и эта группа намазов называется у ханафитов «мустахабб».
 
Сподвижники не любили публично совершать мустахабб, полагая, что в публичное постоянное его совершение будет указывать на обязательность этого действия и оно станет новшеством, потому что превратится в некий установленный самостоятельный обрядом, словно таравих в Рамадан.
 
И поэтому от Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что она запирала двери, а потом совершала намаз духа[16].
 
И передается, что Абу Миджляз тоже читал намаз духа дома[17].
 
И поэтому, когда Абу Бакрата, да будет доволен им Аллах, увидел, как люди совершают намаз духа, то он сказал, что они совершают намаз, который не делал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и не делали его сподвижники[18].
 
Если принять во внимание все вышеупомянутые риваяты, можно предположить, что, видимо, он увидел, как они совершали этот намаз в мечети на виду у людей постоянно, внушая своим постоянством мысль, что это действие – сунна муаккада или ваджиб.
 
Есть и другое объяснение этому разногласию насчет намаза ад-духа, которое передает автор «Зад аль-маад»[19] от своего учителя[20], и оно заключается в том, что намаз ад-духа читался только в пути или по какой-то причине, такой как завоевание Мекки, а при обычном положении дел, когда человек не в пути, этот намаз не совершается.
 
Но это объяснение противоречит хадису от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который мы уже передавали, о том, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, завещал ему совершать намаз ад-духа.
 
Автор «Зад аль-Маад»[21] отвечает, что это был личный совет для Абу Хурейры, потому что тот по ночам повторял хадисы, и предпочитал это ночному намазу, и поэтому Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, посоветовал ему совершать намаз ад-духа.
 
Но объяснение, которое выше, автору кажется более сильным, потому что этот намаз совершала и Аиша, да будет доволен ею Аллах, закрывая двери, что указывает на то, что она читала его дома, а не в пути или по какому-то поводу.
 
И Мулла аль-Кари[22] пишет о слабости этой позиции, не указывая, впрочем, на того, кто ей придерживался, поскольку это же наставление передается от Абу ад-Дарды[23] и Абу Зарра[24].
 
Великий мухаддис Ибн Хузейма в «Сахихе» отвел двенадцать глав намазу ад-духа, по названиям которых можно понять, что он склоняется к тому, что намаз ад-духа законно читать как по некой причине (например, после возвращения из пути), так и если человек не в пути, и пишет:
 
«Сообщения, которые следует принимать, – это сообщения тех, которые говорили, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз ад-духа, а не сообщения тех, кто говорит, что он не совершал намаз ад-духа»[25].
 
Одна из глав называется так – «Глава, в которой объясняется, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, совершал намаз ад-духа не только в день, когда возвращался из пути»[26]. И эта фраза еще раз повторяется в одной из следующих глав[27].
 
Безусловно, толкование Ибн Хузейма более авторитетно, чем понимание автора «Зад аль-маад» и его учителя.
 
Мулла аль-Кари объединил эти две точки зрения и сказал, что, возможно, намаз духа был в первый раз совершен из-за завоевания Мекки, а потом Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, продолжил его совершать[28].
 
Аллах знает лучше.
 
[1] С этим иснадом передает хадис только имам ат-Тирмизи.
 
[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 475).
 
[3] Бухари, №357; Муслим, №336; ат-Тирмизи в «Сунан» (№2734).
 
[4] «Хашия» аль-Байджури (с. 475).
 
[5] Ашраф аль-васаиль, с. 411.
 
[6] Сестра Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.
 
[7] №357.
 
[8] «Мусаннаф» Абдур-Раззака (№4875).
 
[9] «Мусаннаф» Абдур-Раззака (№4876).
 
[10] «Мусаннаф» Абдур-Раззака (№4877).
 
[11] «Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы (№7773).
 
[12] «Хашия» аль-Байджури (с. 475).
 
[13] «Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы (№7777).
 
[14] Ашраф аль-васаиль, с. 408.
 
[15] Джам’ аль-васаиль, 2/87.
 
[16] «Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы (№7795).
 
[17] «Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы (№7798).
 
[18] «Муснад» Ахмада (№20460), «Сунан» ад-Дарими (№1497).
 
[19] С. 109-116. Книга Ибн Каййима аль-Джаузия.
 
[20] Ибн Таймийя.
 
[21] С. 114-115.
 
[22] Джам’ аль-васаиль, 2/89.
 
[23] Муслим, №722.
 
[24] Ан-Насаи, №2404.
 
[25] «Сахих» Ибн Хузеймы, 1/608.
 
[26] «Сахих» Ибн Хузеймы, 1/608.
 
[27] 1/609.
 
[28] Джам’ аль-васаиль, 2/89.
azan.ru

от admin

Добавить комментарий