140 УРОК. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 11
Двести шестьдесят восьмой хадис
حدثنا أحمد بن منيع. حدثنا إسماعيل بن إبراهيم. حدثنا أيوب عن نافع عن ابن عمر رضي الله عنهما قال حدثتني حفصة:
«أن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) كان يصلي ركعتين حتى يطلع الفجر وينادي المنادي»
قال أيوب: وأراه قال خفيفتين.
Ахмад ибн Мани передал нам от Исмаиля ибн Ибрахима от Аюба от Нафиа от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «Хафса сообщила мне, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершал два раката с восходом солнца и когда муаззин совершал азан».
Аюб сказал: «И мне кажется, что он сказал: «[Два] быстрых [ракаата]»[1].
Речь идет о двух ракаатах желательного намаза перед утренним намазом. От Хасана аль-Басри передается, что он считал эти два ракаата ваджибом[2].
Некоторые передают хадис о том, что желательно удлинять чтение этих двух ракаатов, но хадис об этом слабый[3].
И среди факыхов есть разногласия насчет того, что понимать под быстротой совершения этих двух ракаатов: имам Малик считал, что в этих двух ракаатах читается только сура «Аль-Фатиха», а некоторые саляф считали, что вообще ничего не читается[4].
Что касается того, что именно Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, читал в этих двух ракаатах после «Фатихи», то Ибн Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, передает, что в первом ракаате Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, читал суру «Аль-Кафирун», а во втором – «Аль-Ихляс»[5].
Двести шестьдесят девятый хадис
حدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا مروان بن معاوية الفزاري عن جعفر بن برُقاق عن ميمون بن مهران عن ابن عمر رضي الله عنهما قال:
«حفظت من رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ثماني ركعات ركعتين قبل الظهر ركعتين بعدها وركعتين بعد المغرب وركعتين بعد العشاء. قال: ابن عمر وحدثتني حفصة بركعتي الغداة ولم أكن أراهما من النبي (صلى الله عليه وسلم)»
Кутейба ибн Саид передал нам от Марвана ибн Муавии аль-Фаззари от Джафара ибн Буркана от Маймуна ибн Михрана от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «Я запомнил от Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, восемь ракаатов [сунны муаккада]: два рааката до обеденного (зухр) намаза и два после, два ракаата после вечернего (магриб) и два раката после ночного (иша). Ибн Умар сказал: «И Хафса рассказала мне о двух утренних ракаатах, которые я не видел, как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, совершал»»[6].
Ибн Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, не видел, как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, совершал эту сунну, потому что Посланник Аллаха, соллаллаху алейхи ва саллам, чаще всего читал ее дома[7].
Ибн Умар говорит о времени перед фаджром:
وَكَانَتْ سَاعَةً لَا أَدْخُلُ عَلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِيهَا«И это время, когда я не заходил к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям»[8].
Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, больше всех сунн проявлял постоянство именно в этих двух ракаатах[9].
[1] Бухари, №618; Муслим, №723; Тирмизи, Сунан, №433.
[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 469).
[3] Ашраф аль-васаиль, с. 399.
[4] Мунтаха ас-суль, 3/52.
[5] Тирмизи, №417; Насаи, №992; Ибн Маджа, №1149.
[6] Бухари, №1180; Тирмизи, Сунан, №417.
[7] «Хашия» аль-Байджури (с. 470).
[8] Бухари, №1173.
[9] Бухари, №1163.
141 УРОК. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 12
Двести семидесятый хадис
حدثنا أبو سلمة يحيى بن خلف. حدثنا بشر بن المفضل عن خالد الحذاء عن عبد الله بن شقيق قال: سألت عائشة رضي الله عنها عن صلاة رسول الله (صلى الله عليه وسلم) قالت:
«كان يصلي قبل الظهر ركعتين وبعدها ركعتين وبعد المغرب ركعتين وبعد العشاء ركعتين وقبل الفجر ثنتين».
Абу Салама Яхья ибн Халяф передал нам от Бишра ибн аль-Муфаддара от Халида аль-Хаза от Абдуллаха ибн Шакика: «Я спросил Аишу, да будет доволен ею Аллах, о [желательных (сунна)] намазах Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и она сказала: «Перед обеденным (зухр) намазом он совершал два ракаата и после – тоже два, после вечернего (магриб) – два ракаата и после ночного (иша) – два рааката и еще два [ракаата] перед утренним (фаджр)»»[1].
Этот же риваят Халида аль-Хаза от Абдуллаха ибн Шакика от Аиши записан в «Сахихе» Муслима[2] немного по-другому:
كَانَ يُصَلِّي فِي بَيْتِي قَبْلَ الظُّهْرِ أَرْبَعًا، ثُمَّ يَخْرُجُ فَيُصَلِّي بِالنَّاسِ، ثُمَّ يَدْخُلُ فَيُصَلِّي رَكْعَتَيْنِ، وَكَانَ يُصَلِّي بِالنَّاسِ الْمَغْرِبَ، ثُمَّ يَدْخُلُ فَيُصَلِّي رَكْعَتَيْنِ، وَيُصَلِّي بِالنَّاسِ الْعِشَاءَ، وَيَدْخُلُ بَيْتِي فَيُصَلِّي رَكْعَتَيْنِ«[Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям,] совершал в моем доме перед обеденным (зухр) четыре ракаата, а затем выходил и совершал с людьми [зухр], а потом приходил и совершал два ракаата [сунны после зухра]. Потом он читал с людьми вечерний (магриб) намаз, а потом заходит и совершал два ракаата. И еще он совершал с людьми ночной (иша) намаз, а затем приходил в мой дом и совершал два ракаата».
И от Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается:
، عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ لَا يَدَعُ أَرْبَعًا قَبْلَ الظُّهْرِ، وَرَكْعَتَيْنِ قَبْلَ الْغَدَاةِ«Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, не оставлял четыре ракаата до обеденного (зухр) и два ракаата до утреннего намаза»[3].
И поэтому ханафиты говорят, что четыре ракаата перед зухром – это сунна муаккада и совершается с одним салямом[4].
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
مَنْ حَافَظَ عَلَى أَرْبَعِ رَكَعَاتٍ قَبْلَ الظُّهْرِ، وَأَرْبَعٍ بَعْدَهَا ؛ حُرِّمَ عَلَى النَّارِ«Кто будет постоянно совершать четыре ракаата до обеденного (зухр) намаза и после, тот станет запретен для огня»[5].
Двести семьдесят первый хадис
حدثنا محمد بن المثنى. حدثنا محمد بن جعفر. حدثنا شعبة عن أبي إسحاق قال: سمعت عاصم بن ضمرة يقول سألنا علياً كرم الله وجهه عن صلاة رسول الله (صلى الله عليه وسلم) من النهار فقال:
«إنكم لا تطيقون ذلك، قال فقلنا من أطاق ذلك منا صلى، فقال كان إذا كانت الشمس من ههنا كهيأتها من ههنا عند العصر صلى ركعتين، وإذا كانت الشمس من ههنا كهيأتها من ههنا عند الظهر صلى أربعاً ويصلي قبل الظهر أربعاً وبعدها ركعتين وقبل العصر أربعاً يفصل بين كل ركعتين بالتسليم على الملائكة المقربين والنبيين ومن تبعهم من المؤمنين والمسلمين».
Мухаммад ибн аль-Мусанна передал нам от Мухаммада ибн Джафара от Шу’ба от Абу Исхака: «Я слышал, как Асым ибн Джамра говорил: «Мы спросили Али, да озарит Аллах его лик, о намазе Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, днем, и он сказал: «Вы не сможете [так же совершать]».
И мы сказали: «Кто из нас сможет, тот будет так читать намаз».
[И тогда] он сказал: «И когда солнце было отсюда [от востока] так же, как отсюда [от запада], то он совершал два ракаата [ишрака]. А когда солнце было отсюда [от востока] как отсюда [от запада] перед зухром [зенитом], то он совершал четыре ракаата [духа], отделяя каждые ракааты. Перед зухром он совершал четыре ракаата, а после – два. До асра он совершал четыре ракаата, отделяя каждые два ракаата приветствием приближенным ангелам, пророкам и тем, кто последовал за ними из числа верующих и мусульман»»»[6].
Мулла Али аль-Кари говорит:
«Это указывает на то, что задавших вопрос призвали проявлять постоянство в поклонении, потому что цель знаний – в делах»[9].
«До асра совершал четыре ракаата»: Ибн Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, передает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
: » رَحِمَ اللَّهُ امْرَأً صَلَّى قَبْلَ الْعَصْرِ أَرْبَعًا «.«Да помилует Аллах человека, который совершил перед асром четыре ракаата»[10].
«Приветствием приближенным ангелам»: некоторые сказали, что речь идет о приветствии праведников в чтении самого ташаххуда, и это мнение Муллы Али аль-Кари,[11] но Ибн Хаджар склоняется к тому, что имеется в виду салям в конце двух ракаатов[12], однако на это ответили, что приветствие в конце намаза дается присутствующим, а те, кто назван в хадисе, физически не присутствовали при намазе.
Что касается намаза ад-духа, который указан в этом хадисе, то об этом будет рассказано в следующей главе.
[1] Абу Дауд, №1251; Тирмизи, Сунан, №432.
[2] №730.
[3] Бухари, №1182.
[4] «Хашия» Ибн Абидина (2/545).
[5] Абу Дауд, №1269; Тирмизи, №427.
[6] Тирмизи в «Сунане» (№599) и Ибн Маджа (№1161) тоже передают этот хадис.
[7] «Хашия» аль-Байджури (с. 471).
[8] Ашраф аль-васаиль, с. 404.
[9] Джам’ аль-васаиль, 2/84.
[10] Абу Дауд, №1271; Тирмизи, №430.
[11] Джам’ аль-васаиль, 2/85.