Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

131 урок. Глава о сне Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 5  131 урок. Глава о сне Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 5


Двести пятьдесят первый хадис

حدثنا محمد بن بشار. حدثنا محمد بن جعفر. حدثنا شعبة عن أبي إسحاق عن الأسود بن يزيد قال:
«سألت عائشة رضي الله عنها عن صلاة رسول الله (صلى الله عليه وسلم) بالليل فقالت: كان ينام أول الليل ثم يقوم فإذا كان من السحر أوتر، ثم أتى فراشه فإذا كان له حاجة ألَمَّ بأهله، فإذا سمع الأذان وثب، فإن كان جنباً أفاض عليه من الماء وإلا توضأ وخرج إلى الصلاة».

Мухаммад ибн Башшар передал от Мухаммада ибн Джафара от Шу’ба от Абу Исхака от аль-Асвада ибн Язида: «Я спросил Аишу, да будет доволен ею Аллах, про ночной намаз Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и она ответила: «В начале ночи он спал, а затем вставал [и совершал тахаджуд], и если было уже близко к рассвету, то читал витр, а потом обратно ложился. И если была нужда, то он приближался к своей жене, а когда слышал азан, то вскакивал. И если ему требовалось большое омовение, то я наливала на него воду, [а если нет], то он совершал омовение и выходил на [утренний] намаз»»[1].

«Про ночной намаз», – то есть про витр и про тахаджуд[2].

«Он спал», – после совершения ночного намаза (иша)[3].

«А затем вставал»: если ночь разделить на шесть частей, то Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, выстаивал в намазе четвертую и пятую часть, то есть треть ночи, а затем обратно шел спать в последнюю шестую часть[4].

Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:

أَحَبُّ الصَّلَاةِ إِلَى اللَّهِ صَلَاةُ دَاوُدَ عَلَيْهِ السَّلَامُ، وَأَحَبُّ الصِّيَامِ إِلَى اللَّهِ صِيَامُ دَاوُدَ، وَكَانَ يَنَامُ نِصْفَ اللَّيْلِ وَيَقُومُ ثُلُثَهُ وَيَنَامُ سُدُسَهُ، وَيَصُومُ يَوْمًا وَيُفْطِرُ يَوْمًا

«Самый любимый намаз Аллаху – это намаз Дауда, а самый любимый пост Аллаху – это пост Дауда: он спал полночи, затем выстаивал треть ночи, а потом одну шестую спал, и один день постился, а один день – нет»[5].

И факихи указывают, что человеку, которые совершает тахаджуд, нежелательно пропускать его[6], потому что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал Абдуллаху ибн Амру ибн аль-Асу:

يَا عَبْدَ اللَّهِ، لَا تَكُنْ مِثْلَ فُلَانٍ، كَانَ يَقُومُ اللَّيْلَ فَتَرَكَ قِيَامَ اللَّيْلِ

«О Абдуллах, не будь как такой-то, который выстаивал ночь, а потом перестал выстаивать ночь»[7].

У саляфов были разные мнения насчет того, был тахаджуд обязательным для Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, или нет[8].

И те, кто считал, что тахаджуд был обязателен для Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в качестве довода приводили аят:

يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ ﴿١﴾ قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا ﴿٢﴾ نِّصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا ﴿٣﴾ أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا

«О закутавшийся! Простаивай ночь без малого половину ночи, или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением»[9].

Что касается количества раакатов, то минимальное – это два ракаата, а максимум – это восемь ракаатов[10].

«Совершал витр»: Ибн Хаджар аль-Хайтами отмечает, что это был один ракаат[11], но Мулла Али аль-Кари[12] пишет, что в хадисе нет указаний на один ракаат.

Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, обычно читал в первом ракаате витра суру «Аль-Аляк», во втором – «Аль-Кафирун», а в третьем – «Аль-Ихляс»[13].

«Приближался к своей жене», – то есть вступал с ней в интимную близость, и это указывает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, вступал в интимную близость со своими женами после совершения тахаджуда[14].

«То вскакивал»: это говорит о том, что следует поклоняться энергично и торопиться совершить поклонение[15].

«Совершал омовение»: сон не нарушает омовение пророков, мир им, поэтому либо произошло что-то другое, что нарушило омовение, либо он обновлял омовение без нарушения[16].

«Выходил на [утренний] намаз», – совершив два ракаата желательного (сунна) намаза перед утренним намазом[17].

[1] Бухари, №1146; Муслим, №739; Тирмизи в «Сунан», №118.

[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 444).

[3] Ашраф аль-васаиль, с. 373.

[4] «Хашия» аль-Байджури (с. 445).

[5] Бухари, №1131; Муслим, №1159.

[6] «Хашия» Ибн Абидина, 2/568.

[7] Бухари, №1152; Муслим, №2725.

[8] Зад аль-Маад, с. 103.

[9] Коран, 73:1-3.

[10] «Хашия» Ибн Абидина, 2/567.

[11] Ашраф аль-васаиль, с. 374.

[12] Джам’ аль-Васаиль, 2/67.

[13] «Сунан» ат-Тирмизи, №460.

[14] Джам’ аль-васаиль, 2/67.

[15] Мунтаха ас-суль, 3/16.

[16] «Хашия» аль-Байджури (с. 446).

[17] Джам’ аль-васаиль, 2/67.

132 урок. Глава о сне Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 6

Двести пятьдесят второй хадис

Кутейба ибн Касид передал нам от Малика ибн Анаса (ха). Исхак ибн Муса аль-Ансари передал нам от Маана от Малика от Махрама ибн Сулеймана от Курейба от Ибн Аббаса, который рассказывал, что он ночевал у своей тети Маймуны: «Я лег на боковой стороне подушки, а Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, лег на широкой части. И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, спал первую половину ночи, или немного до этого, или немного после. И когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, проснулся, то начал стирать с лица сон и прочитал последние десять аятов из суры «Али Имран». Затем он направился к сосуду с водой и совершил омовение – и совершил его очень тщательно. А потом он принялся совершать намаз». Абдуллах ибн Аббас сказал: «Я встал рядом с ним [с левой стороны], и Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, правую руку положил на мою голову, а затем взял меня за правое ухо и потянул его [чтобы я встал справа от него]. И он совершил два ракаата, потом еще два, потом еще два, потом еще два, потом еще два и потом еще два. Маан сказал: «Шесть раз, а затем совершил витр, а потом прилег. Потом пришел муаззин, и Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, прочитал два быстрых ракаата, а затем вышел на утренний намаз»».

«У своей тети», – которая была сестрой его матери[1].

«Маймуны»: именно она подарила себя Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям. Когда до нее дошла весть, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, хочет к ней посвататься, она сидела верхом на верблюде, и она сказала:

«Этот верблюд и та, которая на нем, принадлежат Аллаху и Его Посланнику!»[2]

И передается, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, женился на ней, когда был в ихраме во время умры[3].

И она была последней, на ком женился Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям[4].

«Я лег на боковой стороне подушки, а Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, лег на широкой части»: имеется в виду, на разных подушках и по-разному.

«Лег на широкой части», – вместе со своей женой[5]. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, обычно спал вместе со своими женами, а если совершал ночное поклонение, то оставлял постель и начинал делать намаз. А спать отдельно от жен – это обычай неарабов (аджам)[6] и высокомерных людей, а перенимать их обычаи порицается[7].

У Бухари есть добавление в этом хадисе:

فتحدث مع أهله ساعة ثم رقد

«Посланник Аллаха, соллаллаху алейхи ва саллам, поговорив немного со своей своей женой, пошел спать»[8].

«Или немного до этого, или немного после»: скорее всего, это сам Ибн Аббас сомневается[9].

«И прочитал последние десять аятов из суры «Али Имран»: когда просыпаешься, желательно прочитать что-нибудь из Корана, потому что это устраняет лень и дает бодрость для поклонения[10].

Ибн Хаджар пишет, что в этом заключается указание на дозволенность чтения Корана тому, у кого нет малого омовения, и указание, что нужно читать именно эти аяты[11]. Но Мулла Али аль-Кари говорит, что сон пророков не нарушает омовения, поэтому такой вывод не следует явно из этого хадиса[12].

В версии Бухари сказано:

فَلَمَّا كَانَ ثُلُثُ اللَّيْلِ الْآخِرُ قَعَدَ، فَنَظَرَ إِلَى السَّمَاءِ

«Когда была последняя треть ночи, то он сел, посмотрел на небо и [прочитал дальше последние аяты из суры «Али Имран»]»[13].

У имама ан-Насаи – следующее добавление:

فَقَامَ فَتَوَضَّأَ، وَاسْتَاكَ

«Проснулся, совершил омовение и воспользовался сиваком»[14].

Шафииты используют этот хадис в качестве доказательства дозволенности совершать нафль-намаз джамаатом[15].

Ханафиты же говорят, что нежелательно собирать людей для коллективного совершения нафль-намаза, кроме таравиха и витра после таравиха. Но если один или два человека последуют за имамом в нафль-намазе, не договариваясь заранее, то в этом не будет нежелательности[16], и поэтому тут нет противоречия с позицией ханафитского мазхаба.

Дело в том, что никто из саляфов коллективно не совершал нафль-намаз, кроме таравиха, и поэтому делать это массово, публично, договариваясь заранее, согласно ханафитскому мазхабу, считается порицаемым новшеством[17].

В риваяте имама Муслима[18], у которого тоже передается этот хадис, есть небольшие отличия:

أَنَّهُ رَقَدَ عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَاسْتَيْقَظَ، فَتَسَوَّكَ، وَتَوَضَّأَ، وَهُوَ يَقُولُ : { إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ لَآيَاتٍ لِأُولِي الْأَلْبَابِ } ، فَقَرَأَ هَؤُلَاءِ الْآيَاتِ حَتَّى خَتَمَ السُّورَةَ، ثُمَّ قَامَ، فَصَلَّى رَكْعَتَيْنِ، فَأَطَالَ فِيهِمَا الْقِيَامَ وَالرُّكُوعَ وَالسُّجُودَ، ثُمَّ انْصَرَفَ، فَنَامَ حَتَّى نَفَخَ، ثُمَّ فَعَلَ ذَلِكَ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ سِتَّ رَكَعَاتٍ كُلَّ ذَلِكَ يَسْتَاكُ، وَيَتَوَضَّأُ، وَيَقْرَأُ هَؤُلَاءِ الْآيَاتِ، ثُمَّ أَوْتَرَ بِثَلَاثٍ

«Ибн Аббас передает, что он ночевал у Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, а затем он встал, воспользовался сиваком, совершил омовение и прочитал окончание суры «Али Имран», потом встал и прочитал два ракаата, в которых долго стоял и долго находился в поясном и земном поклонах, а после лег спать, так что было слышно сопение. А потом он сделал так трижды, совершая шесть ракаатов, и каждый раз использовал сивак, делал омовение, читал эти аяты, а потом прочитал три ракаата витра».

Этот ривая отличается тем, что он читал аяты после омовения, и еще говорится, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, каждый раз ложился спать, и указано, что витр был совершен в три ракаата.

Что касается общего количества ракаатов, которые совершал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в тахаджуде, то и от Аиши, и от Ибн Аббаса передается два числа: одиннадцать[19] и тринадцать[20].

«Прочитал два быстрых ракаата»: Ибн Хаджар[21] говорит, что это указывает на дозволенность быстро совершить два ракаата перед утренним намазом, а Мулла Али аль-Кари[22] говорит, что это указывает на желательность.

[1] «Хашия» аль-Байджури (с. 446).

[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 446).

[3] Ашраф аль-васаиль, с. 376.

[4] Джам’ аль-васаиль, 2/68.

[5] Ашраф аль-васаиль, с. 376.

[6] «Хашия» аль-Байджури (с. 447).

[7] Ашраф аль-васаиль, с. 376.

[8] Бухари, №4569.

[9] Ашраф аль-васаиль, с. 377.

[10] «Хашия» аль-Байджури (с. 448).

[11] Ашраф аль-васаиль, с. 377.

[12] Джам’ аль-васаиль, 2/69.

[13] Бухари, №45.

[14] №1705.

[15] Ашраф аль-васаиль, с. 378.

[16] Джам’ аль-васаиль, 2/70.

[17] Хальба аль-Муджалли, 2/384.

[18] №763.

[19] Бухари, №1147; Муслим, №1723.

[20] Бухари, №1140; Муслим, №11170.

[21] Ашраф аль-васаиль, с. 379.

[22] Джам’ аль-васаиль, 2/70.

Azan.kz

от admin

Добавить комментарий