131 урок. Глава о сне Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 5
Двести пятьдесят первый хадис
حدثنا محمد بن بشار. حدثنا محمد بن جعفر. حدثنا شعبة عن أبي إسحاق عن الأسود بن يزيد قال:
«سألت عائشة رضي الله عنها عن صلاة رسول الله (صلى الله عليه وسلم) بالليل فقالت: كان ينام أول الليل ثم يقوم فإذا كان من السحر أوتر، ثم أتى فراشه فإذا كان له حاجة ألَمَّ بأهله، فإذا سمع الأذان وثب، فإن كان جنباً أفاض عليه من الماء وإلا توضأ وخرج إلى الصلاة».
Мухаммад ибн Башшар передал от Мухаммада ибн Джафара от Шу’ба от Абу Исхака от аль-Асвада ибн Язида: «Я спросил Аишу, да будет доволен ею Аллах, про ночной намаз Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и она ответила: «В начале ночи он спал, а затем вставал [и совершал тахаджуд], и если было уже близко к рассвету, то читал витр, а потом обратно ложился. И если была нужда, то он приближался к своей жене, а когда слышал азан, то вскакивал. И если ему требовалось большое омовение, то я наливала на него воду, [а если нет], то он совершал омовение и выходил на [утренний] намаз»»[1].
«Он спал», – после совершения ночного намаза (иша)[3].
«А затем вставал»: если ночь разделить на шесть частей, то Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, выстаивал в намазе четвертую и пятую часть, то есть треть ночи, а затем обратно шел спать в последнюю шестую часть[4].
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
أَحَبُّ الصَّلَاةِ إِلَى اللَّهِ صَلَاةُ دَاوُدَ عَلَيْهِ السَّلَامُ، وَأَحَبُّ الصِّيَامِ إِلَى اللَّهِ صِيَامُ دَاوُدَ، وَكَانَ يَنَامُ نِصْفَ اللَّيْلِ وَيَقُومُ ثُلُثَهُ وَيَنَامُ سُدُسَهُ، وَيَصُومُ يَوْمًا وَيُفْطِرُ يَوْمًا
«Самый любимый намаз Аллаху – это намаз Дауда, а самый любимый пост Аллаху – это пост Дауда: он спал полночи, затем выстаивал треть ночи, а потом одну шестую спал, и один день постился, а один день – нет»[5].
يَا عَبْدَ اللَّهِ، لَا تَكُنْ مِثْلَ فُلَانٍ، كَانَ يَقُومُ اللَّيْلَ فَتَرَكَ قِيَامَ اللَّيْلِ
«О Абдуллах, не будь как такой-то, который выстаивал ночь, а потом перестал выстаивать ночь»[7].
У саляфов были разные мнения насчет того, был тахаджуд обязательным для Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, или нет[8].
И те, кто считал, что тахаджуд был обязателен для Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в качестве довода приводили аят:
«О закутавшийся! Простаивай ночь без малого половину ночи, или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением»[9].
Что касается количества раакатов, то минимальное – это два ракаата, а максимум – это восемь ракаатов[10].
«Совершал витр»: Ибн Хаджар аль-Хайтами отмечает, что это был один ракаат[11], но Мулла Али аль-Кари[12] пишет, что в хадисе нет указаний на один ракаат.
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, обычно читал в первом ракаате витра суру «Аль-Аляк», во втором – «Аль-Кафирун», а в третьем – «Аль-Ихляс»[13].
«То вскакивал»: это говорит о том, что следует поклоняться энергично и торопиться совершить поклонение[15].
«Совершал омовение»: сон не нарушает омовение пророков, мир им, поэтому либо произошло что-то другое, что нарушило омовение, либо он обновлял омовение без нарушения[16].
«Выходил на [утренний] намаз», – совершив два ракаата желательного (сунна) намаза перед утренним намазом[17].
[1] Бухари, №1146; Муслим, №739; Тирмизи в «Сунан», №118.
[3] Ашраф аль-васаиль, с. 373.
[4] «Хашия» аль-Байджури (с. 445).
[5] Бухари, №1131; Муслим, №1159.
[6] «Хашия» Ибн Абидина, 2/568.
[7] Бухари, №1152; Муслим, №2725.
[8] Зад аль-Маад, с. 103.
[9] Коран, 73:1-3.
[10] «Хашия» Ибн Абидина, 2/567.
[11] Ашраф аль-васаиль, с. 374.
[12] Джам’ аль-Васаиль, 2/67.
[13] «Сунан» ат-Тирмизи, №460.
[14] Джам’ аль-васаиль, 2/67.
[15] Мунтаха ас-суль, 3/16.
[16] «Хашия» аль-Байджури (с. 446).
[17] Джам’ аль-васаиль, 2/67.
132 урок. Глава о сне Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 6
«Маймуны»: именно она подарила себя Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям. Когда до нее дошла весть, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, хочет к ней посвататься, она сидела верхом на верблюде, и она сказала:
«Этот верблюд и та, которая на нем, принадлежат Аллаху и Его Посланнику!»[2]
И передается, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, женился на ней, когда был в ихраме во время умры[3].
И она была последней, на ком женился Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям[4].
«Лег на широкой части», – вместе со своей женой[5]. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, обычно спал вместе со своими женами, а если совершал ночное поклонение, то оставлял постель и начинал делать намаз. А спать отдельно от жен – это обычай неарабов (аджам)[6] и высокомерных людей, а перенимать их обычаи порицается[7].
У Бухари есть добавление в этом хадисе:
فتحدث مع أهله ساعة ثم رقد
«Посланник Аллаха, соллаллаху алейхи ва саллам, поговорив немного со своей своей женой, пошел спать»[8].
«И прочитал последние десять аятов из суры «Али Имран»: когда просыпаешься, желательно прочитать что-нибудь из Корана, потому что это устраняет лень и дает бодрость для поклонения[10].
Ибн Хаджар пишет, что в этом заключается указание на дозволенность чтения Корана тому, у кого нет малого омовения, и указание, что нужно читать именно эти аяты[11]. Но Мулла Али аль-Кари говорит, что сон пророков не нарушает омовения, поэтому такой вывод не следует явно из этого хадиса[12].
В версии Бухари сказано:
«Когда была последняя треть ночи, то он сел, посмотрел на небо и [прочитал дальше последние аяты из суры «Али Имран»]»[13].
У имама ан-Насаи – следующее добавление:
فَقَامَ فَتَوَضَّأَ، وَاسْتَاكَ
«Проснулся, совершил омовение и воспользовался сиваком»[14].
Шафииты используют этот хадис в качестве доказательства дозволенности совершать нафль-намаз джамаатом[15].
Дело в том, что никто из саляфов коллективно не совершал нафль-намаз, кроме таравиха, и поэтому делать это массово, публично, договариваясь заранее, согласно ханафитскому мазхабу, считается порицаемым новшеством[17].
В риваяте имама Муслима[18], у которого тоже передается этот хадис, есть небольшие отличия:
«Ибн Аббас передает, что он ночевал у Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, а затем он встал, воспользовался сиваком, совершил омовение и прочитал окончание суры «Али Имран», потом встал и прочитал два ракаата, в которых долго стоял и долго находился в поясном и земном поклонах, а после лег спать, так что было слышно сопение. А потом он сделал так трижды, совершая шесть ракаатов, и каждый раз использовал сивак, делал омовение, читал эти аяты, а потом прочитал три ракаата витра».
Что касается общего количества ракаатов, которые совершал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в тахаджуде, то и от Аиши, и от Ибн Аббаса передается два числа: одиннадцать[19] и тринадцать[20].
[1] «Хашия» аль-Байджури (с. 446).
[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 446).
[3] Ашраф аль-васаиль, с. 376.
[4] Джам’ аль-васаиль, 2/68.
[5] Ашраф аль-васаиль, с. 376.
[6] «Хашия» аль-Байджури (с. 447).
[7] Ашраф аль-васаиль, с. 376.
[8] Бухари, №4569.
[9] Ашраф аль-васаиль, с. 377.
[10] «Хашия» аль-Байджури (с. 448).
[11] Ашраф аль-васаиль, с. 377.
[12] Джам’ аль-васаиль, 2/69.
[13] Бухари, №45.
[14] №1705.
[15] Ашраф аль-васаиль, с. 378.
[17] Хальба аль-Муджалли, 2/384.
[18] №763.
[19] Бухари, №1147; Муслим, №1723.
[20] Бухари, №1140; Муслим, №11170.
[21] Ашраф аль-васаиль, с. 379.
[22] Джам’ аль-васаиль, 2/70.