136 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 7
Двести шестидесятый хадис
حدثنا محمد بن المثنى. حدثنا محمد بن جعفر. حدثنا شعبة عن عمرو بن مرة عن أبي حمزة رجلٍ من الأنصار عن رجل من بني عبس عن حذيفة بن اليمان رضي الله عنه أنه صلى مع النبي (صلى الله عليه وسلم) من الليل قال:
«فلما دخل في الصلاة قال الله اكبر ذو الملكوت والجبروت والكبرياء والعظمة. قال: ثم قرأ البقرة ثم ركع فكان ركوعه نحواً من قيامه وكان يقول سبحان ربي العظيم سبحان ربي العظيم ثم رفع رأسه فكان قيامه نحواً من ركوعه، وكان يقول لربي الحمد لربي الحمد ثم سجد فكان سجوده نحواً من قيامه وكان يقول سبحان ربي الأعلى سبحان ربي الأعلى ثم رفع رأسه فكان من بين السجدتين نحواً من السجود وكان يقول رب اغفر لي رب اغفر لي حتى قرأ البقرة وآل عمران والنساء والمائدة أو الأنعام. شعبة الذي شك في المائدة والأنعام».
قال أبو عيسى وأبو حمزة اسمه طلحة بن زيد وأبو حمزة الضبعي اسمه نصر بن عمران.
Мухаммад ибн аль-Мусанна передал нам от Мухаммада ибн Джафара от Шу’ба от Амра ибн Мурра от Абу Хамзы, одного из ансаров, от человека из племени Бану Абс от Хузейфы ибн аль-Ямана, да будет доволен им Аллах, который передавал, что тот совершал ночной намаз вместе с Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, который, начав намаз, сказал: «Аллах Велик, Обладающий властью, мощью и величием».
Затем [Хузейфа продолжает]: «Он прочитал суру «Аль-Бакара» [полностью] и совершил поясной поклон, такой же долгий, как стояние, и в нем он сказал: «Свят мой величественный Господь, свят мой величественный Господь».
Затем он выпрямился и стоял такое же время, какое находился в поясном поклоне, говоря: «Лишь моему Господу вся хвала! Лишь моему Господу вся хвала!»
Затем он совершил земной поклон, столь же долгий, как стояние, в котором он говорил: «Свят мой Всевышний Господь! Свят мой Всевышний Господь». Затем он поднялся из земного поклона и сидел столько же, сколько совершал земной поклон, говоря: «Мой Господь, прости меня, мой Господь, прости меня!»
И таким образом он прочитал суры «Аль-Бакара» [в первом ракаате], «Али Имран» [во втором ракаате], «Ан-Ниса» [в третьем ракаате], «Аль-Маида» или «Аль-Ан’ам» [в четвертом]».
Абу Иса [ат-Тирмизи] сказал: «Это Шу’ба сомневался в передаче, была то сура «Аль-Маида» или «Аль-Ан’ам»[1].
«Тот совершал ночной намаз вместе с Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям»: скорее всего, имеется в виду коллективное совершение нафль-намаза[2].
«Который, начав намаз, сказал»: все ученые согласны, что тому, кто читает намаз, необходимо совершить намерение. Что касается произнесения намерения вслух, то Ибн Каййим аль-Джаузия очень грубо высказался о тех факихах, которые указывали на желательность этого в книгах по фикху. А мнение, которое критикует Ибн аль-Джаузия, – сильное и в ханафитском[3], и в шафиитском мазхабах[4].
От Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, передается, что он произносил намерение вслух перед хаджем[5], но нет хадисов, которые указывали бы на то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, произносил намерение на намаз вслух, и Ибн Хаджар пишет, что нет разницы между намазом и хаджем[6].
Автору же показалось, что объяснение Ибн аль-Хумама более понятно: когда факихы говорят, что некое действие желательно, то они иногда могут иметь в виду Сунну Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, а иногда – фетву факихов, которая связана с определенной ситуацией. Тут, как указывает Ибн аль-Хумам[7] речь идет о ситуации, когда людям трудно сосредоточиться в намерении: им, чтобы привести сердце в порядок, желательно произнести намерение вслух, но если в этом нет необходимости, то и желательности в таком действии не будет.
Иными словами, произнесение намерения вслух – это не самостоятельная Сунна, но действие, которое служит средством сосредоточения в намазе.
Аллах знает лучше.
«Аллах Велик, Обладающий власть, мощью и величием»: Мулла Али аль-Кари указывает, что, возможно, это дуа было прочитано после произнесения вступительного такбира[8], что подтверждается версией этого хадиса, которую передает Абу Дауд[9], где сказано, что «Аллах Велик» было произнесено трижды.
И поэтому это одна из форм дуа аль-ифтитах[10].
«Он прочитал суру «Аль-Бакара», – после того как прочитал суру «Аль-Фатиху», об оставлении которой в намазе от посланника Аллаха, соллаллаху алейхи ва саллам, ничего не передается.[11]
«Такой же долгий, как стояние», – то есть близко по долготе, но необязательно, чтобы это заняло ровно столько же времени[12].
«Свят мой величественный Господь, свят мой величественный Господь»: имеется в виду, что повторил это много раз[13].
[1] Хадис передает Абу Дауд (№874).
[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 458).
[3] «Хашия» Ибн Абидина (2/113).
[4] Тухфа аль-мухтадж, 2/12.
[5] Бухари, №7343.
[6] Ашраф аль-васаиль, с. 389.
[7] Фатх аль-Кадир, 1:265.
[8] Джам’ аль-васаиль, 2/75.
[9] №874.
[10] Мунтаха ас-суль, 3/37.
[11] «Хашия» аль-Байджури (с. 459).
[12] «Хашия» аль-Байджури (с. 459).
[13] «Хашия» аль-Байджури (с. 459).
137 урок. Поклонение Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 8
Двести шестьдесят первый хадис
حدثنا أبو بكر محمد بن نافع البصري. حدثنا عبد الصمد بن عبد الوارث عن إسماعيل بن مسلم العبدي عن أبي المتوكل عن عائشة رضي الله عنها قالت:
«قام رسول الله (صلى الله عليه وسلم) بآية من القرآن ليلة».
Абу Бакр Мухаммад ибн Нафи аль-Басри передал нам от Абдус-Сомада ибн Абдуль-Вариса от Исмаиля ибн Муслима аль-Абди от Абу аль-Мутаваккиля от Аиши, да будет доволен ею Аллах: «[Однажды] Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, всю ночь выстоял [в намазе, повторяя] один аят из Корана»[1].
Что касается аята, который прочитывал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в намазе вновь и вновь, то, как передает Абу Зарр[2], это:
إِن تُعَذِّبْهُمْ فَإِنَّهُمْ عِبَادُكَ ۖ وَإِن تَغْفِرْ لَهُمْ فَإِنَّكَ أَنتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ«Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они – Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты – Могущественный, Мудрый»[3].
В некоторых версиях хадиса Абу Зарра[4], да будет доволен им Аллах, передается, что этот аят Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, читал и в поясном поклоне, и в земном.
А что касается хадиса, который передает Али, да будет доволен им Аллах:
نَهَانِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ أَقْرَأَ رَاكِعًا أَوْ سَاجِدًا.«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, запретил мне читать Коран в поясном поклоне и в земном поклоне»[5], –
то Ибн Хаджар[6] объясняет, что вначале читать Коран в земном и в поясном поклонах было дозволено, а потом настал запрет, а Мулла Али аль-Кари[7] говорит, что, возможно, Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, так сделал, чтобы показать, что это макрух танзихи, а не тахрими.
А еще Ибн Хаджар[8] предполагает, что он читал вне намаза, но Мулла Али Кари[9] говорит, что это слишком маловероятно, но считает, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, мог прочитать аят в намазе и повторить его после намаза.
Двести шестьдесят второй хадис
حدثنا محمود بن غيلان. حدثنا سليمان بن حرب. حدثنا شعبة عن الأعمش عن أبي وائل عن عبد الله بن مسعود قال:
«صليت ليلة مع الرسول (صلى الله عليه وسلم) فلم يزل قائما حتى هممت بأمر سوء. قيل له وما هممت به؟ قال هممت أن أقعد وأدَع النبي (صلى الله عليه وسلم)».
حدثنا سفيان بن وكيع حدثنا جرير عن الأعمش نحوه.
Махмуд ибн Гаялян передал нам от Сулеймана ибн Харба от Шу’ба от аль-Ам’аша от Абу Ваиля от Абдуллаха ибн Масуда: «Я совершал одной ночью намаз вместе с Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и он так долго стоял, что я задумал дурное». И его спросили: «Что же ты задумал?». И он сказал: «Я задумал сесть и оставить Пророка, солляллаху алейхи ва саллям».
Суфьян ибн Ваки передал нам от Джарира от аль-А’маша то же самое[10].
Шафииты используют этот хадис в качестве довода на дозволенность совершать нафль-намаз в джамаате[11].
И толкователи этого хадиса разошлись насчет того, что именно хотел сделать Ибн Масуд: прервать намаз, сев, или сесть и дочитать намаз один[12].
Имам ан-Навави пишет об этом хадисе:
«Этот хадис указывает, что следует соблюдать адаб [в общении] с имамами и праведниками и не надо идти против них в действиях, ни в словах, пока в этом не будет греха.Ученые единогласно считают, что если следующему за имамом тяжело стоять в обязательном (фард) намазе или вообще тяжело стоять в нафль-намазе, то он может читать сидя, но Ибн Масуд не сел из-за адаба перед Пророком, солляллаху алейхи ва саллям»[13].
[1] Ат-Тирмизи тоже передает этот хадис в «Сунан» (№448).
[2] Насаи, №1010; Ибн Маджа, №1350.
[3] Коран, 5:118.
[4] «Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы (№32427), «Шарх Маани аль-асар» ат-Тахави (№2052), «Фадаиль аль-Куран» Абу Убейды (1/314). Шейх Мухаммад Аввама сказал, что этот хадис – хасан.
[5] «Сахих» Муслима (№480); Абу Дауд, №4044.
[6] Ашраф аль-васаиль, с. 394.
[7] Джам’ аль-васаиль, 2/78.
[8] Ашраф аль-васаиль, с. 394.
[9] Джам’ аль-васаиль, 2/78.
[10] Бухари, №1135; Муслим, №773; Ибн Маджа, №1418.
[11] Ашраф аль-васаиль, с. 394.
[12] Мунтаха ас-суль, 3/43.