122 урок. Чтение стихов Пророком, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2
حدثنا محمد بن المثنى حدثنا محمد بن جعفر حدثنا شعبة عن الأسود بن قيس عن جندب بن سفيان البجلي قال:
«أصاب حجر إصبع رسول الله (صلى الله عليه وسلم) فدمِيَتْ فقال:
هل أنت إلا إصبع دميتِ وفي سبيل الله ما لقيتِ».
حدثنا ابن أبي عمر. حدثنا سفيان بن عيينة عن الأسود بن قيس عن جندب بن عبد الله البجلي نحوه.
Мухаммад ибн аль-Мусанна передал нам от Мухаммада ибн Джафара от Шу’бы от аль-Асвада ибн Кейса от Джундуба ибн Суфьяна аль-Баджали: «Камень попал по пальцу Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и он сказал: Разве ты не лишь кровоточащий палец, Встретивший это на пути Аллаха[1]». Ибн Абу Умар передал нам подобное от Суфьяна ибн Уейны от аль-Асвада ибн Кейса от Джундуба ибн Абдуллаха аль-Баджали.
Правильное мнение – что эти слова не считаются поэзией, потому что не соответствуют правилам арабского стихосложения. Это лишь рифмованные строчки, и поэтому тут нет противоречия с тем, что уже было сказано[3].
Двести тридцать четвертый хадис
«قال له رجل أفررتم عن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يا أبا عُمارة. فقال لا والله ما وُلى رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ولكن ولى سُرْعان الناس تلقتهم هوازن بالنبل ورسول الله (صلى الله عليه وسلم) على بغلته وأبو سفيان بن الحارث بن عبد المطلب آخذ بلجامها ورسول الله (صلى الله عليه وسلم) يقول:
أنا النبي لا كذبُ أنا ابنُ عبد المطلب».Мухаммад ибн Башшар передал нам от Яхьи ибн Саида от Суфьяна ас-Саури от Абу Исхака от аль-Бараъ ибн Азиба. Его спросил один человек: «Вы бежали от врага при Пророке, солляллаху алейхи ва саллям, о Абу Умара?» И он ответил: «Нет. Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не оборачивался спиной [перед врагом], но повернулись спиной лишь торопливые, которых хавазим встретили своими стрелами, а Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, был на своем муле, а Абу Суфьян ибн аль-Харис ибн Абдульмуталлиб держал поводья, и Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, говорил: Я пророк, и это не ложь! И сын Ибн Абдульмуталлиба!»[4]
«которых хавазим встретили своими стрелами»: хавазим – это название племени, с которым шло сражение и которое было известно меткостью своих воинов[11].
«а Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, был на своем муле»: этого мула подарил ему правитель Александрии. Мула звали Дульдуль, и он умер во время правления Муавии, да будет доволен им Аллах[12].
«И сын ибн Абдульмуталлиба»: поэтому не убегу с поля боя и не сдамся[13].
[1] Имам аль-Бухари (№6146), Муслим (№1796) и имам ат-Тирмизи в «Ас-Сунан» (№3345) тоже передают этот хадис.
[2] Ашраф аль-васаиль, с. 340.
[3] «Хашия» аль-Байджури (с. 397).
[4] Аль-Бухари (№4315), Муслим (№1776),
[6] «Хашия» аль-Байджури (с. 398).
[7] Там же.
[8] Джам’ аль-васаиль, 2/38.
[9] Там же.
[10] Ашраф аль-васаиль, с. 343.
[11] Там же.
[12] «Хашия» аль-Байджури (с. 399).
[13] Ашраф аль-васаиль, с. 346.
[14] «Хашия» аль-Байджури (с. 400).
[15] Ашраф аль-васаиль, с. 346.
123 урок. Чтение стихов Пророком, солляллаху алейхи ва саллям, часть 3
حدثنا إسحاق بن منصور. حدثنا عبد الرزاق حدثنا جعفر بن سليمان. حدثنا ثابت عن أنس
«أن النبي (صلى الله عليه وسلم) دخل مكة في عمرة القضاء وابن رواحة ينشئ بين يديه وهو يقول:
خَلُّوا بني الكفار عَن سَبيله اليومَ نَضرِبْكم على تنزيلِه
ضَرْباً يُزِيلُ الهامَ عن مَقيله ويُذْهلُ الخليل عن خَليلِه
فقال له عمر: يا ابن رواحة بين يدي رسول الله (صلى الله عليه وسلم) وفي حرم الله تقول الشعر فقال (صلى الله عليه وسلم) خَلِّ عنه يا عمر فَلهي أسرعُ فيهم من نَضْح النَبْلِ».
Исхак ибн Мансур передал нам от Абдур-Раззака от Джафара ибн Сулеймана от Сабита от Анаса: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, вошел в Мекку во время Умра аль-Кадаъ, и Ибн Раваха читал перед ним стихи:
Сегодня мы настигнем вас его приходом,
Ударом, сносящим голову с плеч,
Разделяя любимого с любимым!
И Умар сделал ему замечание: «О Ибн Раваха! Перед Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и в Хараме Аллаха ты читаешь стихи?!». И Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Оставь его, Умар. [Его слова] настигают их быстрее стрел»»[1].
Умра аль-Кадаъ – это события во время Худайбиййи[2].
«Очистите, о неверующие, его путь!»: язычники Мекки вышли, чтобы не пустить Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, совершить умру.
Имам аль-Байджури[3] говорит, что этот хадис указывает, что желательно сочинять стихи, где восхваляются учение и ценности Ислама.
Хадис двести тридцать шестой
حدثنا علي بن حجر. حدثنا شريك عن سماك بن حرب عن جابر بن سمرة قال:
«جالست النبي (صلى الله عليه وسلم) أكثر من مائة مرة وكان أصحابه يتناشدون الشعر ويتذاكرون أشياء من أمر الجاهلية وهو ساكت وربما تبسم معهم».
Али ибн Худжр передал нам от Шарика от Симака ибн Харба от Джабира ибн Самура: «Я сидел рядом с Пророком, солляллаху алейхи ва саллям, больше ста раз, и его сподвижники иногда читали стихи или вспоминали какие-то вещи из эпохи невежества, а он молчал или улыбался вместе с ними»[4].
[1] Имам ат-Тирмизи в «Сунан» (№2847) и ан-Насаи в «Аль-Кубра» (№3856) тоже передают этот хадис.
[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 400).
[3] «Хашия» аль-Байджури (с. 402).
[4] Ат-Тирмизи в «Сунан» (№2850) и ан-Насаи в «Аль-Кубра» (№1281) тоже передают этот хадис.