Поведение Абу Лахаба и его жены по отношению к Посланнику Аллаха
Дом нашего Пророка Гордости Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) находился между домами двух невежд, лишенных правил приличия и благовоспитанности, какими были Абу Лахаб и Укба ибн Абу Муайт. Они, принося всякого рода нечистоты, бросали их прямо у двери Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Наш Господин Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), обладавший мягким сердцем, обижаясь на гнусные проделки своих соседей, говорил им:
«О сыны Абду Манафа! Что это за такие соседские отношения?!»
Как-то Хамза застал Абу Лахаба в тот момент, когда тот пытался совершить этот мерзкий поступок. Взяв нечистоты из его рук, он обрушил их ему на голову. Абу Лахаб, очищая себя от грязи, говорил обидные слова господину Хамзе.[1]
Жена Абу Лахаба Умму Джамиль не уступала своему мужу в доставлении мук и страданий Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Каждую ночь она, сделав огромный сноп из ветвей колючих деревьев, бросала их на тропы, по которым ходил Посланник Аллаха. Он же шел, ступая по ним так, словно под Его ногами был постелен шелк.[2] В связи с этой тиранией Абу Лахаба и его жены снизошла Сура «Таббат». Когда Умму Джамиль услышала об этом, она, взяв в руку увесистый камень, отправилась на поиски нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха в этот момент находился в Каабе вместе с господином Абу Бакром. Абу Бакр (радыйаллаху анху), увидев ее, сказал Свету Бытия:
«О Посланник Аллаха! Это Умму Джамиль. Она дурная женщина. Боюсь, как бы она не причинила Вам вреда. Ах, если б Ты ушел, пока она не успела навредить Тебе!»
Наш Господин Гордость Вселенной сказал так:
«Она не сможет увидеть Меня!»
И вправду, Умму Джамиль не заметила Его, хотя и приблизилась к ним вплотную. Постояв рядом с Абу Бакром (радыйаллаху анху), она стала нести бессмыслицу и вздор, а затем удалилась.[3]
*
До пророчества нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) дочь Его Умму Гульсум была обручена с сыном Абу Лахаба Утайбой, а Рукийя, вторая Его дочь, была обручена с другим сыном Абу Лахаба – Утбой.
После ниспослания Суры «Таббат» Умму Джамиль сказала сыновьям:
«Рукийя и Умму Гульсум стали вероотступницами, потеряв разум! Расстаньтесь с ними!»
Абу Лахаб также, вторя жене, велел сыновьям расстаться с дочерьми Посланника Аллаха. Поэтому Утайба, придя к Посланнику Аллаха, сказал Ему: «Я не признаю Твоей веры и расстался с Твоей дочерью! Впредь я не стану приходить к Тебе, а Ты не приходи ко мне!»
Сказав эти слова, он порвал рубаху на нашем Господине Миров! Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в ответ на этот неблаговидный поступок его сказал в сердцах:
«Мой Аллах! Натрави на него одну из Своих собак!..»
Спустя некоторое время Утайба вышел в путь с торговым караваном, который остановился на ночлег в местечке под названием Зеркя. Утайба, увидев ночью льва, который бродил рядом с ними, сказал: «Подумать только! Клянусь Аллахом! Этот лев и в самом деле сожрет меня, как сказал Мухаммад! Сам Он находится в Мекке. А я, даже если буду в Шаме, все равно мой убийца – Ибн Абу Кабша».[4] В ту ночь лев, побродив, исчез. Товарищи уложили Утайбу спать в середину. Лев появился снова. Потихоньку пробираясь между спящими телами, он, принюхиваясь, наконец, добрался до Утайбы и так впился своими клыками в его голову, что враг Аллаха столкнулся лицом к лицу со своей смертью. Перед смертью он только успел сказать следующие слова:
«Разве я не говорил вам, что Мухаммад – самый правдивый из всех людей?»
Когда Абу Лахаб получил известие об ужасном конце своего сына Утайбы, он сказал:
«Разве я не говорил вам, что боюсь слов проклятия, сказанных Мухаммадом в адрес моего сына?»[5]
Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в этот период Своей жизни испытал немало страданий еще от многих язычников, подобных Абу Лахабу… Однако Он стойко продолжал нести людям правду об истине Аллаха.
[1] См. Ибн Асир «Аль-Камиль», II, 70.
[2] См. Ибн Хишам I, 376; Куртуби, XX, 240.
[3] См. Ибн Хишам, I, 378-379; Куртуби, XX, 234.
[4] Еще прежде один человек из племени Хузаа, по имени Абу Кабша, выразил своим соплеменникам несогласие, касавшееся поклонения идолам. Идолопоклонники, уподобляя нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) ему, называли Его Ибн Абу Кабша. Поговаривали, будто Абу Кабша был предком Посланника Аллаха то ли со стороны отца, то ли со стороны матери. Также были слухи о том, что это – имя мужа Его молочной матери.
[5] См. Ибн Сад, VIII, 36-37; Байхаки «Даляиль», II, 338-339; Хайсами, VI, 19.