Усилия мекканцев, предпринятые для прекращения деятельности Посланника Аллаха
Продолжение сообщения истины Аллаха Посланником Его, невзирая ни на что, выводило язычников из равновесия. Они стали, негодуя на мусульман, «метать громы и молнии» на них. Ибо новая для них, возрожденная религия затрагивала их материальные интересы. Они немедленно бросились к Абу Талибу. Объяснив ему ситуацию, они потребовали, чтобы он стал преградой на пути своего племянника. Абу Талиб, вежливо отделавшись от них, ничего не сказал об их визите Посланнику Аллаха. Многобожники, увидев, что ничего не изменилось, снова пришли к Абу Талибу и сказали ему так:
«Эй, Абу Талиб! Все, наше терпение иссякло! Тебе известно, что сын твоего брата хулит нашу религию и наших богов, а нас обвиняет в глупости. Если ты не заставишь его отказаться от таких действий, то мы выступим и против тебя и против Него. Или заставь Его отказаться от Его дела, или же перестань покровительствовать Ему! Мы разделаемся с Ним и проучим Его!»
Абу Талиб осторожно рассказал Посланнику Аллаха о намерениях многобожников и об их отношении к Нему. Не отказываясь от своего покровительства над Ним, он, вместе с тем, дал почувствовать Посланнику Аллаху, что не желает противостоять язычникам, он сказал:
«Береги и Себя, и меня!»
Посланник Аллаха был весьма опечален. Ибо слова дяди означали то, что, если возникнет в этом надобность, он откажется защищать Его. Благословенные глаза Его увлажнились. Поскольку мусульмане пока еще были слабыми, чтобы уметь противостоять свирепым язычникам Курайша, обладавшим богатством и силой. В это время Всевышний Аллах для того, чтобы Его Посланник сумел преодолеть возникшие трудности, повелел следующее:
وَاذْكُرِ اسْمَ رَبِّكَ وَتَبَتَّلْ إِلَيْهِ تَبْتِيلاً
رَبُّ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ فَاتَّخِذْهُ وَكِيلاً
Значение: «Поминай имя твоего Господа и всецело посвяти себя Ему. [Он] Господь востока и запада, нет Бога, кроме Него. Так избери же Его покровителем». (Сура «Аль-Муззаммиль», 8-9).
Поэтому печаль Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) исчезла, и Он с непоколебимой верой и мужеством сказал своему дяде Абу Талибу следующие знаменитые слова:
«О, дядюшка! Клянусь Аллахом в том, что даже если эти люди вручат Мне Солнце и Луну прямо в руки, Я и тогда не откажусь от призыва людей к Исламу!»
Сказав эти слова, Он удалился с глазами, мокрыми от слез. Абу Талиб, не ожидавший подобного ответа, вздрогнул. Он был потрясен. Он не уверовал, однако он любил Посланника Аллаха как родного сына. Да и к тому же он вспомнил о том, что, когда отец его Абдулмутталиб незадолго до своей смерти, собрав сыновей, спросил их о том, кто из них возьмет на себя заботу о Нем, он, дав обещание отцу, сказал так:
«Отец! Ты знаешь, что я небогат, но у меня мягкое сердце. Я с благодарностью возьму на себя заботу о сыне моего брата и даю тебе слово, что буду опекать Его. Отдай Его на мое попечение!»
Поэтому доброе сердце Абу Талиба не выдержало грустной сцены уходящего племянника, и он крикнул Ему вслед:
«О сын брата моего! Вернись и скажи мне, что Ты желаешь. Клянусь, я ни за что не выдам Тебя!» (Ибн Хишам I, 276-278, Ибн Касир «Аль-Бидайя», III, 96-97).
Многобожники, не добившись желаемого, привели к Абу Талибу Умара – сына Валида ибн Мугиры, и, выступив с глупым и постыдным предложением, сказали ему так: «Это Умара. Он самый сильный и красивый юноша среди молодых людей племени Курайш. Пусть он станет твоим сыном, а своего племянника, выступающего против религии отцов и дедов, вносящего раскол между нами и ни во что не ставящего мнение народа, отдай нам! Мы же уничтожим Его!»
Абу Талиб ответил им:
«Клянусь Аллахом! Как же чудовищно ваше предложение! Вы дадите мне вашего сына, я стану растить и воспитывать его для вас, а своего собственного сына я должен буду отдать вам, чтобы вы убили Его, не так ли? Этому никогда не бывать!» (Ибн Хишам, I, 279; Ибн Сад, I, 202).
Многобожники сказали Абу Талибу:
«Пришли Мухаммада к нам. Пусть Он придет к нам, а мы сделаем Ему гуманное и справедливое предложение!»
Посланник Аллаха, получив известие от дяди, явился тотчас. Абнас ибн Шарик сказал Ему:
«Ты перестань порицать и хулить нас и наших богов, а мы оставим Тебя и Твоего Бога в покое!»
Наш Господин Пророк, высоко подняв голову и взглянув на небеса, сказал им:
«Вы видите Солнце?»
Они ответили утвердительно, и тогда Посланник Аллаха дал глубокомысленный ответ, выявляющий благородство религии Ислам, а также Его линию поведения в будущем:
«Скажите, могу ли я воспрепятствовать тому, чтобы вы пользовались лучами Солнца?»
Абу Талиб сказал:
«Клянусь Аллахом! Сын моего брата никогда не сказал ни единого слова лжи!»
Недовольные язычники, встав со своих мест, ушли прочь. (Ибн Исхак, 136, Ибн Касир «Аль-Бидайя», III, 92; Ибн Сад I, 202-203).
Согласно передаче Ибн Аббаса (радыйаллаху анху), после этого случая язычники, собравшись в месте Хиджр, что в Каабе, поклялись своими идолами – Латом, Манатом, Уззой, Наилой и Исафом в том, что когда они увидят нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), то убьют Его, набросившись на Него все разом. Каждый из них взял также на себя обязательство выплатить откуп за Его кровь.
Услышав это известие, дочь Посланника Аллаха Фатима (радыйаллаху анха), вся в слезах, пришла к отцу и рассказала Ему о гнусном соглашении язычников. Посланник Аллаха попросил принести воды. Затем, совершив ритуальное омовение, направился прямо в Масджид Харам. Многобожники, увидев Его, с волнением сказали:
«А вот и Он!»
Однако, увидев Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во всем Его величии и великолепии, они, несмотря на принятое ими решение, все опустили головы и глаза. Никто из них не осмелился встать со своего места. Они не смогли даже поднять головы и взглянуть в лицо Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Наш Господин, подойдя к ним, встал перед ними. Затем, взяв горсть земли, бросил в них, сказав:
«Позор и бесчестье на ваши головы!»
Каждый из тех многобожников, в которого угодила частица земли, остался неверующим-кяфиром. Они все были убиты во время сражения при Бадре и брошены в колодец, похожий на пропасть в Аду… (Ахмад, II, 303).
После этого события Абу Талиб, созвав род Хашима и Мутталиба, велел им, защищая честь семьи, взять под свою защиту от курайшитов Посланника Аллаха. Все, за исключением Абу Лахаба, приняли это предложение.[1]
Многобожники, увидев, что их обращение к Абу Талибу не возымело желаемого действия, придя на этот раз прямо к Пророку Аллаха, сказали Ему:
«Ты происходишь из именитого рода. Положение Твое в обществе высокое. Ты делаешь то, чего никто из арабов доселе не делал, и говоришь то, чего никто прежде не говорил. Ты внес раскол между нами, сделав нас врагами. Какова цель Твоих действий? Если Ты делаешь это для того, чтобы стать богатым, мы дадим Тебе столько добра, сколько Ты захочешь, чтобы не было среди всех племен никого, кто был бы богаче Тебя! Если Ты хочешь стать Вождем, то мы изберем Тебя главой! Стань правителем Мекки! Если Ты желаешь жениться на знатной женщине, мы отдадим Тебе самую красивую женщину племени Курайш. Если Тебя попутали джинны и шайтаны, то мы отведем Тебя к лекарям! Мы готовы на все, что Ты захочешь, лишь бы Ты отказался от Своего дела!»
Несчастные думали, что они смогут заставить Посланника Аллаха отказаться от дела сообщения истины Аллаха, пытаясь прельстить Его такими мирскими искушениями, как богатство, положение, женщины… Они не предполагали, что наш Господин Пророк скажет «нет» этим безотказным, как они думали, трем их предложениям, которые они использовали как средство, чтобы поймать в свои сети человека…
Богатство, слава, вожделение – это, чаще всего, три огромные ловушки для нафса человека, которые лишают его воли. Однако, как они не могли понять, что в светлой жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не было места для этих и подобных им низостей? Об этой истине гласил и Его совершенно ясный и четкий ответ:
«Мне ничего не нужно от вас! Ни богатства, ни царства, ни поста правителя! Единственное, что Я хочу от вас, это отказ от поклонения своим идолам! Служите только Аллаху, который Един!» (Ибн Касир «Аль-Бидайя», III, 99-100).
Язычники же, поскольку они были рабами своего нафса, все никак не могли постичь Его благородного дела и дошли до того, что хотели даже попросить Его поклоняться их идолам! В ответ на это наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), как сказано в священном аяте, представил Себя им так:
قُلْ إِنِّي نُهِيتُ أَنْ أَعْبُدَ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ لَمَّا جَاءنِيَ
الْبَيِّنَاتُ مِن رَّبِّي وَأُمِرْتُ أَنْ أُسْلِمَ لِرَبِّ الْعَالَمِينَ
Значение:«Скажи [Мухаммад]: «Воистину, мне запрещено поклоняться тем, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, с тех пор как мне дарованы Господом моим ясные знамения, и мне велено предаться Господу [обитателей] миров»». (Сура «Аль-Му’мин», 66).
قُلْ إِنَّمَا أُمِرْتُ أَنْ أَعْبُدَ اللّهَ وَلا أُشْرِكَ بِهِ إِلَيْهِ أَدْعُو وَإِلَيْهِ مَآبِ
Значение:«Скажи [Мухаммад]: «Воистину, мне велено поклоняться Аллаху и не придавать Ему сотоварищей. К Нему я взываю, и к Нему будет мое возвращение»». (Сура «Ар-Рад», 36).
إِنَّمَا أُمِرْتُ أَنْ أَعْبُدَ رَبَّ هَذِهِ
الْبَلْدَةِ الَّذِي حَرَّمَهَا وَلَهُ كُلُّ شَيْءٍ وَأُمِرْتُ أَنْ أَكُونَ مِنَ
الْمُسْلِمِينَ وَأَنْ أَتْلُوَ الْقُرْآنَ فَمَنِ اهْتَدَى فَإِنَّمَا يَهْتَدِي
لِنَفْسِهِ وَمَن ضَلَّ فَقُلْ إِنَّمَا أَنَا مِنَ الْمُنذِرِينَ
Значение: «»Мне велено только поклоняться Господу этого города (т. е. Мекки), который он провозгласил запретным. Все сущее принадлежит Ему, мне же велено быть покорным [Аллаху] и возвещать Коран». Тот, кто идет истинным путем, идет на пользу себе. А тому, кто сошел [с истинного пути], скажи: «Я только увещеватель»». (Сура «Ан-Намль», 91-92).
قُلْ إِنَّنِي هَدَانِي رَبِّي
إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ دِيناً قِيَماً مِّلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفاً وَمَا كَانَ مِنَ
الْمُشْرِكِينَ قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ
رَبِّ الْعَالَمِينَ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ
قُلْ أَغَيْرَ اللّهِ أَبْغِي رَبّاً وَهُوَ رَبُّ كُلِّ شَيْءٍ وَلاَ تَكْسِبُ كُلُّ
نَفْسٍ إِلاَّ عَلَيْهَا وَلاَ تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَى ثُمَّ إِلَى رَبِّكُم مَّرْجِعُكُمْ
فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ فِيهِ تَخْتَلِفُونَ
Значение: «Скажи: «Воистину, мой Господь вывел меня на истинный путь посредством истинной религии, веры Ибрагима – ханифа. А он не был многобожником»».
Значение: «Скажи: «Воистину, моя молитва, мое поклонение (Аллаху), жизнь моя и смерть – во власти Аллаха – Господа миров, у которого нет сотоварища. Это велено мне, и я первый из покорившихся Ему»».
Значение: «Скажи: «Неужели я стану признавать Господом кого-либо, кроме Аллаха? Ведь Он Господь всего сущего»». (Сура «Ан’ам», 161-164).
قُلْ هَـذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللّهِ عَلَى بَصِيرَةٍ أَنَاْ وَمَنِ اتَّبَعَنِي
Значение:«Скажи [Мухаммад]: «Таков мой путь. Я и мои последователи зовем вас к Аллаху согласно убеждению»». (Сура «Юсуф», 108).
قُلْ مَا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ مِنْ أَجْرٍ وَمَا أَنَا مِنَ الْمُتَكَلِّفِينَ
Значение: «Скажи [Мухаммад]: «Я не требую у вас за это никакого вознаграждения, и я не из тех, кто берет на себя непосильное»». (Сура «Сад», 86).
*
Многобожники, видя жесткую позицию Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), хотели хотя бы решить проблему со своими идолами, которых Посланник Аллаха подвергал порицанию. Они потребовали, чтобы Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отказался от осуждения их идолов. В ответ на это Всевышний Аллах изволил сказать так:
فَلَا تُطِعِ الْمُكَذِّبِينَ وَدُّوا لَوْ تُدْهِنُ فَيُدْهِنُونَ
Значение: «Не поддавайся же тем, кто отвергает [истину]. Они хотели бы, чтобы ты был снисходителен, тогда и они были бы снисходительны». (Сура «Аль-Калям», 8-9).
То есть, многобожники, не принимающие истину Ислама, выражали надежду на то, что смогут достичь взаимопонимания с Посланником Аллаха. Если бы Он оставил без внимания или отрекся от аятов, которые противоречили их материальным интересам, то они смогли бы в этом случае прекрасно ужиться с Ним! Однако повеление Всевышнего Аллаха было совершенно четкое и ясное:
إِذاً لَّأَذَقْنَاكَ ضِعْفَ
الْحَيَاةِ وَضِعْفَ الْمَمَاتِ ثُمَّ لاَ تَجِدُ لَكَ عَلَيْنَا نَصِيراً
Значение: «Тогда ты вкусил бы [наказание] по Нашему велению вдвойне в этой жизни, и вдвойне после смерти. И ты не нашел бы против Нас заступника!» (Сура «Аль-Исра»,75).
А это значит, что идти на уступки, поступаясь принципами Единобожия – Тавхида, было запрещено Всевышним Аллахом даже в те сложные и трудные времена. Ибо компромисс означал бы гибель религии еще до ее формирования. А гнусное намерение язычников заключалось именно в этом. Однако, не добившись желаемого, они пытались, действуя, как глупцы, спасти положение своих идолов. Они дошли до того, что выступили со своим смехотворным предложением:
«Ты поклоняйся нашим идолам, а мы будем совершать богослужения Твоему Аллаху. Так исчезнут споры, разногласия, конфликты, существующие между нами!»
Всевышний Аллах на это предложение идолопоклонников, полностью противоречащее духу и логике Ислама, ответил так:
قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ لَا أَعْبُدُ مَا تَعْبُدُونَ
وَلَا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ وَلَا أَنَا عَابِدٌ مَّا عَبَدتُّمْ
وَلَا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ لَكُمْ دِينُكُمْ وَلِيَ دِينِ
Значение: «Скажи [Мухаммад]: «О вы, неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь, а вы не поклоняетесь тому, чему я поклоняюсь. Я ведь не поклонюсь тому, чему вы поклоняетесь, и вы не поклонитесь тому, чему я поклоняюсь. Вам — ваша вера, мне же — моя вера!»» (Сура «Аль-Кяфирун», 1-6).[2]
Откликнувшись на благородный призыв нашего Господина Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), вначале религию Ислам приняли рабы, нищие и обездоленные люди. Хотя среди уверовавших были и такие богатые люди, как Господин Абу Бакр (радыйаллаху анху), все же количество их было очень невелико. Отклонение нашим Господином Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) всяческих предложений богатства и положения со стороны язычников открыто выявляет то, что Он не имел намерений и цели быть богатым человеком или лидером, вопреки утверждениям некоторых лиц.
Ибо жизнь Господина Миров (саллаллаху алейхи ва саллям), даже когда все было у Него в распоряжении, ничем не отличалась от жизни бедняков. Несомненно то, что это проявление присущих пророкам морально-этических качеств, таких как благочестие, смирение и набожность. Если бы Посланник Аллаха пожелал, то мог бы, приняв предложение Курайшитов, стать вождем или правителем, а в будущем использовать эту возможность и власть как средство для проповеди Ислама.
Однако наш Господин Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не желал использовать политику как средство для достижения цели. Ибо Ислам всегда стоял на страже чести религии. Поэтому мусульмане во многих случаях вынуждены идти на самопожертвование и на борьбу за распространение веры. Ведь путь, по которому они идут – это честный, правильный, незапятнанный путь – «сыратыль-мустакым», где нет места уловкам, хитростям и нечестности…
[1] См. Ибн Хишам, I, 281; Ибн Асир «Аль-Камиль», II, 65.
[2] См. Ибн Хишам, I, 386.