Инцидент, произошедший в Бир-и Мауна ( Сафар 4 / Июль 625)
В те же самые дни, когда произошло событие под названием «Раджи», Абу Бера – один из влиятельных людей предместья Наджид – обратился к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с просьбой направить наставников, дабы они указали путь истины его общине. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не хотел удовлетворять эту его просьбу и даже не принял его даров, привезенных Ему, сказав: «Я опасаюсь того, что жители Наджида коварно обманут и предадут моих друзей!»
В связи с этим Абу Бера дал заверение о безопасности жизни мусульман. А Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), кроме того, заставил написать от имени Абу Бера письмо его племяннику Амру, правившему племенами, жившими в Наджиде. Затем, подготовив из Асхабов Суффа делегацию в составе семидесяти человек, получившую название «Курра», что означало «Чтецы Корана», отправил их вместе с Абу Бера. Когда группа наставников прибыла в местечко Бир-и Мауна, находившееся на расстоянии четырех переходов до Медины, мусульмане столкнулись с ужасным коварством. Племянник Абу Бера Амр совершил набег со своим многочисленным войском, даже не прочтя письмо Благородного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда племя, к которому он принадлежал, не захотело сражаться с мусульманами, поскольку они находились под покровительством Абу Бера, он, введя в заблуждение племена Усаййа, Ри`л, Закван, Бани Лихьян, порубил мусульман мечом. Удалось спастись лишь одному Амру бин Умаййе.[1]
Джаббар бин Сулма, находившийся среди тех, кто в этот трагический день совершил набег на мусульман, рассказывает о следующем инциденте: «Я вонзил свое копье в Амра бин Фухайра из мусульман, который призывал меня принять Ислам! Я увидел, как мой копье пронзило насквозь его грудь! И он, находясь в таком состоянии, говорил: «Клянусь Аллахом, я выиграл!» И я сказал самому себе: «Что же он выиграл и что приобрел? Разве я не убил его?!» В это мгновение его мертвое тело вознеслось в небеса и исчезло из виду. Это событие, свидетелем которого я стал, послужило поводом к тому, чтобы я стал мусульманином». (Ибн Хишам, III, 187; Вакиди, I, 349)
Джабраиль (алейхиссалям), явившись к нашему Господину Пророку Мухаммаду, сообщил Ему о том, что группа наставников Ислама, приняв великомученическую смерть за веру, предстала перед их Господом, что Господь одобряет их и удовлетворен ими.[2]
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), весьма опечаленный этими событиями, испытывал сильнейшую душевную муку. Воздев свои благословенные руки, Он взмолился Всевышнему Аллаху: «О Аллах! Нашли свое проклятье на племена Ри’л, Закван и Усаййе, восставшие против Аллаха и Его Пророка!» В течение одного месяца после совершения утреннего намаза Он ежедневно молился Аллаху и просил Его исполнить свою просьбу. (Бухари «Джихад», 9, 19; Магази, 28; Муслим «Масаджид», 297)
Мумины проливали слезы печали, а мунафики и евреи были просто пьяны от радости. Они были весьма довольны всем, что произошло со времен Ухуда. Кроме того, тот факт, что в Ухуде они не сумели выполнить полностью задуманного, выявил наружу их ненависть по отношению к муминам и заставил усилить их вероломную пропаганду. Выставляя свой обман и свое коварство как особую ловкость и особое мастерство, они начали говорить мусульманам, понесшим довольно большие потери в своих рядах: «Те, которые погибли, были бы сейчас живы, если прислушались бы к нашим словам». Ответ Корана на образ их действий весьма суров и устрашающ:
الَّذِينَ قَالُواْ لإِخْوَانِهِمْ وَقَعَدُواْ لَوْ أَطَاعُونَا مَا قُتِلُوا قُلْ فَادْرَؤُوا عَنْ أَنفُسِكُمُ
الْمَوْتَ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ
Значение: «Тем, которые сами не участвовали в сражении и говорили о своих братьях [по вере]: «Если бы они послушались нас, то не были бы убиты», отвечай [Мухаммад]: «Отриньте смерть от самих себя, если вы так думаете»». (Сура «Али Имран», 168)
وَمَا كَانَ لِنَفْسٍ أَنْ تَمُوتَ إِلاَّ بِإِذْنِ الله كِتَاباً مُّؤَجَّلاً
Значение: «Ни один человек не умрет, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный [Им] срок…». (Сура « Али Имран», 145)
*
Анас (радыйаллаху анху) сказал как-то такие слова: «Я не видел, чтобы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) переживал за что-либо в той же мере, в какой Он мучился и терзался из-за своих асхабов, павших смертью великомучеников за веру в Бир-и Мауна!» (Муслим Масаджид, 302)
Ибо почти все шахиды, павшие в Бир-и Мауна, были Асхабами Суффа – Проповедниками Корана и Сунны, духовным воспитанием которых занимался сам Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). События «Раджи» и «Бир-и Мауна» указывают на то, насколько значительной и жизненно важной обязанностью для мусульман является миссия наставника и проповедника Ислама. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил в качестве наставников Ислама самых избранных своих асхабов, приняв во внимание вероятные риски. Всевышний Аллах превознес этих людей, погибших во славу значительного, важного и серьезного долга мусульман и изволил заявить о том, что Он удовлетворен ими, и что они довольны своим Господом.[3]
[1] Ибн Хишам, III, 184; Хайсами, VI, 125-130.
[2] Бухари «Джихад», 9.
[3] Бухари «Магази», 28; Джихад, 9; Муслим «Масаджид», 297