Ученый, обладавший верой, разумом и праведными делами
Великий богослов и знаток хадисов Абдуллах ибн Вахб родился в 742 году в Египте. В некоторых источниках он упоминается как Абу Мухаммад.
Начавший свое обучение в семь лет Абдуллах бин Вахб получил свои знания от таких выдающихся и прославленных учителей как имам Малик, Хайва бин Шурейх, Саид бин Аби Айюб, Лейс бин Са’д и многих других. Хотя судя по источникам у него и было 370 учителей, но большую часть знаний он перенял от имама Малика. Итогом полученных знаний от имама Малика стала его книга «Аль-Муджаласат», где он собрал хадисы, высказывания и жизнеописания сахабов, а также нравоучения. Позже появилась двухтомная «Аль-Джами» посвященная хадисам. Также его перу принадлежат такие труды как «Муватта Сагыйр», «Муватта Кабир», «Китабу Ахвалиль-Кыяма ва Тафсируль-Куран».
Он был одним из немногих кому имам малик обращался «египетский факих (знаток фикха) муфтий Абу Мухаммад», а из-за его большого потенциала знаний его прозвали «Дивануль-Илим».
Он знал и передал около ста тысяч признанных достоверными. Так в частности Ибни Хатим сказал о нем: «Я просмотрел в Египте и в других местах восемьдесят тысяч хадисов, собранных Ибн Вахбом, и не встретил среди них ни одного, который бы мог быть не достоверным». Говорят, что имам Малик ставил его в пример другим в пример как лучшего знатока сунны, а Ахмед бин Салих сказал: «Я не знаю другого кто бы передал больше достоверных хадисов, чем Ибни Вахб».
Он был уважаемым и почитаемым в обществе человеком. При возникновении спорных моментов, всегда обращались к нему, и соглашались с принятым его решением. Так имам Малик повествуя об уровне своих учеников говорил: «Ибн Вахб является знатоком во всех науках, а Ибни Касыйм знатоком только фикха».
Сам же Абдуллах бин Вахб отмечал большую роль в его жизни сыграли имам Малик и Лейс бин Са’д, которые подсказали ему какие хадисы являются достоверными, а какие нет.
Однажды халиф, правивший в те времена написал Абдулле бин Вахбу письмо с просьбой стать казыем (судьей). Но тот в свою очередь отказался. Люди спрашивали его: «Почему вы отказываетесь, вы же будете судить по сунне Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!)». На что он отвечал: «Знаете ли вы, что в Судный день ученые будут воскрешены с Пророками, а казыи (судьи) с правителями вместе?».
Яхья бин Бакр сказал про него: «Абдулла бин Вахб потратил треть своей жизни на борьбу с собственным нафсом, треть на получение знаний, а еще одну треть для совершения хаджа». И если верить преданиям, то Абдуллах бин Вахб совершил хадж за свою жизнь 36 раз.
Имам Ахмад Хамбаль сказал про него следующие слова: «Ибн Вахб был из тех, кто обладал верой, разумом и праведными делами».
Он сумел воспитать целое поколение ярких богословов среди которых были его племянник Ахмед бин Юсуф ат-Таниси, Ахмад бин Салих аль Мисри, Ибрахим бин Мунзир и многие другие.
Великий богослов скончался в 812 году оставив свое богатое наследие в виде накопленных и переданных им знаний. Он прожил жизнь, стараясь соответствовать хадису который он передал: «Когда у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросили: «Кто лучший из мусульман?», Пророк ответил: «Тот, кто не наносит вреда верующим языком и рукой».
Islam-Today