Абу ‘Имран Ибрахим ибн Язид ибн Аль-Асвад ибн ‘Амр ибн Раби‘а ибн Харис ибн Са‘д ибн Малик Аль-Куфи Ан-Наха‘и, исламский учёный-богослов поколения табиинов, муджтахид, авторитетный знаток хадисов, муфтий Куфы и один из основателей иракской школы фикха, родился в 50 году по хиджре, а согласно некоторым источникам, в 46 году по хиджре.
Ибрахим Ан-Наха‘и был родом из большого йеменского племени Наха. Благодаря этому он стал известен под именем Ан-Наха‘и, которое сообщает о его принадлежности (нисбе) к этому племени.
Ибрахим ан-Наха‘и был праведным и богобоязненным человеком, который много поклонялся и часто совершал благие деяния. Люди учились у Ибрахима Ан-Наха‘и, когда ему было всего восемнадцать лет.
Он стал имамом в фикхе и передал множество хадисов. Будучи ребёнком, он совершал хадж вместе со своим дядей и виделся с матерью правоверных Аишей (да будет доволен ею Аллах). Однако от неё напрямую он не передал ни одного хадиса.
От Ибрахима ан-Наха‘и передавали хадисы множество табиинов, в числе которых были: Ас-Саби‘и, Хабиб ибн Абу Сабит, Саммак ибн Харб, Аль-Хакам, Аль-А‘маш, Ибн ‘Авн, Хаммад ибн Сулейман, который был одним из учителей имама Абу Ханифы (да будет доволен ими всеми Аллах).
Сам Ибрахим Ан-Наха‘и также считается одним из учителей имама Абу Ханифы. Кроме того, учёные считают, что знания ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) дошли до имама Абу Ханифы именно через Ибрахима Ан-Наха‘и.
В те времена, когда наместником Ирака был Аль-Хаджадж, известный своей жестокостью, Ан-Наха‘и скрывался от него. От имама Абу Ханифы передаётся, что Хаммад ибн Сулейман сказал: «Когда я рассказал Ибрахиму Ан-Наха‘и радостную весть о смерти Аль-Хаджаджа, он совершил суджуд в знак благодарности Всевышнему Аллаху и заплакал от радости». (Аз-Захаби, «Тазкира аль-Хуффаз»)
Ибрахим Ан-Наха‘и в своё время стал имамом фикха и муфтием Куфы. В Куфе он был важным и почтенным человеком. Его превозносили знатные люди, а обычные люди испытывали почтительный страх перед ним, как перед правителем.
Когда Ан-Наха‘и искал человек, с которым он не любил встречаться, к этому человеку выходила его служанка и говорила: «Ищите его в мечети». (Аз-Захаби, «Сияр а‘лям ан-Нубаляъ»)
Ибрахим Ан-Наха‘и виделся со многими сахабами (да будет доволен ими всеми Аллах), среди которых были Зайд ибн Аркам, Анас ибн Малик, Мугира ибн Шу‘ба, АльБара ибн ‘Азиб и другие (да будет доволен ими Аллах), но большинство хадисов он передал от таких табиинов, как Алькама, Аль-Асвад и Масрук (да будет доволен ими Аллах).
От Ибрахима Ан-Наха‘и передаются следующие слова: «Если бы я был среди тех, кто воевал против внука Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) Аль-Хусейна (да будет доволен им Аллах), и меня, несмотря на это, ввели бы в Рай, я постеснялся бы смотреть в лицо Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)». (Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни, «Аль-Исаба фи тамйиз ас-Сахаба»)
От Джарира передаётся, что Исмаиль ибн Абу Халид сказал: «Аш-Ша‘би, Ибрахим Ан-Наха‘и и Абу Аз-Зуха собирались в мечети и повторяли хадисы, и когда они встречали хадис, к которому у них не было риваята, они обращали свои взоры к Ибрахиму». (Аз-Захаби, «Сияр а‘лям ан-Нубаляъ»)
Ибрахим Ан-Наха‘и вёл аскетический образ жизни, и люди не знали, к кому его отнести – к беднякам или к курраам (чтецам Корана). Сегодня он соблюдал пост, а назавтра пропускал, и так чередовал дни всю жизнь. Имамы поколения табиинов восхваляли Ибрахима Ан-Наха‘и и сказали о нём много хорошего.
Са‘ид ибн Джубайр (да будет доволен им Аллах) сказал о нём следующее: «Неужели вы задаёте этот вопрос мне (просите у меня фетву), когда среди вас находится Ибрахим Ан-Наха‘и». (Ибн Аль-Джавзи, «Аль-Мунтазам фи тарих аль-Мулюк валь-Умам»)
Абу Зар‘а (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ибрахим Ан-Наха‘и является одним из выдающихся людей Ислама». (Имам Ан-Навави, «Тахзиб аль-Асмаъ ва ас-Сифат»)
Имам Ахмад ибн Ханбаль (да будет доволен им Аллах) сказал о нём: «Ибрахим Ан-Наха‘и был проницательным человеком и хафизом». (Аз-Захаби, «Сияр а‘лям ан-Нубаляъ»)
От Абу Усамы передаётся, что Аль-А‘маш (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, он был хранителем большого количества хадисов». (Аз-Захаби, «Сияр а‘лям ан-Нубаляъ»; Ибн Аль-Джавзи, «Миръат аз-Заман ва таварих аль-А‘ян»)
В своё время Ибрахим Ан-Нахаи и Амир Аш-Ша’би были самыми видными учёными Куфы. Ахмад Аль-Иджли говорил об Ибрахиме Ан-Нахаи: «Он и Аш-Ша’би были муфтиями Куфы в своё время. Он был праведным богословом и очень богобоязненным человеком».
Ибн ‘Авн сказал: «Когда я пришёл к Аш-Ша‘би после смерти Ибрахима Ан-Наха‘и, он спросил у меня: «Присутствовал ли ты среди тех, кто участвовал в похоронах Ибрахима Ан-Наха‘и?» Я кивнул. Потом он сказал: «Клянусь Аллахом, он не оставил после себя подобного себе человека!» Я спросил: «В Куфе?» Он ответил: «Ни в Куфе, ни в Басре, ни во всём Шаме»». (Ибн Са‘д, «Ат-Табакат аль-Кубра»)
В другой версии этого предания, которую передаёт Абу Бакр ибн Шу‘айб ибн Аль-Хабхаб от своего отца, сообщается: «Я был среди тех, кто хоронил Ибрахима Ан-Наха‘и, и Аш-Ша‘би спросил меня: «Вы похоронили своего товарища?» Я сказал: «Да«. Затем он сказал: «Поистине, он не оставил после себя кого-либо, кто имел бы больше знаний и понимания«. Я спросил: «И даже (больше) Аль-Хасана Аль-Басри и Ибн Сирина?» Аш-Ша’би ответил: «И даже Аль-Хасана и Ибн Сирина. И даже кого-либо из Басры, Куфы и Хиджаза«». (Имам Ан-Навави, «Тахзиб аль-Асмаъ ва ас-Сифат»)
Великий имам Ибрахим Ан-Наха‘и умер в Куффе в 96 году по хиджре во времена правления халифа Аль-Валида ибн Абдульмалика. Когда он покинул этот мир, согласно одним источникам, ему было 49 лет, по другим – более пятидесяти. Также есть мнение, что он прожил 58 лет.
islamdag.ru