ПРЕДОК АББАСИТСКИХ ХАЛИФОВ
Один из выдающихся имамов табиинов Абу Мухаммад ‘Али ибн ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас ибн ‘Абд Аль-Мутталиб Аль-Хашими родился в месяце Рамадан 40 года по хиджре. Его мать звали Зур‘ат бинту Мушрих ибн Му‘ди Карб.
Он родился в ночь убийства ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Поэтому его отец ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в память о нём нарёк сына именем ‘Али. Он был самым младшим из детей ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса.
Исходя из этого, ему дали такое же прозвище (кунью[1]), как у ‘Али ибн Абу Талиба – Абу Аль-Хасан. Однажды халиф Абдульмалик ибн Марван сказал ‘Али ибн ‘Абдуллаху Ибн ‘Аббасу, что не может позволить ему носить имя и прозвище ‘Али ибн Абу Талиба, и поменял его прозвище на Абу Мухаммад.
Ибн Асакир в своей книге «Тарих Димашк» пишет об этом следующее:
«От ‘Исы ибн Муса передаётся, что ‘Али ибн ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас прибыл к Абдульмалику ибн Марвану, и он спросил его: «Как тебя зовут?» Он ответил: «‘Али«. Тот опять спросил: «А как твоя кунья?» ‘Али ответил: «Абу Аль-Хасан«. Тогда Абдульмалик воскликнул: «Неужели это имя и эту кунью объединил в себе ‘Али? Поменяй свою кунью, и тебе будет тысяча динаров!» ‘Али на это ответил: «Пока жив мой отец, я не могу сделать это«. После смерти ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса Абдульмалик дал ему кунью Абу Мухаммад».
‘Али ибн ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас был человеком крупного телосложения, высокого роста и самым красивым из всех курайшитов. У него были такие большие ступни, что он не мог найти обувь на рынке, ему шили её на заказ.
Сахабы, у которых учился ‘Али ибн ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас
Прежде всего он учился у своего отца, выдающегося учёного мусульманской уммы ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), и запомнил многое из того, что он говорил и передавал.
Также он учился у другого великого учёного из числа сахабов Абу Са‘ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) и получил от него множество знаний. Отец отправил к нему ‘Али ибн ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса вместе со своим вольноотпущенником ‘Икримой, чтобы они оба учились у него и переняли его знания. Отправляя их, ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас сказал им: «Отправляйтесь к Абу Са‘иду Аль-Худри и слушайте от него хадисы Пророка (мир ему и благословение Всевышнего)».
‘Икрима рассказал о первом посещении своего учителя вместе с ‘Али ибн ‘Абдуллахом Ибн ‘Аббасом следующее: «Мы пришли к Абу Са‘иду Аль-Худри (да будет доволен им Аллах), когда он находился в своём саду. Увидев нас, он встал, подошёл к нам и воскликнул: «Мархабан (добро пожаловать)! О наследие Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)». Потом он начал рассказывать нам хадисы, а когда заметил, что мы записываем их, он сказал: «Не записывайте, а запоминайте их так же, как мы запоминали, и не делайте из них Коран«».
Он также передал хадисы Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) от своего отца ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса, Абу Хурайры, ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара и других известных сахабов (да будет доволен ими всеми Аллах), но в целом он передал очень мало хадисов.
Те, кто учился у ‘Али ибн ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса
От ‘Али ибн ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса передали хадисы его сыновья Мухаммад, ‘Иса, Давуд, Сулайман и ‘Абд Ас-Самад. Также у него учились и от него передали хадисы Ибн Шихаб, кадий Медины Са‘д ибн Ибрахим, Мансур ибн Аль-Му‘тамир, Аз-Зухри и многие другие.
‘Али ибн ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас жил в Медине, потом переселился в Басру, а затем в Шам. Омейядские правители выделили ему в собственность небольшую деревню в Шаме рядом с дорогой в Медину. Эта деревня, в которую переселился и обосновался ‘Али ибн ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас со своей семьёй, стала известна под названием Хумайма.
Проницательность ‘Али ибн ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса
Во времена правления омейядского халифа Валида ибн Абдульмалика ‘Али ибн ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса избили, посадили на верблюда задом наперёд и повезли по улице.
Такое наказание ему было вынесено правящей династией омейядов за то, что он говорил следующее: «Поистине, должность халифа перейдёт к моему потомку». Он клялся, утверждая это, и его предсказание сбылось, ведь ‘Али ибн ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас стал дедом аббасидских халифов Абу Аль-‘Аббаса Ас-Саффаха и Абу Джафара Аль-Мансура.
‘Али ибн ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас (да смилуется над ним Аллах) был учёным, строго следовавшим своим знаниям. Ибн Саад сказал о нём: «Он достойный доверия рассказчик хадисов, но он передал очень мало хадисов».
Некоторые высказывания ‘Али ибн ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса
В присутствии ‘Али ибн ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса рассказали о красноречии некоего человека, и он сказал: «Я не люблю, когда объём того, что на языке человека (того, что он говорит), превышает объём его знаний, так же, как не люблю, когда объём знаний человека превышает объём его разума».
Также от Мазрука ибн Абу Хузайля передаётся, что ‘Али ибн ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас сказал: «Совершение одобряемого (благодеяния) является деянием, приближающим к Всевышнему Аллаху, радостью в сердцах рабов Аллаха и вечной благодарностью».
От Мухаммада ибн Муса ибн Хаммада ибн Исхака ибн Ибрахима аль-Мусили передаётся, что ‘Али ибн ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас сказал: «Господами людей в этом мире являются щедрые люди, а в Ахирате – богобоязненные люди».
‘Али ибн ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас был богобоязненным, благочестивым человеком, который много поклонялся Всевышнему. Каждые сутки он совершал по тысяче ракаатов. По другой версии, которая передаётся от Мухаммада ибн Курайба, он совершал каждые сутки тысячу садждатов, то есть пятьсот ракаатов.
Ибн Асакир в своей книге «Тарих Димашк» пишет следующее:
«Мус‘аб сказал, что он слышал, как один из обладателей знаний говорил: «Причиной того, что ‘Али ибн ‘Абдуллах Ибн ‘Аббас стал так усердно поклоняться, было то, что он увидел, как поклоняется ‘Абдуррахман ибн Абан, и сказал: “Клянусь Аллахом, я достойнее совершать такое поклонение, чем он, и я ближе него к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)”. И с того дня он всецело отдался поклонению Всевышнему Аллаху»».
Мусульманские историки и биографы разошлись в мнениях относительно даты смерти ‘Али ибн ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса. Одни утверждают, что он умер в 118 году по хиджре в Шаме во времена правления Хишама ибн Абдульмалика, другие говорят – в 119 году по хиджре. Также некоторые утверждают, что он умер в 104 году по хиджре.
[1] В арабской традиции ту часть имени, которая начинается со слов Абу (для мужчин) и Умм (для женщин), называют куньей. Кунья состоит из двух частей: первая – Абу (отец) или Умм (мать), а вторая – имя сына или дочери. Традиция арабов называть друг друга не по имени, а по кунье считается проявлением уважения и почтения к человеку.
islamdag.ru