Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
«Я видела, как находившийся при смерти Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), рядом с которым стояла чаша с водой, погружал руку в эту чашу, после чего проводил (влажной рукой) по своему лицу и говорил:
اللَّهُمَّ أعِنِّي على غَمَرَاتِ المَوْتِ، وَسَكَرَاتِ المَوْتِ
“О Аллах, помоги мне (вынести) тяготы смерти и предсмертной агонии!”».
В обоих сборниках Бухари и Муслима сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
«Я слышала, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), опираясь на меня, говорил:
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لي، وَارْحَمْنِي، وألحِقْني بالرَّفِيقِ الأعْلَى
“О Аллах, прости меня, помилуй меня и присоедини меня к высшему обществу!”».
Человеку, который потерял надежду остаться в живых, следует как можно чаще читать Коран и поминать Аллаха, а тревожиться, проявлять дурные качества своего характера, браниться, спорить или пререкаться по любым вопросам, которые не касаются религии, нежелательно.
Желательно также быть благодарным Всевышнему Аллаху сердцем и устами, помнить, что это его последние мгновения в этом мире, стараться дожить этот срок, совершая благое, и поспешить рассчитаться со всеми своими долгами: вернуть людям то, что было отнято у них без права, взято на хранение или одолжено. Кроме того, следует загладить все обиды и уладить все нерешённые вопросы с женой, родителями, детьми, слугами, соседями, друзьями и каждым из тех, с кем человеку при жизни имел дела, общался или поддерживал хоть какие-то отношения.
Если у детей, которых умирающий оставляет после себя, нет деда, который мог бы опекать их, ему следует отдать соответствующие распоряжения относительно их будущего, а также позаботиться о том, что он не в состоянии сделать сразу же, например, об уплате некоторых долгов и о прочих делах.
Такому человеку следует быть хорошего мнения о Всевышнем Аллахе, свят Он и велик, чтобы Он смилостивился над ним, следует помнить о том, сколь малое место он занимает среди творений Всевышнего, а Аллах не нуждается ни в том, чтобы подвергать его мучениям, ни в его покорности; следует помнить, что он является рабом Аллаха, и просить о прощении, милости и благодеяниях только от Него.
Желательно постоянно читать аяты Корана, где говорится о надежде, и читать их невысоким голосом, или же слушать, как их читает кто-нибудь другой.
Также умирающему желательно просить читать ему хадисы, в которых говорится о надежде, и рассказы о том, как вели себя перед смертью праведные люди. В этот период человек должен стремиться увеличить запас своих благих дел, неуклонно совершать предписанные молитвы, отстраняться от нечисти (наджаса), выполнять прочие религиозные обязанности и терпеливо переносить связанные с этим трудности. И пусть умирающий остерегается халатности в этом, ибо проявление нерадивости в этом в последние дни земной жизни, которая является нивой мира вечного, относится к числу наиболее отвратительных деяний.
Он не должен слушать тех, кто станет отбивать у него охоту делать то, что мы упомянули, если же человек столкнётся с чем-либо подобным, пусть знает, что это относится к числу испытаний, и не прислушивается к таким словам, ибо тот, кто их произносит, является невежественным другом и тайным врагом. Прилагай все силы для того, чтобы завершить свои дни наилучшим образом.
Что касается членов семьи и товарищей такого человека, то желательно дать им наставление проявлять терпение во время болезни близкого и стойко переносить доставляемое им беспокойство. Кроме того, их следует наставлять проявлять смирение при постигшем горе и сказать, что не следует проливать слёзы. Он должен им сказать: «В одном из достоверных хадисов сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
المَيِّتُ يُعَذَّبُ بِبُكاءِ أهله عليه
“Поистине, усопшего наказывают за плач его семьи”.
И поэтому, о друзья мои, ни в коем случае не делайте того, что доставит мне мучения после моей смерти!».
Кроме того, следует сделать наставление, чтобы они проявляли доброту по отношению к тем, кого он оставляет после себя: к детям, слугам, служанкам и т. п.
Также следует сделать наставление, чтобы они оказывали благодеяния его друзьям, напоминая, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إِنَّ مِنْ أبَرّ البِرّ أنْ يَصِلَ الرَّجُلُ أهْلَ ود أبيه
«Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец».
Кроме того, известно, что после смерти Хадиджи (да будет доволен ею Аллах) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оказывал уважение её подругам.
Настоятельно желательно дать наставление родным и близким, чтобы они отстранялись от всевозможных нововведений во время похорон, попросить их всегда обращаться к Аллаху с мольбами за него, и чтобы не забыли о нём с истечением времени.
Время от времени желательно говорить им: «Если вы увидите, в чём-либо моё упущение, мягко укажите мне на это и дайте совет, ибо я проявляю небрежение и нерадение. Когда я совершу ошибку, исправьте меня и помогите мне в подготовке к далёкому сафару (путешествию)».
Доказательства того, о чём я говорю, многочисленны и общеизвестны, в силу чего мы не стали их приводить, ибо иначе нам потребовалось бы заполнить ими несколько брошюр.
С началом агонии желательно как можно чаще повторять слова “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, чтобы они стали последними словами человека в его жизни.
Со слов Му‘аза (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
من كان آخر كلامه لا إله إلا الله دخل الجنة
«Тот, чьим последним словом в этой жизни будет высказывание: “Нет истинного божества, кроме Аллаха” (Ля иляха илля Ллах), войдёт в Рай».
Со слов Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لَقِّنُوا مَوْتاكُمْ لا إِلهَ إِلاَّ الله
«Говорите своим умирающим: “Нет бога, кроме Аллаха”».
Этот же хадис Муслим передаёт со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах).
Учёные говорили, что если человек, у которого начинается агония, не станет произносить эти слова сам, присутствующим следует мягко подсказывать ему сделать это, чтобы не вызвать у него раздражения, поскольку иначе умирающий может их отвергнуть.
Если он скажет их один раз, то не следует оставить его и не повторил их ему, если только он не скажет посли этих слов какие-либо иные слова.
Учёные нашего мазхаба сказали: «И желательно, чтобы человек, который будет подсказывать умирающему эти слова, пользовался доброй славой, поскольку иначе это может доставить беспокойство умирающему, в результате чего он, возможно, обвинит в нечестии того, кто станет советовать ему проявить благочестие в последние минуты жизни».
Знай также, что некоторые учёные нашего мазхаба говорили: «Следует говорить: “Ля иляха илля-Ллах, Мухаммадун расулю-Ллах” (“Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад − Посланник Аллаха”)». Однако большинство учёных ограничились словами “Ля иляха илля-Ллах”.
Имам Навави, «Аль-Азкар», стр. 247.
taalib.ru