«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть Аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий»(Коран, 17:1).
Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме — один из символов Ислама. Аль-Акса — непростая мечеть: она лежит в основе нашей истории и является краеугольным камнем в судьбе всего человечества. Благородный Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) во многом посвятил свою жизнь тому, чтобы привить сподвижникам чувство уважения к мечети Аль-Акса и подготовить их к тому, чтобы предпринять поход на Иерусалим, который в то время находился в руках могущественной Византийской империи.
Мечеть Аль-Акса должна занимать важное место в сердце верующего. Неслучайно многие благочестивые люди жертвовали ради нее своим имуществом и жизнью. На это было много причин, в том числе то, что Аль-Акса является:
1) первой кыблой мусульман;
2) местом, куда был перенесен Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям), чтобы оттуда вознестись на небо (Исра валь-Мирадж);
3) вторым из домов Аллаха, построенных на земле;
4) местом, где похоронены сотни посланников Аллаха;
5) местом, где похоронены многие сподвижники Пророка (мир ему и благословенне);
6) местом, где по воле Аллаха совершались чудеса;
7) местом, которое сам Аллах назвал «благословенным»;
8) прямо или косвенно упоминается в Коране в общей сложности 70 раз;
9) местом, куда сошли ангелы с посланием Аллаха;
10) единственным местом на земле, где состоялась общая молитва всех посланников Аллаха во главе с пророком Мухаммадом (саллаллаху аляйхи ва саллям);
11) единственной мечетью, название которой упомянуто в Священном Коране.
По этим (и множеству других) причинам мы должны осознавать нашу ответственность за сохранение мечети Аль-Акса.
Молюсь о том, чтобы эти аяты Священного Корана послужили нам руководством, и мы задумались о них:
«…Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя…» (Коран, 13:11)
«…потому, что Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий» (Коран, 8:53)
«Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми»(Коран, 49:15).
Мечеть Аль-Акса — второй Дом Аллаха на земле
Сообщается, что Абу Зарр сказал:
«(Однажды) я спросил: „О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой?“ Он ответил: „Запретная мечеть (Масджид aль-Харам)“. Я спросил: „А после нее?“ Он ответил: „Отдаленнейшая мечеть (Масджид aль-Акса)“. Я спросил: „А сколько (лет прошло) между (построением) одной и другой?“ Он ответил: „Сорок лет“, (после чего добавил): „Где бы ни застало тебя (время) молитвы, совершай ее, ибо в этом благо“» (Аль-Бухари).
Важность посещения мечети Аль-Акса
Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Не следует отправляться в путь (никуда), если не считать трех мечетей: Заповедной мечети (Масджид аль-Харам), Мечети Посланника и мечети Аль-Акса» (Аль-Бухари).
В другой версии хадиса говорится:
«Запрягать животных можно только для путешествия к трем мечетям: Заповедной мечети, моей мечети и мечети Аль-Акса» (Аль-Бухари, Муслим).
Великое достоинство молитвы в мечети Аль-Акса
Передают со слов Абу д-Дарды, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Молитва в Масджид аль-Харам равна 100 тысячам молитв; молитва в моей мечети (в Медине) равна тысяче молитв; молитва в Байт аль-Макдис (т. е. в мечети Аль-Акса в Иерусалиме) равна пятистам обычным молитвам» (Аль-Байхаки).
Джабир передает, что посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) спросили:
«Кто из людей войдет в рай первым?» Тот ответил: «Пророки, затем мученики за веру, затем муэдзины мечети Аль-Харам, после них — муэдзины Байт аль-Макдис и муэдзины моей мечети (т. е. мединской), а за ними — остальные муэдзины, по их деяниям» (Фадайл Байт аль-Макдис, Аль-Макдиси, 643, с. 93).
Важность пожертвований для мечети Аль-Акса
Передают со слов Маймуны бинт Саад, что она спросила у Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям):
«О Пророк! Поведай нам о Байт аль-Макдис». Он ответил: «Ступайте туда и молитесь там… Если вы не можете посетить ее, отправьте туда немного масла, которое будет использоваться в лампах» (Ахмад, Ибн Маджа, Абу Дауд, Ат-Табарани).
Достоинства вхождения в ихрам в мечети Аль-Акса
Мать правоверных Умм Салама (радыяллаху ‘анха), передает, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Тому, кто вошел в ихрам в мечети Аль-Акса для совершения умры или хаджа, будут прощены его прежние грехи» (Абу Дауд).
Мечеть Аль-Акса — первая кыбла
Сообщается, что Аль-Бара говорил:
«Шестнадцать или семнадцать месяцев мы, вместе с посланником Аллаха, молились в сторону Байт аль-Макдиса, а потом поменяли (направление наших лиц в молитве) к Каабе» (Аль-Бухари).
Аль-Бара добавил:
«Некоторые умерли или были убиты до того, как кыбла была изменена, и мы не знали, что говорить о них, и Всевышний Аллах ниспослал аят: „Аллах никогда не даст пропасть вашей вере“ (Коран, 2:143) (т. е. молитвы мусульман, молившихся лицом к Байт аль-Макдис, остаются действительными — Авт.)».
Мечеть Аль-Акса — место, куда был перенесен Пророк для вознесения
Передается от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Ко мне подвели Бурака… Я сел на него верхом и достиг Байт аль-Макдис… Потом я вошел в мечеть и совершил там молитву в два раката, а когда я вышел оттуда, Джибрил принес мне сосуд с вином и сосуд с молоком. Я выбрал молоко, и Джибрил сказал: «Ты выбрал фитру (то, что соответствует естеству — Ред.)» (Ахмад).
По поводу слов Аллаха в суре «Аль-Исра» — «…Видение, которое Мы показали тебе, а также дерево, проклятое в Коране, — это только испытание от Нас для людей…» (Коран, 17:60) — Ибн Аббас говорит:
«Видение, показанное посланнику Аллаха во время его ночного путешествия, когда он был перенесен в Байт аль-Макдис, были настоящими (т. е. не привиделись ему во сне — Авт.). И «проклятое дерево» в Коране — несомненно деревом-заккум».
Передают со слов Джабира бин Абдуллаха, что он слышал, как посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«После того, как курайшиты объявили мои слова ложью, я встал в аль-Хиджре, и Аллах показал мне Иерусалим, а я начал описывать им приметы (города), рассматривая его» (Аль-Бухари).
Передают со слов Анаса ибн Малика, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Ко мне привели Бурака, который был белым длинным животным, выше осла и ниже мула, его поступь была на длину его тела… Я сел на него и прибыл в Байт аль-Макдис, привязал его кольцом, которое завязывают пророки… Затем я вошел в мечеть и совершил в ней два ракята …» (Муслим).
Мечеть Аль-Акса — место важнейших событий в День воскресения
Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал о Даджале:
«Он останется среди вас в течение сорока дней, в течение которых он пойдет в каждое место (на земле), кроме четырех (мест): мечеть Аль-Харам, мечеть Медины, мечеть Аль-Акса и гора Синай» (Ахмад).
Маймуна бинт Саад сообщает, что она спросила у Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям):
«О Посланник Аллаха, скажи нам об Аль-Кудсе». Посланник сказал:
«Прекрасное место для молитвы; это земля, гдe воскреснут и соберутся (люди в Судный день)» (Ахмад, Ат-Табарани).
Сообщают со слов Ан-Навваса ибн Самана, что Посланник (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Если он (Даджаль — Ред.) появится, пока я буду с вами, то я разберусь с ним без вас. Ну, а если он появится, когда меня с вами уже не будет, то вам придется разбираться со своим нафсом… Если кто из вас доживет до него, то пусть прочтет над ним (аяты), открывающие суру „Аль-Кахф“…» Мы спросили: «Посланник Аллаха, сколько он пробудет на земле?» Он ответил: «Сорок дней: день как год, день как месяц, день как пятница (неделя), а остальные дни его, как ваши дни… И вот, пока он будет так, внезапно Аллах воздвигнет Мессию, сына Марьям, и тот снизойдет у белого минарета на востоке Дамаска… И он будет искать его (Даджаля — Ред.) и нагонит его возле врат Лудда, и убьет его…» (Абу Дауд).
Мечеть Аль-Акса — место муджахидов
Передается, что Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Одна группа из моей уммы будет продолжать сражаться за истину, побеждая тех, кто будет нападать на них. И не причинят им вреда те, кто будет нападать на них…». У него спросили: «О посланник Аллаха, где они будут?» Он ответил: «В Байт аль-Макдисе (Иерусалиме)» (Ахмад).
Мечеть Аль-Акса — место ниспослания откровения Аллаха
Абу Умама сообщает, что Пророк сказал:
«Откровение нисходило на меня в трех местах: Мекке, Медине и Аш-Шаме» (Абу Дауд, Ат-Табарани).
Название мечети Аль-Акса упомянуто в Священном Коране
Мать правоверных Айша (радыяллаху ‘анха), передает:
«Пророк Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) не ложился спать, не прочитав суру «Аз-Зумар» и суру «Бани Исраил» («Аль-Исра»): „Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть Аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий“» (Ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Ибн Ханбал).
quran-sunna.ru