يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
«О верующие! Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными» (Сура «Бакара», 2/183)
Пост является таким видом поклонения, который духовно укрепляет и возвышает человека. Благодаря соблюдению поста, индивид входит в такую особую духовную атмосферу, что ему начинают завидовать ангелы. Кроме того, пост способствует ослаблению желаний плоти и тем самым ограждает человека от совершения низменных поступков. Никакой другой вид поклонения не является столь эффективным для уменьшения влияния страстей и очищения души.
Когда Абу Умама (да будет доволен им Аллах) попросил Пророка Мухаммада ﷺ подсказать, за счет чего можно заслужить милость Аллаха, последний сказал ему:
«Я могу посоветовать тебе соблюдение поста, так как ничто не сравниться с ним» (Насаи, Сыям, 43)
Пророк Мухаммад ﷺ часто держал пост. Ценность поста, представляющего собой самый богоугодный вид поклонения, он объяснял следующим образом:
«Каждое богоугодное деяние человека имеет свойство увеличиваться. Одно благородное деяние записывается как десять дел, а возможно его увеличение до семисот раз. Однако один соблюденный день поста имеет особое значение, ибо Всемогущий Аллах повелел: «Пост является исключением из правил, так как он соблюдается ради Меня, и поэтому Я награжу человека так, как пожелаю. Мой раб ради Меня отказывается от пищи и питья, ради Меня отказывается от желаний плоти». Постящегося человека ожидают две радости: время разговения и радость от близости к Аллаху. Запах, который исходит изо рта постящегося, перед Аллахом дороже запаха благовоний» (Муслим, Сыям, 164)
Пророк Мухаммад ﷺ соблюдал пост и в самые жаркие дни. Порой даже во время сильных сражений он непрерывно постился. Иногда бои принимали затяжной характер, и для всех наступали такие тяжелые дни, что сподвижники буквально валились с ног. В такие дни никто, кроме Абдуллаха ибн Равахи, не мог соблюдать пост вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ (Муслим, Сыям, 108-109) который всегда говорил, что пост «является щитом, защищающим людей от совершения грехов» (Бухари, Саум, 2). Этот щит Пророк Мухаммад ﷺ успешно использовал для себя.
Соблюдение поста придает человеку черты благочестивой личности, благодаря чему постящийся ограждает себя от адского пламени и приближается к райскому саду. Как говорил Пророк Мухаммад ﷺ:
«Благодаря одному дню соблюдения поста ради Аллаха, Он своей милостью удаляет человека от адского пламени на целых семьдесят лет» (Бухари, Джихад, 36)
Во время поста, когда правоверный в течение дня остается голодным, он лучше начинает понимать состояние бедняков, в результате чего у него усиливается чувство милосердия, он становится щедрым и сердобольным. Впоследствии он начнет и в астральном плане острее ощущать духовные силы, отчего у него усилятся мышление и воображение.
Осознав свое ничтожество и свою роль в этой жизни, постящийся победит в себе все низменные наклонности и овладеет прекрасными качествами. Джалалятдин Руми, подчеркивая ценность поста, служащего действенным способом для укрепления здоровья и уменьшения влияния низменных страстей, писал:
«К чему все эти изнурения плоти? Однако не следует забывать, что физические муки и лишения укрепляют силу духа. Если бы невозможно было обрести бессмертие души путем духовных упражнений, то стали бы приближенные люди к Аллаху подвергать себя мучениям путем соблюдения многодневных постов и совершением множества намазов?» (Маснави, стих, 3349-3350)
Хотелось бы отметить, что достижение хороших результатов от соблюдения поста всецело зависит от искренности намерений, то есть, пост должен соблюдаться только ради Аллаха и только в той форме, которой обучил нас Пророк Мухаммад ﷺ. Во время поста нужно избегать злословия, быть великодушным, честным и совершать добро. В одном хадисе Пророка Мухаммада ﷺ говорится:
«Если тот, кто держит пост, не прекращает лгать и обманывать людей, то Аллах не примет его воздержания от еды и питья. Ни один из вас во время поста не должен произносить отвратительные слова и с кем-нибудь ссориться. Если кто-то станет оскорблять вас, скажите ему:
«Я держу пост!» (Бухари, Саум, 9)
Как видим, Пророк Мухаммад ﷺ, как и в отношении всех других видов ибады, был очень щепетилен в вопросах соблюдения поста. Он всегда старался быть осторожным и деликатным в этом отношении и своим сподвижникам советовал то же самое.
Время от времени Пророк Мухаммад ﷺ останавливал своих товарищей, которые отказывались от земных радостей и, всецело предаваясь поклонению, постоянно держали пост. При этом он советовал брать с него пример. Когда же он запретил своим сподвижникам, не разговляясь, держать пост два дня подряд, они спросили у него:
– О Посланник Аллаха! Но вы же держите пост несколько дней подряд, не разговляясь при этом.
Пророк Мухаммад ﷺ ответил:
– Воистину, я не такой, как вы! Меня мой Господь кормит и поит (Бухари, Саум, 48)
Когда люди забывают о золотой середине, сразу же начинают появляться всевозможные излишества и отклонения. Обычно сторонники чрезмерного совершения поклонений, изнуряя себя дополнительными видами поклонений, через некоторое время устают и начинают делать послабления даже в обязательных, предписанных формах религиозных ритуалов.
Самым сложным заболеванием, от которого трудно излечиться, является отвращение и пресыщение. Стоит только один раз испытать скуку и отвращение при поклонениях, как аскет никогда больше не сможет испытать чувство благоговения, и религиозные ритуалы теряют для него свой смысл.
Пророк Мухаммад ﷺ, говоря «всегда бывает ощущение силы и энергии, но наряду с этим бывает и чувство надоедливости и отвращения» (Тирмизи, Кыяма, 21), имел в виду именно это состояние. Всемогущий Аллах прекрасно знает возможности Своих творений, и поэтому каждое религиозное предписание, точно как и лекарственные препараты, отмерив и разграничив, повелел совершать в меру и только в свое время.
Следующая история, в которой содержится совет соблюдать золотую середину, произошла с Бахилем (да будет доволен им Аллах). Однажды он пришел к Пророку Мухаммаду ﷺ и спросил у него:
– О Посланник Аллаха! Узнали ли вы меня?
Пророк Мухаммад ﷺ спросил:
– А кто ты?
– Я Бахиль! Помните, я приходил к вам год назад.
Пророк Мухаммад ﷺ удивленно спросил:
– Почему ты так изменился? Ведь ты раньше прекрасно выглядел!
Бахиль прошептал:
– Начиная с того дня, когда мы с тобой расстались, я все дни соблюдал пост.
Пророк Мухаммад ﷺ заметил:
– Ты просто-напросто замучил себя. Соблюдай пост в течение всего месяца Рамадан и один день каждого месяца.
Бахиль:
– Прошу вас, увеличьте еще, так как я спокойно могу держать пост несколько дней подряд.
Пророк Мухаммад ﷺ:
– В таком случае, каждый месяц соблюдай двухдневный пост.
Бахиль взмолился:
– Прибавьте еще!
Пророк ﷺ:
– В таком случае, каждый месяц соблюдай трехневный пост.
Бахиль:
– Прибавьте еще!
Пророк Мухаммад ﷺ соединив три пальца, воскликнул:
– В месяцы харам (Раджаб, Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам) три дня держи пост, затем не постись. Потом опять соблюдай пост три дня и разговляйся затем еще три дня соблюдай пост и разговляйся (Абу Дауд, Саум, 55)
Как рассказывал Анас (да будет доволен им Аллах), Пророк Мухаммад ﷺ всегда действовал согласно обстановке, учитывая сложившуюся ситуацию. В некоторые месяцы он так мало держал пост, что сподвижники начинали думать: «Он, видимо, больше не станет поститься». А иногда так много дней соблюдал пост, что создавалось впечатление, будто он постится весь месяц (Бухари, Саум, 53).
Но, наряду с этим, Пророк Мухаммад ﷺ никогда не злоупотреблял, соблюдая пост несколько месяцев подряд. Как нам сообщила благородная Умму Салама, кроме месяцев Шаабан и Рамадан, Пророк Мухаммад ﷺ никогда не соблюдал пост два месяца подряд (Тирмизи, Саум, 37). Однако так он поступал не каждый год, а изредка.
Гордость Вселенной Пророк Мухаммад ﷺ, советуя постящимся торопиться с разговением, подчеркивал:
«Пока мусульмане будут спешить с разговением, им всегда будет сопутствовать успех» (Бухари, Саум, 45)
Однажды Масрук (да будет доволен им Аллах) сказал благородной Аише (да будет доволен ею Аллах):
– Среди сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ есть два человека, которые всегда стараются совершать богоугодные деяния. Однако один из них всегда спешит быстрее прочитать вечернюю молитву и скорее сесть за стол, а другой всегда стремится разговляться как можно позже и позже совершить намаз.
Благородная Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила:
– А кто это спешит с совершением намаза и разговением?
Масрук (да будет доволен им Аллах) ответил, что Абдуллах ибн Масуд. В ответ Айша (да будет довлен ею Аллах) промолвила:
– Так всегда поступал Пророк Мухаммад ﷺ (Муслим, Сыям, 49-50).
Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Др. Мурат Кая, из книги: «Лучший Пример», том 1, стр. 224-230
muslim.kz