Праведные предшественники, следуя примеру Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), никогда не проявляли высокомерия по отношению друг к другу.
Рассказывают, что Посланник Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям) навещал больных, принимал участие в похоронах, ездил верхом на осле, отвечал на зов раба, кормил верблюда, подметал дом, чинил обувь, латал одежду, доил овцу, принимал пищу вместе со слугой и помогал слуге молоть зерно, когда тот уставал. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) не стыдился ходить на рынок за покупками для своей семьи. Он пожимал руку как бедному, так и богатому.
Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) облегчал трудности, выпавшие на долю людей, отличался мягким характером и благим нравом, обходился с людьми хорошо, был радушен, часто улыбался, но не смеялся громко. Печалился без хмурости, был скромен, но не унижал себя, был щедр без расточительства, обладал чувствительным сердцем и проявлял милосердие к каждому верующему.
Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) никогда не наполнял свой желудок доверху и ни к чему не тянулся с алчностью.
Умар ибн аль-Хаттаб (радыяллаху ‘анху) ходил быстро и говорил: «Такая ходьба быстро доводит до цели и далека от гордыни». Однажды, когда он отправился по какой-то своей нужде, ему сказали: «Если бы ты повелел нам, мы бы принесли тебе это». На что он ответил: «Я отправился и возвратился, будучи Умаром»*.
Также передали: «Когда Зайд ибн Сабит (радыяллаху ‘анху) садился верхом на верблюда, к нему подошел Ибн Аббас (радыяллаху ‘анху), чтобы поддержать стремя. Зайд (радыяллаху ‘анху) сказал: «Не стоит делать этого, о сын дяди Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям)!». Ибн Аббас (радыяллаху ‘анху) в ответ сказал: «Так нам велено услуживать ученым-богословам». Тогда Зайд (радыяллаху ‘анху) взял руку Ибн Аббаса (радыяллаху ‘анху), поцеловал ее и сказал: «Так нам велено оказывать почтение членам семейства Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям)».
Урва ибн Зубайр (радыяллаху ‘анху) сказал: «Я увидел Умара ибн аль-Хаттаба (радыяллаху ‘анху), несущего на плече тяжелый бурдюк с водой, и сказал ему: «О повелитель правоверных, тебе не подобает делать это!». Тогда Умар (радыяллаху ‘анху) ответил: «Когда ко мне прибыли разные делегации, выражая покорность и повиновение, в мою душу начало закрадываться чувство гордыни. И я захотел сломить ее». Он отправился с этим бурдюком в дом престарелой женщины из числа ансаров и перелил воду в её посуду».
Будучи правителем Медины, Абу Хурайру (радыяллаху ‘анху) увидели со связкой дров на спине. Он шёл и повторял: «Дайте дорогу правителю!».
Ибн Аббас (радыяллаху ‘анху) говорил: «Проявление скромности – допивать остаток напитка брата по вере».
Умар ибн Абдульазиз (радыяллаху ‘анху) написал своему сыну: «Мне стало известно, что ты купил драгоценный камень для перстня ценой в тысячу дирхемов. Когда ты получишь моё письмо, то продай этот перстень и на вырученные средства накорми тысячу человек. Купи себе перстень за два дирхема и закажи для него простой камень. А на нем напиши: «Да смилуется Аллах над тем, кто познал цену своего нафса».
Когда Умар ибн Абдульазиз (радыяллаху ‘анху) обращался с проповедью к мусульманам, на нем была одежда стоимостью двенадцать дирхемов. Это были: кафтан, чалма, рубашка, брюки, кожаные носки и головной убор.
Ибрахим ибн Адхам (да будет свята его душа) сказал: «Будучи в исламе я обрадовался дважды. В первый раз, когда я оказался на корабле вместе с одним весельчаком. Он говорил: «В тюркских городах с теми, кто не принял ислам, мы поступали вот так», при этом он держал меня за волосы и тряс. Тогда я обрадовался, ибо в его глазах на корабле не было человека презреннее меня. Во второй раз я болел и находился в мечети. Пришёл муэдзин и сказал мне: «Выходи!», а я не мог встать. Тогда он взял меня за ногу и выкинул из мечети».
* Вероятно, суть этих слов в том, что его самостоятельное выполнения нужды никак не умалило его достоинство.
Из книги Шейха Ахмад-хаджи (к.с.) Абдуллаева «Благонравие праведников»
quran-sunna.ru