Однажды халиф Умар ибн Абдуль Азиз (рахимахуллах) заметил нечто странное, разговаривая со своими дочерями. Всякий раз, когда одна из дочерей начинала говорить, она старательно прикрывала рот рукой. Когда он спросил их, почему они это делают, они ответили, что сегодня у них не было никакой другой еды, кроме сырого лука, поэтому они не хотят, чтобы он почувствовал неприятный запах, исходящий из их рта.
Когда мы говорим об Умаре ибн Абдуль Азизе, мы должны понимать, что речь идет не о простом человеке, и даже не о представителе элитной группы. Это был халиф династии Омейядов, правитель всего мусульманского мира своего времени, чья империя в то время простиралась от берегов Атлантики до гор Памира в Центральной Азии. Он был племянником предыдущего халифа АбдульМалика ибн Марвана и двоюродным братом следующих Омейядов, халифов Валида и Сулеймана. Его жена Фатима, первая леди того времени, была дочерью халифа АбдульМалика ибн Марвана и сестрой следующих правителей Валида и Сулеймана.
Когда он услышал о причине такого поведения своих дочерей, он заплакал и сказал своим дочерям: «Скажите, что вы предпочитаете – есть изысканные и дорогостоящие блюда, но при этом, зная, что ваш отец попадет в Ад?» Когда его дочери услышали об этом, они также заплакали.
Умар ибн Абдуль Азиз (годы жизни 26 сафара 63 г. хиджры – 16 раджаба 101 г.хиджры/ 2 ноября 682 г. – 31 января 720 года), был знаменитым халифом, правившим с 99 по 101 гг хиджры, меньше трех лет. Это были времена расцвета халифата, богатство текло в мусульманские земли потоком, на площадях городов глашатаи призывали людей прийти и забрать закят, поскольку не было нуждающихся. Однако, во время своего управления импеерией семья халифа нуждалась в самых простых вещах, у самого халифа не было средств даже на совершение хаджа.
Историки называют его «Умар Сани» — «Умар Второй», не только за то, что он был тезкой праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах), есть еще одна причина, за что ему дали такой титул. Чтобы узнать эту причину, нам придется вернуться к «золотому веку Ислама», временам правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах).
Во время своего правления халифатом, он имел обыкновение ходить по ночам по улицам города и смотреть за жизнью своих подданных. Во время одного из таких обходов халиф услышал разговор одной девушки со своей матерью. Мать уговаривала дочку разбавить молоко, которое они собирались нести на продажу, водой, чтобы побольше заработать. Девушка отказывалась, говоря, что халиф строго запретил совершать такие вещи. Мать сказала, что халиф спит и не видит их. Однако дочка ответила, что если халиф и спит, то Аллах не спит и видит их всегда. Умару очень понравился ответ девушки, и на следующий день он послал человека купить у нее молоко. Оказалось, что девушка сдержала слово, и молоко было чистым. Тогда Умар позвал к себе девушку и предложил ей выйти замуж за его сына Асима. Она согласилась, и от этого брака родилась девочка по имени Лейла, которая со временем и стала матерью халифа Умара ибн Абдуль Азиза.
Ко времени его правления другие Омейяды превратили халифат в семейный бизнес, они жили в роскоши и удовольствиях, они пользовались богатствами государства, чтобы удовлетворять свои желания. Однако, когда Умара избрали халифом, он отказался от подобного образа жизни и вернулся к чрезвычайно простому образу жизни, следуя за праведными халифами. Он унаследовал идеальное сочетание добродетельных качеств девушки, на которой был женат сын Умара ибн аль-Хаттаба, и самого Умара, кто сумел увидеть эти благородные качества в бедной девушке.
После своего назначения халифом Умар отказался от роскошной кареты халифа и сказал, что ему достаточно обычного мула. Он распустил 600 телохранителей, которые охраняли правителя, и переехал из дворца в обыкновенный скромный дом, состоящий из двух комнат. Он освободил всех своих рабов и возвратил законным владельцам средства, конфискованные у них Омейядами. Его жена Фатима носила роскошные драгоценности, подаренные ей отцом, подобных которым ни у кого не было, Умар сказал ей, что ей придется вернуть эти драгоценности в исламскую казну (байт-уль-маль) или ему придется жить отдельно от нее, поскольку он не может жить в одном доме с человеком, имеющим такие сокровища. Она была дочерью халифа и сестрой двух правителей, однако она ответила на призыв мужа и вернула драгоценности.
Некоторые историки дали ему титул пятого праведного халифа. Великий ученый Суфьян ас-Саури перечислял пять лучших правителей, таких как Абу Бакр, Умар, Усман, Али и Умар ибн АбдульАзиз (да будет доволен ими Аллах).
В конечном счете Умар ибн Абдуль Азиз был отравлен слугой, которой был подкуплен кем-то из Омейядов. Сообщается, что он оставил после себя только 17 динаров, из которых он велел выплатить аренду за дом, в котором он жил, и стоимость земли, на которой его должны были похоронить.
Его правление продолжалось всего два года и четыре или пять месяцев. Его короткое правление было как благодатный дождь, который принес благословения людям. Одним них было то, что почти все берберы Северной Африки, а также знатные люди из Индии приняли Ислам по собственной воле.