Всемогущий Аллах выделил дни для поиска пропитания и для работы, а вечера и ночи для отдыха и сна. В Коране сообщаются следующие повеления (смысл) :
«И Он есть Тот, кто одеянием для вас устроил ночь и для покоя сон (назначил), а день устроил воскрешеньем (ото сна)». «Фуркан», 25/47.
«А для покоя ниспослали сон, защитным кровом ночь спустили». «Наба», 78/9-10.
Так как ночная тьма скрывает и покрывает все, ее уподобили одежде, а сон — способам отдыха, так как спящий человек бросает работу и, оставшись без движения, отдыхает.
Действительно, ночи являются своеобразной одеждой для здоровья, нравственности и общества. Это чудесная одежда благодати, скроенная по размеру этого мира. Это одежда счастья для семьи, это покров таинственности, хранящий секреты. Это лучшая возможность для тех, кто желает укрыться в духовном и материальном убежище. С одной стороны, для Божьих людей ночи являются временем обретения «духовных наслаждений», а для беспечных — временем самообмана.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Сон — это собрат смерти». В Коране Аллах сообщает следующее (смысл) :
«Он — Тот, Кто забирает ваши души на ночь и знает все, что вами сделано за день». «А’раф», 6/60.
Из этого аята следует, чем ходить на чужие похороны и paзмышлять о смерти, лучше всего размышляй над собственным сном, и ты познаешь истину.
Поэтому каждый мусульманин, готовясь ко сну и укладываясь в постель, не должен упускать из виду, что это путешествие в мирах может оказаться последним, и он никогда больше не сможет вернуться в земную жизнь. Благородный Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) предоставил своим последователям прекрасные правила подготовки ко сну и продемонстрировал это в течение всей своей жизни.
Когда он собирался отдыхать, он ложился на правый бок и правую руку клал под правую щеку. Затем он читал следующую молитву:
«О Аллах! Я поручил себя Тебе! Я повернул свое лицо к Тебе! Прося Твоей милости и опасаясь Твоей ярости, я надеюсь только на Тебя! У меня против Тебя нет защиты от Тебя же. Я уверовал в ниспосланные Тобою книги и в посланных Тобой Пророков».
Одному из своих сподвижников он сказал:
«Если ты ляжешь отдыхать, прочитав эту молитву, и в эту ночь вдруг внезапно умрешь, то умрешь мусульманином. Пусть эта молитва будет последним, что ты сказал перед сном!».
(Бухари, Даават, 7)
Форма постели Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно напоминала могилу. Когда он ложился спать, лицо поворачивал в сторону Киблы. Покрывало, на котором он лежал, было похоже на саван.
Истинный мусульманин должен всегда помнить, что даже сон может быть одним из видов поклонения Аллаху. Ведь мы знаем, что всегда находимся под наблюдением Господа, и Ему ведомо все, и наши мысли, и наши деяния. Всевышний Аллах знает, о чем думает раб, что планирует. Поэтому нужно всегда помнить об Аллахе, который даже во время сна оказывает Своим рабам множество благодеяний, одним из которых являются вещие сны. (Во время сна связь с внешним миром находится на самом низком уровне, и в силу этого усиливается сила духа, которая была заключена в тесной клетке тела. Поэтому некоторые чистые люди обретают способность созерцать скрытые миры. Сны бывают трех типов:
1. Сны от шайтана: Это сны, внушаемые шайтаном человеку, чтобы испугать или же испортить ему настроение, чтобы целые день его преследовали тягостные мысли. Например, это падение с высокого места, картины катастроф и конфликтов. Такие сны никому нельзя рассказывать.
2.Сны, причиной которых являются дневные события: Эти сны обычно являются отражением состояния человека или каких-либо навязчивых идей. Например, бывает, что человек наяву съест соленую рыбу и во сне видит, как он пьет много воды. Или же это бывает видение проблемы, которая мучает его. Такие сны обычно не поддаются толкованию.
3.Вещие сны: Такие сны бывают четкими и ясными. Они словно запечатлеваются в памяти надолго. Они идут от Аллаха и представляют собой радостные сообщения или же носят характер предупреждения. Вещие сны нуждаются в толковании со стороны знающих людей. Но для этого нужно выбрать такого человека, который достиг духовного совершенства. В противном случае, могут произойти необратимые действия. Ибо Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Сны становятся явью согласно толкованию первого толкователя».)
Приготовление ко сну так, как учил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), превращает наш сон в поклонение. Человеку, который всем сердцем поверил в могущество Аллаха, ничто не может навредить. Нужно произнести молитву вдумчиво, представляя ее перед своими глазами, таким образом, словно мы последний раз обращаемся с ней к Аллаху. Мы должны постоянно пребывать в таком состоянии, будто совершенный нами намаз — это последний намаз в нашей жизни; соблюденный пост — последний пост; короче говоря, все в нашей жизни может быть последним.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) во всех делах отдавал предпочтение правой стороне. Все дела он начинал справа. Поэтому, ложась отдыхать, он ложился на правый бок. Как известно, сердце и желудок находятся на левой стороны, и, поскольку это жизненно важные органы, то зажимание их может нанести определенный вред организму. По этой причине врачи советуют ложиться на правый бок.
Когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), по тем или иным причинам, спал в других местах, он спал немного по другому, чем у себя дома. Например, он ложился на правый бок, приподняв правый локоть и подложив ладонь под правую щеку Этим способом он пользовался обычно тогда, когда у него не было подушки, или приходилось спать прямо на земле. Этот метод он использовал, намереваясь немного поспать или опасаясь проспать утренний намаз. (Муслим, Мусафирин, 121-122)
Известны и другие молитвы, которые Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) читал перед сном или же после пробуждения. Например, перед тем как лечь спать, он говорил: «О Аллах! Я умираю и оживаю с Твоим именем!» Когда он просыпался, то говорил: «Слава Аллаху, который оживил меня после смерти! Возвращение наше только к Нему!» (Бухари, Даават, 8)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркивал, что тот, кто лег спать без поминания Аллаха, многое потерял (Абу Дауд, Адаб, 25) Сам он каждый вечер перед сном читал суры «Ихляс», «Фаляк» и «Нас», затем дул на свои ладони и проводил ими по всему телу. (Бухари, Фадаилуль Куран, 14) Своей дочери Фатиме (радый’аллаху анха), когда от тяжелой работы у нее огрубели руки, и она попросили у отца дать невольницу для оказания ей помощи, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал перед сном 33 раза сказать «Аллаху Акбар», 33 раза «Субханаллах» и 33 раза «Альхамдулиллях». Тем самым он дал знать дочери, что это гораздо лучше, чем использовать труд невольника. (Бухари, Даават, 11)
С другой стороны, посоветовав своей дочери заняться перед сном поминанием Аллаха, он преследовал цель помочь ей посредством этого забыть о житейских трудностях и дневных заботах.
Перед тем, как лечь в постель, нужно тщательно все проверить, чтобы вредные насекомые или ядовитые пресмыкающиеся не забрались в нее. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) своим сподвижникам давал следующий совет:
«Когда кто-нибудь из вас пожелает отдохнуть, пусть он сначала вытряхнет постель, держась за края своей одеждой, так как после того, как он встал, туда могло что-либо попасть. Затем пусть он скажет: «О Аллах! Я лег в постель с Твоим именем и опять же с Твоим именем встану ото сна. Если Ты желаешь забрать мою душу во сне, то прости мои прегрешения! Если же Ты решишь подарить мне жизнь, то сохрани меня от различной напасти!» (Бухари,Даават, 13)
Конечно, наши современники, живущие в современных комфортных квартирах, возможно, не поймут смысла этого хадиса, но жители сел и деревень, особенно среднеазиатского региона, отдадут дань прозорливости Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Но, в принципе, эта Сунна годится и для городских жителей, так как в постели могут оказаться различные острые предметы, такие как булавки, иголки, кнопки или ножницы.
Кроме того, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) запрещал сподвижникам спать на крышах домов, края которых не огорожены небольшими перилами. (Тирмизи, Адаб, 82)
Необходимо избегать таких поступков, которые противоречат воле Аллаха и учению Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва ллям).
Известны запреты, связанные со сном. Например, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не разрешал спать мусульманам на животе. Тахфа бин Кайс (радыйаллаху анху) рас-сказал следующую историю:
«Однажды я заснул прямо в мечети, лежа на животе. Во сне чувствую, как кто-то толкает меня ногой и говорит: «Это тот самый вид отдыха, который вызывает гнев Аллаха». Когда я при шел в себя и осмотрелся, то увидел, что передо мной стоит Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)». (Абу Дауд, Адаб, 94)
Эта поза во время сна является не только причиной неудовольствия Аллаха и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), но она еще и вредна для здоровья, так как затрудняет нормальную работу сердца и желудка. В то же время противоречит правилам приличий. Мусульмане не должны отдыхать на животе, так как это противоречит Сунне.
Абдуллах бин Язид (радыйаллаху анху) рассказывал, что ви дел, как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) лежал в мечети на спине, закинув дону ногу на другую. (Бухари, Салят, 85)
Однако известен и другой хадис, в котором запрещается закидывать ногу на ногу. (Муслим, либас, 73) Хотелось бы отметить, что эти два хадиса не противоречат друг другу. Второй хадис запрещает такое лежание, при котором видны укромные места. Как известно, жители жарких стран носят длинные платья, под которыми ничего нет, поэтому становится понятным запрет. Если же все прикрыто то в закидывании ноги на ногу нет ничего зазорного. Предыдущий хадис, в котором речь идет о самом Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям), доказывает, что закидывание ноги на ногу не противоречит правилам поведения.
Когда глубокой ночью Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) просыпался и поднимался, чтобы справить нужду, он только ополаскивал руки и лицо, а затем вновь ложился спать. (Абу Дауд, Адаб, 105)
Жизнь Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) была строго распределена. Он никогда не ложился спать раньше ночного намаза, а после намаза запрещал разговаривать. (Бухари Мавакит, 23) Ибн Масуд (радыйаллаху анху) говорил: «Посланник Аллаха запретил нам начинать беседы после ночного намаза!» (Ибн Маджа, Салят, 12) Но этот запрет носил характер совета. Следуя этому совету, лучше сразу после ночного намаза выключить телевизор, радио и пораньше лечь спать. Тем самым, мы можем ночью без особого труда встать на намаз тахаджуд.
Хорошо отдохнувший человек целый день эффективно трудится.
Что касается сна Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), то его сон сильно отличался от нашего. Вполне возможно, что его сон нельзя называть сном в полном смысле этого слова. Вся его жизнь говорит, что состояние беспечности не было свойственно ему.
Во время сна отдыхают лишь наши физические органы. Известно, что даже когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спал, его душа и сердце бодрствовали, неустанно поминая Аллаха. (Бухари, Манакиб, 24) Чтобы в полной мере испытывать пользу от зикра (поминания), нужно достичь такого состояния, когда сердце и ночью продолжает самостоятельно поминать Всевышнего Аллаха. В связи с этим, один из праведников сказал следующее:
«Чтобы благодать от зикра, совершенного утром, продолжалась целый день, а чтобы благодать от зикра, совершенного вечером, сохранялась всю ночь, нужно и во сне поминать Аллаха. Благодаря этому, настоящие искатели истины достигли больших духовных высот».
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обычно спал после ночного намаза. Если предоставлялась возможность, то он немного отдыхал и после обеда. Этот отдых называется кайлула. В связи С этим Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то сказал:
«Подкрепляйте пост с помощью утренней пищи, а для того, чтобы встать на полуночный намаз, ложитесь отдыхать после обеда». (Хаким, 1/588)
Нежелателен сон в течение 45 минут после восхода солнца. Лучше всего раньше ложиться и раньше вставать. После утреннего намаза нужно много поминать Аллаха, читать Коран и затем приступить к работе. Необходимо извлечь как можно больше пользы из утренней благодати. Не рекомендуется сон в промежуток времени между послеполуденным и вечерним намазами, то есть, начиная с того времени, как солнце начинает склоняться к закату и до самого захода. Обычно тот, кто спит в это время, не может долго прийти в себя. Также, как и после утреннего намаза, после намаза Аср (икенде)необходимо заняться поминанием Аллаха и размышлениями над сутью жизни и сотворения Вселенной.