О Аллах! Сделай благодатными дела тех моих последователей, которые рано начинают свои дела!
Абу Дауд, Джихад, 78
Люди во все времена были вынуждены совершать всевозможные путешествия и поездки. Эти переезды совершаются порой с военной, порой с торговой целью. Иногда люди путешествуют в поисках знаний, а иногда чтобы посетить своих родных и близких. Однако законы Ислама требуют, чтобы все эти поездки, независимо от их цели, совершались в рамках шариата и соответствовали повелениям Аллаха и Сунне Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
Путешествия должны совершаться с целью достижения милости Всевышнего, ибо Он, чтобы мы извлекли полезные уроки из жизни других народов, чтобы мы видели везде следы Его могущества, повелевает нам как можно чаще путешествовать. В Коране сказано (смысл):
«Скажи: «Пройдите по земле и посмотрите, каков конец был тех, которые сочли (посланников) лжецами!» «Анам» 6/11.
«Скажи: «Пройдите по земле и посмотрите: как произвел Аллах начальное творенье, так и конечное творенье Он произведет. Поистине, над всем — могущество Аллаха!» «Анкабут», 29/20.
Как явствует из этих аятов, Господь поощряет частые путешествия, но при этом у нас должны быть искрение намерения или возвышенные цели. Творец одобрительно отзывался о тех, кто совершает путешествия с хорошей целью, всегда поклоняется Аллаху, везде проповедует только хорошее и удерживает людей от плохих поступков. По этой причине, начиная с правления Умара (радыйаллаху анху), во всем мусульманском мире строили дороги и караван-сараи. В те времена любой человек, который выехал, например, из Каира, мог спокойно доехать в безопасности до самого Багдада. И при этом он не брал никаких съестных припасов и кормов, ни для себя, ни для животного.
Особенно большое внимание уделяют путешествиям суфийские школы, поскольку различные поездки представляют средство для воспитания послушников. Благодаря путешествиям, покинув родные края, где человек родился и вырос, он начинает понимать, насколько изменчив этот мир. И оказавшись в незнакомых краях, он чувствует себя таким одиноким, что это духовно закаляет и совершенствует его. Как течение воды очищает нечистоты, так и путешествия очищают послушника от мирской грязи и бренных привязанностей.
Религия Ислам поощряет правоверных к совершению путешествий, чтобы они извлекали в пути уроки из прошлого, видя развалины и останки домов людей, живших в этих местах издавна. Законы Ислама учитывают, что путешествия сами по себе довольно-таки сложное занятие, поэтому в пути разрешается сокращение обязательных молитв, соблюдение поста необязательно, посещение пятничной молитвы тоже является добровольным поступком. Кто попал в тяжелое положение в пути, тому разрешается брать у людей закят. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с целью переезда, джихада и с другими целями совершил множество путешествий. Поведение Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) во время путешествий является для его последователей самым верным руководством.
Как правило, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) выходил в путь в четверг. В другие дни он выезжал очень редко. (Бухари, Джихад) Разумеется, в этом скрыто множество премудростей, ибо именно в четверг все деяния людей предоставляются Аллаху. (Тирмизи, Саум, 43) Именно в этот день открываются врата рая. (Муслим, Бирр, 35) И, так как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал путешествия ради Аллаха, он желал, чтобы это деяние в четверг было представлено Аллаху. Мусульмане должны обращать огромное внимание на данное обстоятельство.
Выезжать лучше всего рано утром, чтобы воспользоваться утренней прохладой и преодолеть большее расстояние, ибо Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда посылал своих людей с различными поручениями рано утром. И при этом он читал следующую молитву: «О Аллах! Сделай благодатным дела тех моих последователей, которые рано начинают свои дела!» (Абу Дауд, Джихад, 78)
Не только поездки начинают ранним утром. Среди мусульман принято начинать рано утром занятия в школах, рано утром открывать лавки и магазины. Все это делается с целью достижения благости и успеха в делах. Сподвижник Сахр ибн Вада аль-Гамиди (радыйаллаху анху) занимался торговлей, и, так как его караваны всегда выезжали рано утром, он быстро разбогател, и его дела пошли в гору. (Тирмизи, Бую, 6)
Выезжая в путь, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) садился верхом на животное и три раза читал аят из Корана (смысл):
«Хвала Тому, Кто подчинил нам это! Мы бы никогда сие не завершили сами», «Зухруф», 43/13.
Затем он произносил следующую молитву:
«О Аллах! Мы просим у Тебя в этом путешествии только хорошего и благочестивого. Мы просим помочь нам достичь успеха в тех делах, которыми Ты будешь доволен. О Аллах! Облегчи нам путь и приблизь к нам горизонты. Ты мой Хранитель в пути, Ты Покровитель моих детей, которые остались дома! О Аллах! Я прошу Тебя оградить меня от всяких трудностей и неприятностей! О Аллах! Защити моих детей, супругу и мое имущество!»
При возвращении из путешествия Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) повторял эту молитву и прибавлял еще предложение: «Мы люди, которые вернулись из поездки, которые раскаялись в своих грехах, которые совершают поклонение и прославляют Господа!» (Муслим, хадж, 425)
В приведенной выше молитве Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) напомнил обо всех тревогах, которые обычно беспокоят каждого путника, и практически показал, что обо всем этом нужно молить Аллаха.
Благородный Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), выезжая куда-то и садясь на верховое животное, всегда читал следующий аят из суры «Худ»:
«Вступите на него, и с именем Аллаха ему и плыть, и на причале оставаться. Поистине, Прощающ мой Господь и милосерд!» «Худ», 11/41.
Когда сподвижники во время путешествия с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) взбирались на гору, они все вместе восклицали: «Аллаху Акбар», а когда спускались в низину — «Субхананаллах». (Абу Дауд, Джихад, 72) Если, возвращаясь с хаджа или похода, они выезжали на высокое место, то они громко кричали: «Аллаху Акбар!» Затем Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) читал следующую молитву:
«Нет Бога, кроме Аллаха! Нет у Него сотоварищей! Все принадлежит Ему. Только Он достоин восхвалений! Он властен над каждой вещью! Мы люди, которые вернулись из поездки, которые раскаялись в своих грехах, которые совершают поклонение и прославляют Господа. Аллах сдержал Свое слово и помог Своим рабам. Он победил всех врагов и унизил их!» (Бухари, Джихад, 158)
Однако все сподвижники отмечают, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), поминая Аллаха, никогда не терял самообладания и всегда придерживался золотой середины. Это же он советовал своим сподвижникам. При первой возможности он вспоминал могущество Аллаха и напоминал товарищам о том, что надо всегда соблюдать уважение к Аллаху. По этому вопросу известна история, рассказанная Абу Мусой аль-Ашари (радыйаллаху анху).
«Мы были вместе с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из походов. Взобравшись на какую-либо возвышенность, мы громко восклицали: «Аллаху Акбар, ля иляха илла Аллах». Заметив это, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«О, мусульмане! Не мучайте себя, ибо вы обращаетесь не к глухому и не к тому, кого здесь нет! Аллах всегда с вами, Он всегда слышит и всегда к вам близок!» (Бухари, Джихад, 131)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в походах постоянно читал следующую молитву:
«О, земля! Моим и твоим Господом является Аллах! Я прибегаю к Его защите от происков тех существ, которые живут в тебе и на тебе. Я прошу Его защитить меня ото львов, больших змей и других змей, от укусов скорпионов, от зла тех, кто родился здесь и рождает здесь!» (Абу Дауд, Джихад, 75)
Останавливаясь где-нибудь на привал, он советовал своим сподвижникам читать вот эту молитву, так как в этом случае ничто не могло нанести им вред.
«Я прибегаю к защите Аллаха всеми прекрасными словами от вреда всех творений». (Муслим, Зикр, 54-55)
Нужно всегда стараться выезжать в путь с попутчиком или товарищем. Шейх Махмуд Азми, утверждая, что совершение путешествия в одиночку — поступок неразумных людей, писал:
Если ты умен, не выходи один в дорогу,
Ибо в одиночестве поджидает много опасностей!
Вполне вероятно, что во время путешествия в любой момент могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, и понадобится срочная помощь. В старину говорили: «Путешествие есть частица ада!» Может заболеть ребенок, кончиться продукты, заболеть верховое животное или сломаться автомобиль. В таких случаях мусульманин обязан спешить на помощь другим, так как этого требуют предписания Ислама и человеческий долг. Абу Сайд аль-Худри (радыйаллаху анху) рассказал одну историю:
«В одном из походов мы были вместе с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям). Вдруг нам навстречу выехал некий мужчина и стал осматриваться по сторонам, чтобы позвать на помощь. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу приказал сподвижникам:
«У кого с собой есть запасное животное, пусть отдаст тому, у кого нет; у кого есть лишние продукты, пусть даст другим». Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) так много всего перечислил, что мы подумали о том, что у нас нет никаких прав на излишки своего имущества». (Муслим, Луката, 18)
Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), собираясь в поход, обратился к сподвижникам со следующей речью:
«О Мухаджири и Анасары! Среди вас братья, у которых нет ни родственников, ни средств. Пусть каждый из вас возьмет по два-три человека с собой!»
У нас был только один верблюд, на котором можно было ехать по очереди двоим, но я взял еще двоих людей. В пути я смог сесть на своего верблюда, как и они,только один раз. (Абу Дауд, Джихад, 34)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в пути всегда шел сзади, чтобы помогать отставшим товарищам, порой он сажал их на своего верблюда и затем молился за них. (Абу Дауд, Джихад, 94)
Каждый мусульманин, выходя в путь, должен ориентироваться на самого слабого попутчика, ибо крепость цепи оценивается самым слабым звеном.
Путешествие является верным способом узнать характер человека, его сильные и слабые стороны. Об этом указывается в одном из хадисов. При Умаре (радыйаллаху анху) некто похвалил одного из своих знакомых. Умар спросил у него:
— У вас была с ним какая-либо торговая сделка?
— Нет!
— Вы были соседями?
— Нет!
— Хорошо! Ну а совершали ли с ним совместную поездку?
— Нет!
— В таком случае, ты говоришь о человеке, которого ты совсем не знаешь.
Особенно ясно истинная сущность и характер человека проявляются во время длительных и изнурительных поездок. Из-за какой-либо незначительной мелочи между людьми могут возникнуть серьезные проблемы. Причиной этому являются слабости человека или скрытые до этих пор недостатки. А ведь во время путешествий нужно быть деликатным, терпеливым и всегда стараться избегать споров и ненужных пререканий.
Закончив свои дела, необходимо сразу вернуться домой. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), подчеркивая, что путешествия таят в себе различные трудности и не дают возможности как следует отдохнуть и поесть, говорил:
«Как только кто-нибудь из вас закончит свои дела, пусть сразу возвращается домой!» (Бухари, Имара, 19)
У всех имеются семьи, которые ждут их, есть родители, которые беспокоятся за них, поэтому неприлично затягивать ожидание родных и близких. Каждый мусульманин, строя какие-либо жизненные планы, должен все тщательно взвешивать и продумывать. А это возможно лишь только тогда, когда всему воздаешь по праву.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) категорически запрещал возвращаться из далекого путешествия домой внезапно ночью. (Бухари, Никах, 130) Как отмечает Анас бин Малик (радыйаллаху анху), сам Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не приходил домой ночью. Он всегда возвращался или после восхода солнца, или же перед закатом. (Муслим, Имара, 180)
Конечно, во всем этом скрыто множество премудростей и пользы, как для семьи, так и для самого путника. Особенно большое значение это имело в те времена, когда средства сообщения были ограничены. Домашние не могли бы подготовиться как следует к встрече, закончить уборку и привести все в порядок. Если они не знают о возвращении, то внезапный приход может породить недоумения и недовольство. Поэтому лучше всего было приходить домой днем.
Согласно сообщению Кааб бин Малика (радыйаллаху анху), когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) возвращался из поездки, он первым делом заходил в мечеть и совершал там два ракята намаза. (Бухари, Магази, 79)
Такое поведение говорило о многом. Во-первых, он выражал благодарность Господу за счастливое возвращение. Во-вторых, омовение и намаз очищают человека от всех материальных и духовных нечистот, отчего на душе становится спокойнее. Даже если поездка совершается на близкое расстояние, от нее человек всегда устает. Ритуальное омовение и совершение намаза способствуют тому, что путник приходит домой бодрым и спокойным. Кроме того, это дает возможность осмотреться, узнать последние новости. Так как во время отсутствия могут произойти различные трагические события, внезапное сообщение о них может сильно воздействовать на психику и произвести духовное потрясение. Поэтому пребывание в мечети дает возможность для морально-психологической подготовки к встрече различных сообщений.