О вы, кто верует! Когда в собраниях вам говорят: «Продвиньтесь, чтобы дать простор», то дайте вы простор. Аллах вам даст (достаточный) простор (на том свете).
Сура «Муджадаля», 58/11
Опираясь на постулаты религии Ислам, ученые разработали правила, касающиеся всех аспектов жизни мусульманина. Не остались без внимания и правила поведения на собраниях. Ни один мусульманин не имеет права садиться как попало и куда попало. Каждый его поступок должен совершаться в соответствии с правилами поведения. Известно много форм сидения. Например, согнув колени, по-турецки, раскинув ноги, протянув ноги вперед и т.д. Как и где должно сидеть, показал нам Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям).
1. Как сидел Пророк Мухаммад
Обычно Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сидел на коленях, но кроме этого известны и другие позы, принимаемые им во время сидения. (Муслим, иман, 1) Одна из них — это сидение, известное у нас под названием «по-турецки». Джабир бин Самура (радыйаллаху анху) сообщал, что после выполнения утреннего намаза Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) садился «по-турецки» и находился в этом положении до той поры, пока солнце не всходило довольно-таки высоко. (Абу Дауд, Адаб, 26)
Сидение по-турецки было самой любимой позой сидения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), так как этот вид сидения удобен, и в то же время прикрыты укромные места. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сидел так не только в мечети, но и в других местах. Известно, что сподвижники, во всем следуя его привычкам, часто сидели таким образом.
Следующим видом сидения является «курфуса» или «ихти-ба». Ибн Умар (радыйаллаху анху) говорил, что видел, как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сидел во дворе Каабы, обхватив колени руками. При этом колени были прижаты к его животу. (Бухари, Истизан, 34)
Кайла бинти Махрама (радыйаллаху анха) говорила в своих воспоминаниях:
«Когда я пришла к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы принять Ислам, он сидел прямо, прижав колени к себе и обхватив их руками. Увидев его в столь скромном виде и умиротворенном состоянии, я испугалась от его величия». (АбуДауд Адаб, 22) Этот вид сидения также нравился Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и даже, с точки зрения Кади Ияда, этот вид сидения он предпочитал другим видам, поскольку все укромные места плотно прикрыты. Сподвижники тоже часто сидели таким образом. Однако Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) за претил такое сидение во время чтения в мечети пятничной хутбы. (АбуДауд, салят, 228) так как эта поза убаюкивает человека, от чего он может забыться и прослушать хутбу. Может произойти еще худшее — нарушится состояние вуду (состояние ритуальной чистоты), из-за чего человек должен встать и вновь совершить омовение.
Порой Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сидел на корточках. Подобный вид сидения называется «ихтифаз» или же «ика». Анас бин Малик (радыйаллаху анху) говорил:
«Я видел, как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сидел на корточках и ел финики». (Муслим, Ашриба, 148-149)
Были случаи, когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сидел у пруда или бассейна, опустив ноги в воду. Эту историю paссказал Абу Муса аль-Ашари, который передавал, что однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вместе с группой сподвижников сидел у колодца Арис, опустив ноги вниз. (Бухари, Асхабун Наби,5)
2. Виды сидения, которые не поощрялись Пророком
Известны некоторые позы во время сидения, которые осуждались Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). Например, отки нув одну руку назад и опершись на нее. Или же, сидеть, опираясь на обе руки, откинутые назад, так как подобный вид сидения считается признаком высокомерия и надменности. Шарид бин Сувайд (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:
«Однажды я сидел, откинув руки назад и опершись на ладони. И в то это время ко мне подошел Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и спросил:
«Ты сидишь так, как сидят те, кто навлек на себе Божий гнев?» (Абу Дауд, Адаб,24)
Видимо, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был обеспокоен тем, что мусульмане, которые удостоились самого великого блага — истинной веры, подражают тем, кто обделен вечным счастьем и заслужил самого сурового наказания.
Если какой-либо вид сидения, ходьбы, лежания или отдыха сильно напоминает обычаи неверных, то мусульманин обязан сразу исправиться и вести себя по-другому.
Кроме того, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил правоверным сидеть в неположенных местах. Например, на улице и вдоль дорог. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал однажды сподвижникам:
— Старайтесь не сидеть на улице! Они ответили ему следующее:
— О Посланник Аллаха! Мы вынуждены сидеть на улице, так как мы там встречаемся с друзьями и знакомыми и там же решаем свои проблемы!
— В таком случае, соблюдайте правила поведения у дороги! Сподвижники удивленно спросили:
— О Посланник Аллаха! А какие это правила?
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) перечислил такие правила:
— Не смотреть на запрещенное, не обижать прохожих, здороваться со всеми, проповедовать хорошее и удерживать от нежелательных поступков. (Бухари, Мазалим, 22)
В другой перадаче этого хадиса к этим правилам добавлены еще два:
«Показывать дорогу тем, кто заблудился, и помогать всем, кто попросил помощи!»
Очень некрасиво, когда некоторые без уважительной причины сидят на дороге и ведут пустые разговоры, наблюдают за прохожими, мешают спокойно проходить. При необходимости это разрешается, однако мусульмане, издавна знающие о неодобрении Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) таких действий, предпочитают сидеть во дворах мечетей.