Порой вследствие усталости, бессонницы или же когда человек бывает не в духе, он начинает испытывать непреодолимое желание зевать. С другой стороны, позевывание собеседника или слушателя свидетельствует о его беспечности и беззаботности.
Порой человек начинает чихать, после чего наступает облегчение. Следовательно, чихание, в отличие от зевания, способствует улучшению состояния. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отмечал, что чихание является таким действием, которое нравится Аллаху, а зевание исходит от шайтана. Поэтому он часто советовал:
«Если у кого-нибудь из вас возникнет желание позевать, пусть сразу постарается подавить позывы к этому, так как в это время шайтан начинает смеяться над ним». (Бухари, Адаб, 125) В другом хадисе Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Когда вас охватывает желание зевнуть, закройте рот руками, в противном случае шайтан войдет в рот!» (Муслим, Зухд, 57-58)
В этих хадисах сообщается, что зевание исходит от шайтана. В основном, источниками зевания являются плотное питание, обильное питье, неподвижность или острая потребность в отдыхе. Кроме того, шайтан бывает особенно доволен каждым из этих перечисленных вещей. Вот поэтому зевание в обществе является бестактностью, и нужно изо всех сил стараться подавить в себе позывы к этому, но если это невозможно, то хотя бы прикрыть рот.
Существует множество способов избавления от позывов к зеванию. Чтобы не возникало такое желание, нужно уделять особое внимание следующим пунктам:
— Соблюдать правила поведения в туалете.
— Для каждого намаза совершать по-новому ритуальное омовение.
— Перед началом намаза, поднимая руки при совершении намерения, нужно все мирские помысли отбросить назад.
— Просить у Аллаха помощи и защиты от козней шайтана.
В связи с чиханием, которое является одной из милостей Аллаха, известно много советов Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Вот некоторые из них:
«Когда кто-нибудь из ваших братьев чихнет, он должен воскликнуть «альхамдулилллях», рядом сидящие товарищи в ответ должны сказать «ярхамукаллах» (да будет милость Аллаха).
А чихающий обязан напоследок сказать «яхдикумуллах ва юслиху халакум!» (Да направит вас Аллах на правильный путь и улучшит ваше состояние). (Бухари, Адаб, 126)
Действительно, чихание воздействует на многие органы, связанные с мозгом и дыхательными органами. Поэтому сразу наступает значительное облегчение. Всем известно, какое благо — хорошее здоровье. Именно поэтому мы воздаем хвалу Аллаху (альхамдулиллях), который посредством чихания облегчил наше состояние. Наш товарищ, используя форму, которую употребляет для просьбы или молитвы, говорит нам «ярхамукаллах». А кто не стал воздавать хвалу Аллаху при чихании, то ему можно ничего не Говорить. В воспоминаниях Анаса бин Малика (радыйаллаху анху) говорится, что как-то сразу два человека одновременно чихнули. Одному Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал «ярхамукаллах», а второму нет. Тот, кому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ничего не сказал, спросил у него:
— О Посланник Аллаха! Тот чихнул, вы ему пожелали милости Аллаха, а мне вы ничего не сказали?
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему
— Тот сказал «альхамдулиллях», а ты ничего не сказал. Вот почему я тебе ничего не пожелал. (Бухари, Адаб, 127)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) пожелал первому милости Аллаха за то, что тот все время был мыслями с Господом. Второй забыл о своем Создателе, поэтому он лишился Его милости.
Однако бывают случаи, когда человек из-за насморка часто чихает. Ему, конечно, не стоит каждый раз желать милости. В хадисах имеется на это четкое указание.
«Если ваш товарищ чихнет три раза, скажите ему «ярхамукаллах». Если он чихает больше трех раз, значит, у него насморк». (Абу Дауд, Адаб, 92)
Наши современники в таких случаях обычно говорят: «Будь здоров!» В этом нет ничего плохого, поскольку, говоря так, они желают хорошего — здоровья. Однако лучше всего все делать соответственно Сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).
Не стоит забывать, что при чихании следует обязательно прикрывать рот рукой или платком. Нужно стараться не издавать при этом громких звуков. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) при чихании всегда прикрывал рот рукой или платком. И при этом всегда понижал голос. (Абу Дауд, Адаб, 98)