Если Мой раб выкажет терпение в тот момент, когда Я, лишив его зрения, подвергну его испытанию, то в награду за это Я помещу его в Рай!
Бухари, Марда, 7
Еще одна группа людей, которые всегда чувствуют себя ущемленными и лишенными всего, — это калеки и инвалиды. Изучая высказывания Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и практические решения вопросов, касающихся инвалидов, можно выделить две группы: умственно отсталые и люди с физическими недостатками.
Из группы с физическими недостатками особое значение уделяется незрячим. Во многих аятах Корана слово «слепые» употреблено в значении «духовно незрячих», а в некоторых аятах использовано в прямом значении. Повествуя о случае с Абдулла-хом бин Умми Мактум в суре «Абася», Господь акцентирует внимание на необходимости чуткого отношения к слепым.
«(Пророк) нахмурился и отвернулся от того, что подошел к нему слепой (и речь прервал). Как знать тебе, быть может, душу, он свою очистить хочет? И он воспримет увещания твои и пользу извлечет из них. Тому же, кто богат (и знатен), ты обращаешь все свое вниманье. Хотя твоей вины не будет, коль не очистится (его душа). А тем же, кто со тщанием к тебе приходит, испытывая (в сердце) страх, пренебрегаешь ты».«Абася», 80/1-10.
В связи с причиной ниспослания данного аята рассказывают следующую историю:
«Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) беседовал с предводителями курайшитов-язычников, Утбой ибн Рабиа, Абу Джахлем и Убай бин Халафом.
Он сильно хотел, чтобы они приняли Ислам, и прилагал для этого все усилия. В это время к беседующим подошел слепой сподвижник Абдуллах бин Умму Мактум и обратился к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) со следующими словами:
— О Посланник Аллаха! Научи меня тому, чему тебя научил Аллах!
(Не заметив присутствующих, он несколько раз повторил свою просьбу).
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно рассердился из-за поступка ибн Умму Мактума (радыйаллаху анху), который прервал беседу. Он не стал отвечать ему и, отвернувшись от него, продолжил разговор с гостями. На это была веская причина: представители высшей знати требовали к себе особого отношения. Когда беседа закончилась, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), встав, собрался уходить, ему было дано это Божественное откровение. Он сразу стал оказывать Абдуллаху ибн Умму Мактуму знаки повышенного внимания и подарками постарался задобрить его. После этого случая, встретив его, Посланник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил ему:
«Добро пожаловать, о человек, из-за которого мой Господь упрекнул меня!» (Рази, 31, 50)
Ибн Умму Мактум (радыйаллаху анху) входил в число тех людей, которые первыми уверовали в Аллаха и признали пророчество Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). В последующие годы Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил его вместе с Мус’абом ибн Умайром (радыйаллаху анху) в Медину для обучения новообращенных чтению Корана. Они в Медине занимались обучением народа. (Бухари, Манакибуль Ансар, 46)
Также известно, что Абдуллах ибн Умму Мактум (радыйаллаху анху) вместе с Билялом читал в Медине азан (призыв к молитве). Он был не зрячим и к тому же проживал вдали от мечети, он попросил у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) разрешения не приходить в мечеть. Однако Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него:
— Ты слышишь звуки азана?
— В таком случае, «иди туда, куда тебя призывают»! (Муслим, Масаджид, 255; Абу Дауд, Салят, 46).
Наряду с сообщением о том, что коллективное совершение намаза в мечети имеет важное значение в Исламе, в данном эпизоде явственно проглядывает забота Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о слепых, ибо он не забывает о них. Совсем наоборот, он желает, чтобы они всегда были среди людей и не чувствовали себя отверженными и ненужными. Известно также, что когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в силу каких-либо причин был вынужден выехать за пределы Медины, он оставлял вместо себя слепого Абдуллаха для проведения коллективных намазов в мечети. Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) три раза назначал его имамом вместо себя. (Ибн Асир, Усдуль Габе, 4/264).
Вместе с тем хотелось бы отметить, что законы Ислама категорически запрещают использование инвалидов в тяжелых работах. Например, им не позволяется участие в боевых действиях.
Когда был ниспослан аят «И меж собой из верующих не сравнятся те, кто сидит (у мирных очагов) и не несет потерь, и те, кто на пути Господнем все силы отдает, добро свое и жизнь», «Маида», 4/95.
Абдуллах бин Умму Мактум (радыйаллаху анху) пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) объяснил ему, что вследствие отсутствия способности видеть, он никак не может принять участие в джихаде, сразу же было
дано следующее Божественное откровение: «кроме тех, кто по уважительной причине остался дома». «Маида», 4/95.
После этого Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда освобождал инвалидов от участия в боях. И тем, кто, несмотря на свои увечья, настаивал на участии в походах, выказывал особое отношение. Например, глава племени бану Салама по имени Амр бин Джамух (радыйаллаху анху) был хром на одну ногу.
Он очень хотел принять участие в битве при Бадре, но Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не разрешил ему.
Однако через некоторое время, когда между язычниками и мусульманами произошла битва при горе Ухуд, Амр опять пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и попросил разрешения принять участие в бою. Его дети принялись отговаривать его, говоря:
— Отец, ведь перед Аллахом у тебя есть уважительная причина!
Однако Амра не успокоило объяснение Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), что из-за его инвалидности ему не обязательно воевать. Амр (радыйаллаху анху) стал настаивать на своем, и тогда Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к его детям, промолвил:
— Не препятствуйте отцу! Пусть он сразится с врагами. Возможно, Аллах дарует ему смерть героя!
Этот искренне верующий сподвижник во время боя воскликнул: «Я сильно хочу попасть в Рай!» В конце концов, вместе с сыном, который все пытался защитить его, он пал на поле боя шахидом.(Вакиди, 1/264-265; Ибн Асир, Усдуль Габе, 4/208).
В некоторых книгах касательно Абдуллаха бин Умм Мактума (радыйаллаху анху) пишется, что он, несмотря на то, что был совершенно слеп, во время правления халифа Умара (радыйаллаху анху), надев на себя кольчугу, принял участие в сражении Кадисия и пал на поле боя. В другом источнике сообщается, что он умер по возвращению в Медину. (Ибн Са’д, 4/112; Ибн Асир, Усдуль Габе, 4/264).
Хотя эти два героя по уважительной причине имели возможность остаться дома, они приняли участие в боях и стали шахидами. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что им нужно только иметь намерение, и этого достаточно для того, чтобы они были возведены на высокую степень воинов Ислама. Анас бин Малик (радыйаллаху анху) передал, что в одном из походов Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В Медине остались такие мужчины, которые, оставаясь дома, словно находятся вместе с вами, они получат такое же вознаграждение, какое получите вы.
Ибо они не смогли присоединиться к нам в силу различных уважительных обстоятельств».
(Бухари, Джихад, 35)
Часто Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал инвалидам, которые из-за увечий и физических недостатков были лишены многих земных радостей, выказывать великое терпение, так как благодаря этому они будут вознаграждены самой высокой степенью Рая. Анас бин Малик (радыйаллаху анху) говорил, что сам слышал, как однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) промолвил:
«Всемогущий Аллах повелел: «Если Мой раб выкажет сабр (терпение) в тот момент, когда Я, лишив его зрения, подвергну его испытанию, то в награду за это Я помещу его в Рай!» (Бухари, Марда, 7; Тирмизи, Зухд, 58)
Степень терпения оценивается согласно тому, чего лишился раб. Именно соответственно этому будет воздано ему на том свете.
По этой причине в хадисе сообщается, что того, кто, потеряв зрение, не станет причитать и стенать, Аллах обязательно поместит в Рай.
Действительно, визуальное любование красотами мироздания и окружающей среды является огромным счастьем. Глаза, как физический орган, предназначены для того, чтобы видеть. И в этом заключена большая польза. Однако это наслаждение и польза ограничены земной жизнью, тогда как Рай, который обещает Всевышний, не имеет пределов, и раб остается там навечно.
Потеря зрения является огромной и тяжелой утратой. Порой встречаются настолько тяжелые случаи, что лечение оказывается безрезультатным. В таких случаях ничего не остается, как терпеть и смириться. Перед невзгодами и проблемами, решение которых на первый взгляд представляется невозможным, человек остается на ногах лишь благодаря сабру (терпению). В результате выказанного терпения значительно возрастает духовная степень раба, и он после перехода в иной мир обретает вечное счастье.
Ата бин Абу Рабах рассказал следующую историю: «Абдуллах бин Аббас (радыйаллаху анхума) спросил у меня:
— Показать ли тебе женщину, которая обязательно попадет в Рай? Я с готовностью ответил:
— Давай, показывай! Ибн Аббас пояснил мне:
— Вон, видишь чернокожую женщину? Так вот, эта женщина пошла однажды к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и попросила его об одном:
— О Посланник Аллаха! Меня часто охватывают приступы эпилепсии, и я теряю сознание. В результате этого у меня открывается тело. Помолись за меня Аллаху, пусть Он пошлет мне излечение!
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ей:
— Если ты желаешь, то можешь потерпеть, и за это ты обязательно попадешь в Рай. Но если ты настаиваешь и хочешь выздороветь, то я могу помолиться за тебя Аллаху.
Женщина в ответ воскликнула:
— Я могу выказать терпение во время болезни, но при этом я прошу вас помолиться Аллаху, чтобы во время приступа я не раскрывалась.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) тут же помолился Господу об этом». (Бухари, Марда, Бирр, 54)
Ответы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) страдающей эпилепсией женщине могут показаться некоторым непонятными. Поэтому мы решили сделать здесь небольшое пояснение. В данном случае Пророк (саллаллаху алейхи васаллям) напомнил женщине, что перед ней два варианта, и она вполне свободна и может выбрать любой из них. Это является проявлением особой любви, которую Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) испытывал к своим сподвижникам.
Сообщается, что когда к Пророку Мухаммеду (саллаллаху алейхи ва саллям) привели двух душевнобольных людей, он проявил живое участие и, положив руки им на грудь, с соизволения Аллаха, излечил ИХ. (Ибн Хаджар, аль-Исаба, 4/453).
Как рассказывал Анас бин Малик (радыйаллаху анху), в один прекрасный день к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришла женщина, страдающая слабоумием и некоторыми отклонениями в психике. Она обратилась к нему следующим образом:
— О Посланник Аллаха! У меня есть к тебе дело, которое можешь решить только ты!
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ей:
— Хорошо! Мы можем увидеться в любом месте, где ты пожелаешь, и решить твою проблему.
Затем они отошли в сторону, где Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) очень внимательно выслушал жалобу женщины и помог ей. (Муслим, Фадаиль, 76; Абу Дауд, Адаб, 12).
Объясняя, чтодушевнобольным вовсе необязательно выполнение религиозных предписаний, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:
«На свете поступки трех людей не записываются:
— Поступки ребенка до достижения им совершеннолетия.
— Действия спящего человека до пробуждения.
— Поступки душевнобольного человека до полного выздоровления». (Тирмизи, Худуд, 1).
Как великий Пророк и учитель, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) разработал целую систему морально-нравственных правил, которые обязаны соблюдать люди по отношению к тем, кто физически и умственно неполноценен. Например, помощь слепому, объяснение немым и глухим являются разновидностями милостыни (cадака). Подобные действия равносильны благим деяниям. (Ибн Ханбаль, 5/169).
Каквидим, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не смотрел на инвалидов как на отверженных существ. Наряду с многочисленными советами всячески помогать им, в некоторых случаях он даже давал поручения таким людям. Кроме всего этого, он успокаивал людей с различными физическими недостатками и увечьями радостными сообщениями о ждущих их райских наслаждениях и прекрасных вознаграждениях.