За каждое благое деяние, совершенное по отношению к живым существам, непременно будет воздано.
Бухари, Шурб, 9
Для нормальной жизни человек нуждается во многих вещах. И самым необходимым, в чем человек всегда испытывает потребность, являются животные. Пища, одежда, перевозка вещей, предметы украшения, включая произведения искусства, — для всего этого необходимы животные. Они сотворены для удовлетворения нужд человека. В Коране об этом сообщается следующее:
«Он сотворил (вам) скот. Для вас в нем — и тепло, и всякая другая польза, и от него ж вам — мясо в пищу. Для вас в них — красота и гордость, когда вы на закате дня их загоняете домой, а (на восходе солнца) выпускаете (из стойла)», «Нахль»,16/5-6.
«(Он сотворил) коней вам, мулов и ослов для переездов и для пышных (церемоний), и Он творит вам много из того, что вам доселе неизвестно»,«Нахль», 16/8.
В другом аяте, обращая внимание людей на животных, как на произведения Божественной мощи и искусства, сообщается следующее:
«Поистине, для вас (даже) в скоте таится назидание (Господне): Мы из того даем вам пить, что (образуется) в их теле между экскрецией и кровью, молоко, которое и чисто, и приятно для тех, кто пьет его», «Нахль», 16/66.
Некоторые суры Корана озаглавлены названиями животных и Насекомых. «Бакара», «Нахль», «Анкабут» и «Намль». Причем животные характеризуются так же, как люди, общиной.
«И нет ни одного живого существа, что на земле (живет) или на крыльях (в небе), которые, подобно вам, не составляли бы общины. Мы ничего не упустили из Книги (наших уложений), и будет День, когда их всех у их Владыки соберут».«Ан’ам», 6/38.
Весьма примечателен тот факт, что слово «община», которое обычно занимает важное место в религиозной литературе, употреблено в отношении существ, не обладающих разумом. Это объясняется тем, что животные играют большую роль в сохранении экологического равновесия в природе. Кроме того, животные, так же, как и другие земные прелести, сотворены для получения от них пользы и для облегчения жизни человека. Они даны нам во временное пользование, следовательно, извлекая из них пользу и наслаждаясь их красотой, к ним нужно относиться очень бережно и осторожно. Прекрасные образцы отношения к животным мы видим в поступках и в образе жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), в его приказаниях и советах. Например, он категорически запретил убийство животных, кроме ядовитых пресмыкающихся и хищников. (Бухари, Бадуль Халк, 16; Муслим, Хадж, 66-67).
Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал своим сподвижникам:
— Кто просто так убил воробья, в Судный День будет держать ответ перед Аллахом!
Сподвижники спросили:
— А что можно делать с ним?
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
— Зарезать согласно правилам, а затем употребить в пищу!
(.. Адахи, 16)
В другой раз Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) заявил:
— Кто убьет воробья ради забавы, в Судный День бедная птица взмолится Господу следующим образом:
— О Аллах! Тот человек убил меня просто так! (Насаи, Дахая, 42)
Как следует из смысла этих хадисов, религиозные положения Ислама строго запрещают убийство и ловлю животных ради развлечения. Можно резать их лишь для того, чтобы использовать мясо в пищу или же шерсть для применения в хозяйстве. В противном случае, убийство животных просто так оценивается как посягательство на жизнь живых существ. Охрана животных и насекомых занимает в Исламе столь важное место, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) призывал очень бережно относиться к муравьям и называл их «общиной, часто поминающей Создателя». (Бухари, Джихад, 152)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи васаллям) советовал мусульманам ко всем относиться хорошо и вежливо,включая животных и насекомых, их детенышей и птенцов. Абдуллах бин Масуд (радый-аллаху анху) рассказывал следующую историю:
«В одном из походов мы были вместе с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям). В пути он по нужде отошел в сторонку. Тут мы заметили птицу с двумя птенцами. Мы забрали птенцов, а птица стала тревожно летать вверх и вниз.
Вернувшись, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал нам: «Кто это так мучает птицу, забрав у нее птенца? Быстро верните ей птенца!» (Абу Дауд, Джихад, 112; Адаб, 163)
Как передает Амир (радыйаллаху анху), однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхива саллям) сидел со своими сподвижниками, и к ним подошел некий человек, держащий в руке какой-то сверток. Обращаясь к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), он сказал:
— О Посланник Аллаха! Я подошел сюда, увидев тебя. По дороге я проходилмимо кустарника, откуда доносился писк птенцов. Бросившись туда, я накрыл их одеждой и завернул их в нее. В это время подлетела их мать и стала кружиться над моей головой. Я приоткрыл одежду, и мать, сев на одежду, прикрыла собой птенцов. После этого я опять закрыл одежду. Теперь все они со мной.
Выслушав его, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал ему:
— Немедленно отпусти их!
Человек отпустил их. При этом мать так и не покинула своих птенцов.
После этого Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у сподвижников:
— Разве вас не поражает милосердие матери к своим птенцам? Сподвижники ответили:
— Конечно, поражает!
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:
— Клянусь Всевышним, который послал меня к вам Пророком, что милосердие Аллаха к Своим рабам гораздо сильнее, чем милосердие этой матери к своим птенцам. Отнеси их и положи на землю. Пусть и мать будет вместе с ними!
Тот человек в точности выполнил повеление Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). (Абу Дауд, Джанаиз, 1)
Если внимательно подумать над данным хадисом, то перед нами встает актуальный вопрос: «Правильно ли сажать в клетку птиц, которые сотворены для свободы?»
Как-то благороднаяА йша (радыйаллаху анха) села на норовистую верблюдицу. Чтобы успокоить ее, Айша (радыйаллаху анха) стала резко понукать ее, заставляя двигаться то назад, то вперед. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) тут же сделал ей замечание:
«Помягче обращайся с животным! Ибо где есть мягкость, там все начинает становиться красивым. Все грубые отношения отвратительны». (Муслим, Бирр, 78-79)
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), который в отношении всего живого выказывал свое безграничное милосердие, при каждом удобном случае подчеркивал, что тонкость и деликатность может послужить причиной вечного спасения человеческой души. И совсем наоборот, жестокость может привести человека в адский огонь.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) поведал следующий хадис Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):
«В давние времена некий путник сильно захотел пить. Он нашел колодец,спустился вниз, напился воды и вышел. Вдруг видит, как навстречу, высунув язык от мучившей ее жажды, бежит собака. Жажда настолько мучила ее, что она лизала сырую глину. Путник сказал самому себе:
— Эта собака, так же, как и я, сильно хочет пить.
Подумав об этом, он спустился в колодец, наполнил свою обувь водой и, держа в зубах обувь с водой, поднялся наверх и напоил собаку. Поступок путника сильно понравился Аллаху, и Он простил все его прегрешения».
Сподвижники спросили:
— О Посланник Аллаха! А что, мы тоже можем удостоиться награды за помощь какому-либо животному?
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям):
— Благодаря всему живому можно удостоиться саваба (вознаграждения)!» (Бухари, Шурб, 9; Муслим, Салям, 153).
Вопрос сподвижников: «О Посланник Аллаха! А что, мы тоже можем удостоиться награды за отношение к животным?», учитывая низкую культуру и царившие грубые отношения, был вполне нормальным. Милосердие к животным и птицам было для них совершенно новым понятием. Ответ Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям), который был послан как милость мирам, носит воспитательный и образовательный характер. Тем самым, каждый мусульманин понял, что любое благое деяние, совершенное даже в отношении животных, вполне может стать причиной Божественного милосердия и прощения грехов. А прощение грехов есть причина вечного счастья!
В связи с нашей темой очень интересен следующий хадис:
«Некая женщина закрыла кошку в глухой комнате, от чего бедное животное умерло. За этот жестокий поступок женщина попала в Ад, где ее постигло наказание. Когда она закрыла кошку, то ничего съестного она ей не дала.
Не дала ей ни пить, ни есть. Не дала даже возможности поесть каких-либо насекомых». (Бухари, Анбия, 54).
Разумеется, иногда возникает необходимость приручить или же присмирить какое-либо животное. С этой целью его ограничивают в корме, закрывают в темном помещении. Но в таких случаях необходимо быть внимательными и не перегнуть палку. Мучить беззащитное животное — это такой серьезный проступок, который сурово осуждается законами Ислама. За подобные действия обязательно придется держать ответ, как в земной жизни, так и в той, потусторонней.
Животных, которыми мы владеем, нужно хорошо кормить, не грузить на них чрезмерно тяжелый груз. При необходимости давать отдыхать. Как известно, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) особенно обращал внимание сподвижников на вышеизложенные вопросы. В одном из хадисов говорится:
«Если вы передвигаетесь по земле, где произрастает пышная растительность, дайте возможность верблюдам в волю попастись. Если же вы проходите по солончаку, где ничто не прорастает, быстро гоните верблюдов, чтобы еще до того, как они обессилят, добраться до места! Устраиваясь на ночлег на привале, отойдите в сторонку, ибо по дороге обычно передвигаются животные и различные насекомые».
(В те времена хищные животные и некоторые виды насекомых ночами напролет передвигались по дорогам, подбирая остатки пищи, оставшейся после путников. Совет Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) объясняется тем, что он с одной стороны не хотел, чтобы люди мешали животным, а с другой стороны, хотел оградить путников от укусов и нападений хищников и насекомых. Во время ночлега Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал читать такую молитву: «Аузу би калиматилляхит таммати мин шарри ма халак» (Прибегаю к защите Аллаха от вреда творений). Если кто-либо прочитает эту молитву, то до тех пор, пока путник не покинет место ночлега, ничто ему не нанесет вреда») (Муслим, Имара, 178).
Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) зашел в сад одного из мусульман и заметил там верблюда. Бедное животное, увидев Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), стало издавать жалобные звуки, а из его глаз потекли слезы. Он подошел поближе к животному и с любовью погладил уши верблюда. После чего животное успокоилось. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
— Кто хозяин этого верблюда? Чей это верблюд? Тут встал один из коренных жителей Медины и сказал:
— Это мой верблюд, о Посланник Аллаха! Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:
— Разве ты не боишься, что тебе придется держать ответ перед Господом за это животное? Верблюд жалуется, что ты его держишь впроголодь и заставляешь работать до изнеможения! (Абу Дауд, Джихад, 44).
В данном случае мы наблюдаем, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выслушивал и решал проблемы не только людей, но и животных. Он был милосерден ко всем, не делая никаких различий — разумные это существа или нет. Он был готов помочь каждому.
Еще одним примером, наглядно свидетельствующим о прекрасном отношении Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхива саллям) к животным, является сообщение Анаса бин Малика (радыйаллахуанху), который с самого детства неотлучно находился рядом с Посланником Аллаха.
«Останавливаясь на привал, мы никогда не начинали совершать намаз, пока не опускали грузы с верблюдов и не отпускали их на выпас». (Абу Дауд, Джихад, 44).
Известно также, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), делал серьезное замечание тем людям, которые, находясь верхом на животном, пускались в долгие разговоры.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал:
«Не используйте спины животных вместо трибуны, ибо Господь дал вам их для того, чтобы они переносили вас на такие дальние расстояния, куда пешком вам пришлось бы долго добираться. А земную поверхность Он сделал для вас местом остановки. В таком случае, свои дела решайте на земле!» (Абу Дауд, Джихад, 55).
Рассказывает Сахль ибн Амраль-Ансари (радыйаллаху анху): «Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то проходил мимо верблюда с провисшими горбами. Он тут же повелел:
«Побойтесь Аллаха, ничего не говорите про этих животных, не обладающих даром говорить! Откармливайте их и только потом садитесь на них! Откармливайте и только потом режьте их!» (Абу Дауд, Джихад, 44).
Использование выражения типа «ничего не говорите про этих животных, которые не обладают даром говорить», свидетельствует о том, насколько животные нуждаются в милосердии и доброте людей.
Даже когда вы режете животных, нужно проявлять к ним милосердие. Прикладывая нож к шее животных, необходимо быстро проводить ножом, чтобы долго не мучить их. В одном хадисе говорится:
«Аллах повелел хорошо относиться ко всем живым существам. В таком случае, если возникла необходимость зарезать животное, делайте это таким образом, чтобы не причинять чрезмерные мучения. Тот, кто собрался резать, пусть сначала хорошо наточит нож и пусть не доставляет животному сильной боли!» (Муслим, Сайд, 57; Тирмизи, Дийат, 14)
Согласно сообщению ибн Аббаса (радыйаллаху анху), как-то Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел, как некий человек режет овцу. Тот, связав ноги животному, стал перед ним точить нож. Видя такое проявление жестокости, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не выдержал и резко сказал тому:
«Ты что, желаешь помногу раз убивать бедное животное? Ты не мог прежде наточить свой нож, а потом связывать и валить на землю эту овцу?» (Хаким, 4/ 257,260).
Особенно жесткий запрет Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) наложил на стравливание животных друг с другом. (Абу Дауд, Джихад, 51). Следовательно, петушиные бои, бои между быками, устраиваемые в наши дни, категорически запрещены Сунной пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Подобные развлечения не что иное, как издевательство над творениями Аллаха.
Также известно, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) категорически запретил стрельбу из лука по живым мишеням. Как сообщает ибн Умар (радыйаллаху анху), однажды он сам набрел на группу молодых ребят-курайшитов, которые, повесив птицу, стреляли по ней из лука. Тот, кто не попадал в птицу, платил определенную сумму ее владельцу. Увидев ибн Умара, ребята разбежались в разные стороны. Он закричал им вслед:
«Кто это сделал? Да будет над ним проклятие Аллаха! Ибо Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) читал проклятие в адрес тех, кто, повесив живую мишень, устроил стрельбу». (Бухари, Забаих, 25; Муслим, Сайд, 59).
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) также запретил клеймить животных таким образом, чтобы менялся их первозданный внешний вид. Как сообщает ибн Аббас (радыйаллаху анху), однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел мула, на морде, которого было клеймо. Он тут же воскликнул:
«Да будет проклятие Аллаха над тем, кто это сделал!» (Муслим, Либас, 107).
И мучение животных, и изменение их природного вида путем клеймения или прижигания — это действия, за которые в Судный День придется держать ответ перед Аллахом. Чтобы показать, насколько это серьезно и насколько сильным преступлением против всего живого являются подобные действия, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) использовал проклятия. В действительности Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) редко кого проклинал, ибо по своему характеру он был очень добр. Он запрещал проклинать и даже не позволял ругать не только людей, но и животных. Однако он использовал экспрессивные выражения, содержащие проклятия, с воспитательной целью, делая серьезные предупреждения тем, кто упорно продолжал нарушать Божественные законы.
Имран ибн Хусайн (радыйаллаху анху) поведал о следующей истории:
«Как-то мы совершали путешествие вместе с Пророком (саллаллаху алейхи васаллям). Одна из женщин, жительница Медины, измучившись со своим верховым животным, произнесла проклятие над ним. Услышав слова женщины, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) тут же сказал ей:
«Снимите поклажу с этого верблюда и отпустите его восвояси, ибо теперь этот верблюд проклятый!»
Имран в своих воспоминаниях говорил: «Тот верблюд до сих пор у меня перед глазами. Он все время бродил среди людей, но никто на него не садился». (Муслим, Бирр, 80).
В связи с нашей темой известны и другие высказывания Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
«Не ругайте петухов, ибо они будят людей к намазу!» (Абу Дауд, Адаб, 105).
«Когда слышите петушиный крик, просите Аллаха оказать вам милость, ибо он (петух) увидел ангела. Но когда вы слышите рев ослов, просите Аллаха защитить вас от происков дьявола, так как он (осел) увидел шайтана!» (Бухари, Бадуль Халк, 15; Муслим, Зикр, 82).
Большоевнимание Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) уделял выращиванию лошадей, являвшихся в то время одним из основных средств передвижения и ведения боя.
Рассказывает Джарир (радыйаллаху анху):
«Как-то я заметил, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) наматывал волосинки на спине коня. Он наматывал волосинки и при этом приговаривал:
«Лбы лошадей до Судного дня связаны с благом. Это благо заключается в «савабе джихада» и военных трофеях». (Муслим,Имара, 97; Насаи, Хайл, 7).
Как передает Анас бин Малик (радыйаллаху анху), он однажды стал свидетелем того, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) стал гладить концом плаща лоб коня. Когда у него спросили о причине этого, он ответил:
«В эту ночь я был предупрежден о (хорошем) отношении к лошадям». (Муватта, Джихад, 47).
Кроме этого, из некоторых высказываний и пояснений Пророка (саллаллаху алейхива саллям) можно прийти к выводу о том, что без серьезной необходимости нежелательно дома держать собак. В хадисах отмечается, что кроме тех случаев, когда человек занимается земледелием, животноводством и охотой, содержание собак ради забавы приводит к тому, что каждый день у этого человека уменьшаются савабы. (Бухари, Харе, 3; Забаих, 6) (То есть, уменьшается награда за совершение благих дел).
А также сообщается о том, что в тот дом, где живут собаки, ангелы не заходят. (Бухари, Бадуль Халк, 7, 17)
Значит, каждый, кто содержит собак ради забавы, входит в число тех, о ком идет речь в вышеперечисленных хадисах. Как известно всем, собаки в первую очередь подвергаются бешенству и другим заразным заболеваниям. Своей шерстью, слюной и экскрементами являются разносчиками и распространителями различных инфекций и заразных заболеваний. Поэтому, учитывая все эти обстоятельства, религиозные положения Ислама запрещают без серьезной на то надобности держать дома собак. Еще одной причиной запрета на содержание собак является, видимо, страх, испытываемый прохожими. Ведь часто собаки бросаются на людей. Хотелось бы подчеркнуть, что Ислам призывает людей к милосердию и любви. И поэтому религиозные положения, запрещая содержание собак, вовсе не призывают плохо относиться к животным.
Что касается кошек, то к ним отношение совершенно иное, чем к собакам. Можно сказать, что содержание кошек дома приветствуется. Согласно некоторым хадисам, кошки приравниваются к членам семьи. Также сообщается, что кошки не входят в группу наджас (нечистых). Отношение к кошкам отчетливо просматривается в следующем хадисе.
Невестка сподвижника Абу Катады по имени Кабша ханум однажды принесла ему воду для совершения омовения. В этот момент подошел кот, измученный жаждой. Абу Катада (радыйаллахуанху) наклонил посуду, и кот попил из нее.
Как после рассказывала невестка Кабша ханум: «Увидев, что я смотрю на него, Абу Катада спросил у меня:
— О дочь моего брата! Тебе что, понравилось это? Я ответила утвердительно. Тогда он сказал мне:
— Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне:
«Кошка не является нечистым животным. Это такое животное, которое все время вертится вокруг вас!» (Абу Дауд, Тахара,38; Тирмизи, Тахара, 69).
Из всего сказанного можно сделать вывод: согласно высказываниям Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), животные, так же, как и люди, имеют определенные права. Хорошее отношение ко всем живым существам является заветом Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Все хадисы предоставляют нашему вниманию не только прекрасно разработанные правила, касающиеся хорошего отношения ко всему живому, но и напоминают о том, что в один день человеку придется держать ответ за свои деяния. Прямой обязанностью владельцев животных, которые получают значительную пользу от этих животных, является кормление и уход за ними и их здоровьем. Все сущее сотворено Аллахом согласно проявлению Его мудрости, и каждое творение от нас требует хорошего отношения к нему. В этом заключается огромная ответственность. Важной обязанностью мусульман является предупреждение тех, кто, не осознав сути этой жизни, жестоко относится к животным. Ибо община мусульман — община милосердия и доброты.
а я всегда защищаю животных.. и бездомным еду всегда покупаю если увижу.я люблю всех животных.