Если хочешь смягчить свое сердце,накорми бедного и приласкай сироту.
Ибн Ханбаль, 2/263
В Исламе девочек и мальчиков, которые до достижения совершеннолетия лишились отцов, считают сиротами. При этом Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказав, что «после достижения совершеннолетия ребенок не может считаться сиротой», (Абу Дауд, Васая,9) подчеркивает, что понятие «сирота» связано лишь с определенным возрастным периодом.
В доисламский период, вследствие легкого обычая развода, распространенного среди арабов, а также из-за большого количества сражений, происходивших между племенами, число вдов и сирот было ужасающе огромным.
В невежественном обществе сирот презирали, ими помыкали и всячески унижали. Всем известно, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вырос сиротой и лично на себе испытал отношения людей к сиротам. В Коране Сам Господь сообщает, что Он нашел его сиротой и Сам хранил его от бед и напастей:
«Неужто не нашел тебя Он сиротой? Не дал приюта (и заботы)?» «Духа», 93/6.
Поэтому Аллах здесь же повелевает Своему Посланнику:
«А ты сироту не притесняй!» «Духа», 93/9
То есть, Аллах повелевает ему: «Так же, как Я покровительствовал тебе, также и ты заботься о сиротах, интересуйся их нуждами и старайся помочь им»
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) начал заботиться о сиротах с первых дней своего пророчества. Именно тогда он стал вырабатывать правила отношения к ним. Вследствие невыносимых мучений и притеснений со стороны курайшитских язычников первые мусульмане приняли решение переехать в Эфиопию. Возглавлял путешественников Джафар бин Абу Талиб.
В своей защитной речи перед членами правительства Эфиопии в присутствии короля Негуса Джафар (радыйаллаху анху) сказал,что во времена джахилии сильные измывались над слабыми, но Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) встал на их защиту и запретил «посягать на имущество сирот». (Ибн Хишам, 1/359)
В одном из аятов Корана содержится суровое предупреждение тем, кто посягает на имущество сирот, говорится о том, что такие люди будут подвергнуты самому жестокому наказанию.
«Ведь те, которые имущество сирот несправедливо пожирают, сжирают огонь в свои чрева. Гореть им в пламенном Огне!» «Ниса»,4/10.
Как следует из содержания этих аятов, те, кто незаконно посягнул на имущество сирот или же умышленно нанес вред им, обрекли на мучительное наказание самих себя, а не сирот. Раз дело обстоит таким образом, верующему человеку не остается другого выхода, как неукоснительно выполнять Божественное повеление: «К имуществу сирот не прикасайтесь иначе, как лишь с тем, чтобы его приумножить». «Ан’ам», 6/152.
Следуя этому запрету, верные сподвижники Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) до того опасались преступить религиозные предписания, что стали даже избегать общества сирот. В конце концов, они не выдержали и изложили Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) свои нравственные переживания. Вскоре было ниспослано следующее Божественное откровение:
«О жизни ближней и далекой и о сиротах задают тебе вопрос. Скажи: «Для них благое совершать есть лучшее, что можно сделать», и если примете вы их в свои заботы, они вам станут братья. Аллах ведь различит творящего добро от совершающего злое». «Бакара», 2/220.
В этом аяте внимание акцентируется на том, что Всевышний прекрасно знает об истинных намерениях человека, занимающегося попечительством сирот. Следовательно, не стоит избегать ответственности и нужно относиться к сиротам, как к братьям и сёстрам по вере.
Предупреждая нас о том, что посягательство на имущество сирот ведет человека к неминуемой смерти и мучительному наказанию, в то же время Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) призывает нас брать под свое покровительство сирот. В одном из хадисов говорится:
«Самый прекрасный дом мусульманина — это тот дом, где хорошо относятся к сиротам. Самый отвратительный дом мусупьманина — тот, где к сиротам плохо относятся», (Ибн Маджа,Адаб,6).
Из содержания данного хадиса можно сделать вывод, что недостаточно приютить у себя дома сироту. Нужно еще хорошо обходиться с ним. Если даже его прекрасно кормить и хорошо одевать, но при этом оказывать на него моральное давление, то этот дом покажется для него не местом покоя и счастья, а местом мучений и притеснений.
В другом хадисе говорится о том, что покровительство над сиротой может сослужить добрую службу человеку и способствовать тому, что Господь поместит его после смерти в Райские сады.
«Если кто-либо возьмет с собой сироту, проживающего среди мусульман, и, приведя его в дом, накормит, то Аллах, несомненно, отправит его в Рай. Если, конечно, этот человек не совершил смертные грехи». (Тирмизи, Бирр, 14)
В выражении «смертные грехи» имеется в виду два греха:
Первый — придача Аллаху сотоварищей и вера в то, что кроме Аллаха существуют и другие божества.
Второй — нарушение чужих прав.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщает, что если кто-либо,терпеливо снося материальные и моральные трудности, даст прекрасное воспитание сиротам, то он обязательно будет в Раю его (Пророка) соседом. В связи с этим известен следующий хадис:
«Если кто-либо воспитает трех сирот, при этом честно заработает им пропитание, то ему запишутся такие добродетели, словно он целыми днями соблюдал пост и с утра до вечера с обнаженным мечом совершал джихад ради Аллаха.
С таким человеком мы будем в Раю братьями, как вот эти два пальца. (При этом Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) показал указательный и средние пальцы на своей руке)». (Ибн Маджа, Адаб, 6)
Разумеется,попасть в Рай является самой сокровенной мечтой каждого настоящего мусульманина, но самое лучшее — это быть в Раю соседом Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Аллах, который сотворил Рай, приготовил некоторые места для праведников, однако почетное соседство с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) предназначил тем, кто покровительствовал сиротам. В одном из хадисов Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится:
«Кто возьмет под свое покровительство свою сироту или сироту чужого, в Раю мы будем находиться рядом».
Передатчик данного хадиса Малик бин Анас (радыйаллаху анху) вспоминал, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря это, показал указательный и средний пальцы. (Муслим, Зухд, 42)
Как видим, сироты в данном хадисе делятся на две группы: свои сироты и чужие. Под выражением «свои сироты» имеются ввиду: внуки, ребенок сестры или брата; приемный или родной брат; пасынок, свои дети женщины-вдовы.
Вполне возможно, что после покойных родителей у некоторых сирот может остаться некоторое состояние. В таких случаях необходимо, взяв их под свое покровительство, до достижения сиротой совершеннолетия стараться недопустить убытков и потерь его состояния. Если же у сироты ничего нет, достаточно создать такие условия, при которых он не будет чувствовать себя одиноким. Как и везде, в нашем обществе можно встретить сирот. А ведь скольких из них оттолкнули жестокие руки, некоторые из сирот были вынуждены посягать на имущество и жизни других, а многие были раздавлены тяжестью житейских проблем, ибо не было у них надежного покровителя и руководителя.
Поэтому тот, кто взял под свою опеку этих сирот, своим благородным поступком заполнил брешь, стал лечебным снадобьем для израненных сердец. Милосердные люди обязательно получат множество наград, испытают неописуемое духовное наслаждение за свое бескорыстие и желание служить человечеству. Как говорил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Если кто-либо ради милости Всемогущего Творца погладит по голове сироту, за каждый волос, до которого дотронулась его рука, получит награду». (Ибн Ханбаль, 5/250)
Какое огромное счастье — за каждый волос получить награду! Значит, человек, который, преисполнившись чувством милосердия, прижал к себе сироту, поцеловал его в щеки и всеми силами старается помочь ребенку забыть одиночество и свою горькую долю, словно искупавшись под Божественными лучами, очищается от всех грехов.
Если сирота смеется, значит, до него дотронулась чья-то добрая рука. Если сирота смеется, значит, смеется все общество. Не стоит забывать о том, что хорошее отношение к сироте является существенной причиной для умиротворенной жизни, полной духовного покоя и согласия. Одному из сподвижников, который пожаловался на черствость души, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал следующее:
«Если ты желаешь смягчения своего сердца, накорми бедняка и погладь по голове сироту». (Ибн Ханбаль, 2/263, 387)
Наряду с высказываниями и советами Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) примером для нас стали его собственные поступки и деяния. Он всегда, как на глазах общественности, так и в кругу близких, стремился обеспечить безбедную жизнь сиротам. Например, случай, когда участок земли, на котором построили мечеть Пророка(салляллаху аляйхи ва салллям), принадлежал двум сиротам по имени Сахль и Сухайль. Этих сирот опекал Ас’ад бин Зурара, который был из ансаров (жители Медины).
Ребята-сироты, узнав о том, что здесь намереваются строить мечеть, пожелали было отдать землю совершенно бесплатно, однако Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не принял их подарка и выплатилим всю полагающуюся сумму. (Бухари, Манакибуль Ансар, 45)
В достоверных источниках сообщается, что под покровительством Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда находилось несколько сирот. Как писал историк ибн Са’д, сподвижник Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Абу Умама (радыйаллаху анху) перед своей смертью завещал ему присматривать за его маленькими дочерьми, которых звали Кабша, Хабиба ИФариа. Выполняя последнюю волю усопшего, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) взял девочек к себе домой и создал все условия, чтобы под его присмотром сироты могли получить прекрасное воспитание и блестящее образование. (Ибн Са’д, 3/610)
Абу Джухайфа (радыйаллаху анху), который вырос сиротой, в своих воспоминаниях рассказывал следующее:
«Однажды к нам домой пришел сборщик налогов, выполнявший повеление Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Он собирал с богатых милостыню и раздавал ее бедным. Я был сиротой, и мне он дал одного верблюда». (Тирмизи, Закят, 21)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда советовал своим сподвижникам присматривать за сиротами, и в то же время подчеркивал, чтобы за это дело брались лишь те, кто имеет для этого возможности. Например, Абу Зарру аль-Гифари он дал такой совет:
«О,Абу Зарр! Я вижу тебя слабым. Если сказать честно, то, чего желаю я для себя, того желаю и для тебя. Никогда не командуй над людьми. Даже если их будет двое. Второе: никогда не бери на хранение имущество сирот!» (Насаи, Васая, 10).
Особо большое значение Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) уделял помощи семьям шахидов. Прилагая все усилия, он никогда не жалел для них ни сил, ни времени, оказывая духовную поддержку и материальную помощь.
В зависимости от ситуации, за некоторыми сиротами он присматривал сам лично, за других проливал горючие слезы, а некоторым семьям, напоминая о той высокой ступени, на которой находятся павшие за веру, словно прохладная вода, успокаивал и освежал их души.
Башир бин Акраба (радыйаллаху анху) рассказывал следующее:
«Когда мой отец Акраба стал шахидом в битве при горе Ухуд, я, плача изаливаясь слезами от горя, пошел к Посланнику Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям). Увидев мои слезы, он сказал мне:
— О мой хороший! Ты почему плачешь? Не плачь! Разве тебя не успокаивает то, что теперь я являюсь твоим отцом, а Айша твоей матерью?
В ответ я воскликнул:
— Да будут жертвой на твоем пути мои родители, о Посланник Аллаха!
После этого он погладил меня по голове. В данное время мои волосы поседели от старости, но то место, которое он погладил, до сих пор остается черным» (Бухари, ат-Тарихуль Кабир, 2/78; Али аль-Муттаки, Канзуль Уммаль, 13/298)
Передают,что однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подошел к Абдуллаху ибн Джафару (радыйаллаху анху), который вместе с другими детьми торговал на рынке, и прочитал за него такую молитву:
«О Аллах! Сделай торговлю этого ребенка прибыльной!» (Ибн Хаджар, аль-Исаба, 2/289)
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда читал за семьи шахидов следующую молитву:
«О Аллах! Сделай так, чтобы у них на душе не осталось горечи утраты и печали. Все, что осталось после шахидов, сделай это для них благословенным!» (Вакиди, 1/316).