Хадис гласит:
«В ком из вас будут три качества, тот ощутит сладостный вкус веры. Первое из них: чтобы Всевышний Аллах и Его посланник были более любимы, чем кто-либо иной …» Наряду с любовью к Всевышнему Аллаху, любовь к Его избраннику, пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) является неотъемлемой частью веры человека.
Доказательством тому служит и другой хадис, переданный известным сподвижником Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах):
«Не будет вера ваша полна, пока не буду я, — говорит посланник Всевышнего, — более любим вами, чем родители ваши, дети и люди в целом».
В другом пророческом изречении, приводимом в своде хадисов имама Ахмада, упоминается о том, что ‘Умар (да будет доволен им Аллах) заметил:
«О посланник Аллаха, ты более любим для меня, чем что-либо на этой земле. Однако себя я люблю больше».
Пророк Мухаммад возразил:
«Нет, ‘Умар. Клянусь тем, в Чьей власти моя душа! Твоя вера неполна и несовершенна, пока я не буду любим тобою [как заключительный Божий посланник] больше, чем даже твой нафс».
Услышав это, ‘Умар воскликнул:
«С этого момента ты более любим мною, чем моя душа и что-либо иное!»
А теперь каждый спросите себя: какое место отведено пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) в моем сознании? Насколько велика моя любовь к нему? Как часто я вспоминаю того человека, благодаря которому Всевышний наставил меня на праведный путь, выведя из тьмы невежества к свету, того, кто объяснил и показал цель жизни?..
Мне кажется, что не все смогут дать однозначные ответы.
А почему? Да потому, что мы недостаточно хорошо знаем своего Пророка, жизнь которого от рождения и до смерти является явным знамением его пророческой миссии. У многих не было возможности видеть образец, выраженный в Пророке, к которому всегда и везде мы бы стремились. Хотя в Священном Коране сказано: «Поистине, для вас в посланнике Божьем — лучший пример. И это для тех, кто желает довольства Всевышнего и вечного наслаждения в райских садах».
Если мы относимся к таковым, нам надлежит выстроить свою жизнь в соответствии с духовно-нравственным путем, очерченным пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Нам необходимо возвести перед собой идеал, олицетворенный в нем.
Однажды Пророк серьезно заболел и сподвижники отправились его навестить. Среди сахабов был и Абу Бакр, который сразу после этого визита захворал. Через несколько дней Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выздоровел и, встретившись с сахабами, не нашел среди них Абу Бакра. Осведомившись о нем, он узнал, что тот нездоров. Тогда вместе со сподвижниками он отправился к его дому. Едва завидев входящего Пророка, Абу Бакр тут же встал с постели и добродушно поприветствовал его, как будто и не был болен. Пророк удивился: «Мы пришли навестить тебя, думая, что ты прикован к постели, но нашли тебя в полном здравии?!» В ответ Абу Бакр произнес: «Посетив любимого мною человека и застав его хворающим, я и сам заболел от глубокой печали. Сейчас же, увидев тебя в полном здравии, я мгновенно поправился».
Постарайтесь вникнуть и осмыслить, насколько глубокими должны быть чувства любви и уважения, чтобы так отражаться на состоянии человека! Болезнь Пророка привела к переживанию и недугу, а выздоровление — к моментальному исцелению.
Расскажу также историю о сподвижнике по имени Савбан (да будет доволен им Аллах). Как-то Пророк заметил, что Савбана постигла глубокая грусть, печаль. Он стал просто увядать. «Савбан! Что случилось?» — обратился к нему с вопросом посланник Всевышнего. «Я задумался о будущем мире. Находясь в этой жизни, я не могу вынести долгой разлуки с тобой. При твоем непродолжительном отсутствии моя душа томится и тоскует по тебе. Я представил ахират , когда ты будешь на высших степенях Рая, мы же, по воле Всевышнего, — на более низких уровнях. Как же я вытерплю разлуку с тобой?» — ответил сподвижник.
И Пророк сказал:
«Благая весть тебе, воистину, человек [в вечности будет] с тем, кого он любит».
В подтверждение вышеприведенному есть коранический аят: «Кто подчиняется Всевышнему и посланнику Его, те будут среди пророков и праведников, шахидов и благочестивых. И сколь прекрасно это общество!»
В чем же проявляется любовь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)? В следовании его Сунне и стремлении взрастить в себе ростки той нравственности, обладателем которой он был. Лучшим примером этого являются его сподвижники, один из которых — ‘Умар (да будет доволен им Аллах).
Однажды, уже будучи халифом, ‘Умар направился в мечеть для проведения пятничной проповеди. По дороге его белоснежная одежда была испачкана несколькими каплями грязи, брызнувшими из стока, проведенного от жилого дома. ‘Умар в гневе выдернул этот сток и отбросил в сторону. Вернувшись обратно домой и переодевшись, он снова поспешил в мечеть. Проведя проповедь, ‘Умар обратился к людям: «О люди! Некоторые из вас создают неудобства окружающим», — и рассказал о случившемся. К нему подошел, склонившись в знак уважения, ‘Аббас и сказал: » ‘Умар! Что ты наделал?! Я своими глазами видел, как этот сток был установлен самим Пророком». После услышанного ноги ‘Умара подкосились. Поднявшись, он воскликнул: » ‘Аббас! Мы сейчас же пойдем к тому месту. Я припаду к земле. И клянусь Аллахом, пока, встав на меня, ты не установишь сток на прежнем месте, я не поднимусь!»
Насколько сильно было стремление сподвижников следованию Сунне! Казалось бы, проступок мал и незначителен, но и он привел к потрясению, которое лишило равновесия сильного мужчину.
Какие же чувства должны переживать мы с вами, когда не то что сток, установленный руками Пророка, выдернут, а сам Священный Коран выброшен из сознания людей? Ведь многие совсем не утруждают себя стремиться к его пониманию. Как мы должны себя чувствовать, когда среди нашего окружения (знакомых, близких, родственников) есть даже такие, кому неизвестно, кто такой пророк Мухаммад, в чем заключалась его миссия, к чему он призывал?
Что же делать? Оживить Сунну? Да! Но это невозможно сделать сию минуту и сразу. Необходима последовательность.
Постарайтесь проанализировать слабые стороны, что присущи вам: может, это лень, несдержанность, грубое отношение к родителям, пренебрежение некоторыми молитвами или слабость перед дурными привычками — сигаретами, спиртным, а может — зина (прелюбодеянием). Выберите хотя бы одно, что разрушает вас как мусульманина, и дайте обет Аллаху, что ради Него вы это оставите.
И сделайте так только для достижения Его довольства.
Пусть данное обещание будет первым шагом к изменению вашей нравственности ради Всевышнего.
Оцените и проверьте, на каком уровне ваша любовь к Аллаху и Пророку. Сколько дней или лет вы сможете сохранять этот обет, не поддаваясь Сатане, который будет подкрадываться и справа, и слева, и спереди, и сзади, нашептывая: «А может, все-таки оставишь данное тобою обещание? Ведь жизнь очень коротка. Нужно ее прожить так, как тебе хочется. Аллах же простит тебя».
Будем молить Всевышнего, чтобы каждый сумел сдержать данное им слово и в День Суда, представ пред Властелином всех правителей, мог сказать: «О Господь мой! Я отказался от греховного и устремлялся вопреки всему к лучшему, высокому, облагораживающему только ради Тебя. Чтобы Ты был мною доволен как истинным рабом Своим». И услышать в ответ: «Я доволен тобою! Войди же в Рай, и ты вечен в нем!»
Не забывайте известное изречение Пророка: «Кто придерживается моей Сунны, в то время как другие отдаляются от заповедей Аллаха, награда его равна тому, чего заслуживают сто человек, отдавших свои жизни на пути распространения Божьего света».
islamtatar.ru