102 урок. О напитках Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2
Сто девяносто шестой хадис
«О Аллах, даруй нам благодать в этом и увеличь нам это» [Аллахумма барик ляна фихи ва зидна минх].
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Ничто не может заменить еду и питье, кроме молока»».
«Следующий глоток положен тебе»: это указывает, что человек, находящийся по правую сторону, имеет больше прав пить следующим, даже если он будет младше того, кто стоит слева[3].
الْأَيْمَنَ فَالْأَيْمَنَ
«За правым правое»[5].
«…но, если хочешь, можешь отдать его Зейду»: Ибн Хаджар[6], Мулла Али аль-Кари,[7] аль-Байджури[8] и другие указывают, что это намек, что Ибн Аббасу, да будет Аллах доволен ими обоими, следует отдать предпочтение Зейду, да будет доволен им Аллах, потому что тот был старше Ибн Аббаса.
«Я не отдам никому возможность выпить сразу после тебя»: это указывает на то, что если человек пришел на какой-то урок раньше и сел рядом с крупным ученым, то он не будет уходить со своего места, потому что пришел кто-то более знающий или тот, кто лучше него[9].
[3] «Хашия» аль-Байджури, с. 323; «Джам’ аль-васаиль», 1/247.
[4] Там же.
[5] Бухари, №2352; Муслим, №2029.
[6] Ашраф аль-васаиль, с. 286.
[7] Джам’ аль-васаиль, 1/248.
[8] «Хашия» аль-Байджури, с. 324.
[9] Аль-Байджури, с. 325.
103 урок. Как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1
رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
وفيه (10) أحاديث Глава о том, как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, и в ней десять хадисов
Сто девяносто седьмой хадис
حدثنا أحمد بن منيع. حدثنا هُشيم. حدثنا عاصم الأحول وغيره عن الشعبي عن ابن عباس رضي الله عنهما:
«أن النبي (صلى الله عليه وسلم) شرب من زمزم وهو قائم».
Ахмад ибн Мани’ передал нам от Хушейма от Асыма аль-Ахваля[1] и других от аш-Ша’би от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, пил воду замзам стоя.
По одной из версий, это случилось в прощальном хадже[2].
لَا يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا، فَمَنْ نَسِيَ فَلْيَسْتَقِئْ
«Пусть никто из вас не пьет стоя, а если забыл, то пусть вызовет рвоту»[4].
Некоторые[5] ученые сказали, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, большую часть времени пил сидя, а в этом случае попил стоя, чтобы показать, что в этом нет греха, а его повеление указывает на желательность, а не обязательность.
В некоторых книгах указывается, что при питье стоя желательно прочитать определенную форму салавата, но, как указал шейх Мухаммад Аввама в примечании, на это нужны дополнительные доводы[9].
Сто девяносто восьмой хадис
حدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا محمد بن جعفر عن حسين المعلِّم عن عمرو بن شُعيب عن أبيه عن جده قال:
«رأيت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يشرب قائماً وقاعداً».
Кутейба ибн Саид передал нам от Мухаммада ибн Джафара от Хусейна аль-Муллима от Амра ибн Шуайба от его отца[10] от его деда[11], который сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пил стоя и сидя».
Вначале говорится, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, пил стоя, не потому что это происходило чаще, чем сидя, но чтобы опровергнуть тех, кто это отрицает и говорит, что такого не было[12].
Так как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, поступал так, чтобы пояснить шариатское решение и указать, что это действие нежелательно, а не запретно, то в самом совершении Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, этого действия нет нежелательности. Более того, это входит в обязанность донести Шариат, и за это ему полагается награда[13].
[3] Джам’ аль-васаиль, 1/249.
[4] «Сахих» Бухари (№5375), Муслим (№2026).
[5] Ашраф аль-васаиль, с. 288.
[6] «Хашия» аль-Байджури (с. 330).
[7] Джам’ аль-васаиль, 1/249.
[8] Ашраф аль-васаиль, с. 288.
[9] «Хашия» аль-Байджури, с. 330.
[10]
[12] «Хашия» аль-Байджури (с. 332).
[13] Джам’ аль-васаиль, 1/251.