Сообщается, что ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды, когда мы находились в обществе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), к нам неожиданно подошёл какой-то человек в ослепительно белых одеждах и с иссиня-чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он странник; никто из нас его не знал. Он сел напротив Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – так, что колени их соприкоснулись – упёрся ладонями себе в колени и сказал: “О Мухаммад, поведай мне об Исламе”.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “[Суть] Ислама заключается в том, чтобы засвидетельствовать, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, в том, чтобы совершать молитвы, выплачивать закят, соблюдать пост во время Рамадана и совершить хадж к Дому, если есть возможность сделать это”.
Этот человек сказал: “Ты сказал правду”, — а мы подивились тому, что он задаёт Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) вопросы и подтверждает правдивость его слов.
Потом он сказал: “А теперь поведай мне о вере”.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “[Суть веры заключается в том,] чтобы уверовать в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и в Последний день, а [также в том, чтобы] уверовать в предопределённость как хорошего, так и дурного”, — и этот человек снова сказал: “Ты сказал правду”.
Потом он сказал: “Поведай мне об Ихсане”.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “[Суть ихсана в том,] чтобы поклоняться Аллаху так, будто видишь Его, а если не видишь, тo [помнить о том, что] Он, поистине, видит тебя”.
Потом он сказал: “А теперь поведай мне об Этом Часе”.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос”.
Он сказал: “Тогда поведай мне о его признаках”.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “[Признаком приближения Этого Часа станет то, что] рабыня породит свою госпожу, и ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга высотой своих жилищ”.
А потом этот человек ушёл, когда же прошло некоторое время, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?”.
Я сказал: “Аллах и Посланник Его знают об этом лучше”.
Тогда он сказал: “Поистине, это Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии”».
Хадис передал Муслим №8.
При толковании этого хадиса о том, как ангел Джибриль расспрашивал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) об имане, Исламе и ихсане, имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) говорит:
واعلم أن هذا الحديث يجمع أنواعا من العلوم والمعارف والاداب واللطائف، بل هو أصل الإسلام كما حكيناه عن القاضي عياض… من فوائده:
— أن فيه أنه ينبغي لمن حضر مجلس العالم إذا علم بأهل المجلس حاجة إلى مسألة لا يسألون عنها أن يسأل هو عنها ليحصل الجواب للجميع.
— وفيه أنه ينبغي للعالم أن يرفق بالسائل ويدنيه منه ليتمكن من سؤاله غير هائب ولا منقبض
— وأنه ينبغي للسائل أن يرفق في سؤاله والله أعلم.
«Знай, этот хадис содержит в себе отсылки ко множеству разных наук, моральных норм и познаний. Как говорит Кади Ияд, этот хадис является основой Ислама…
Пользой этого хадиса можно считать следующее:
1. тому, кто пришёл на урок учёного и узнал, что присутствующих интересует какой-то вопрос, но они не спрашивают учёного об этом (из-за стеснения и т. п.), желательно спросить учёного об этом, чтобы все получили ответ на этот вопрос;
2. учёному следует проявлять доброжелательность и мягкость к вопрошающему, подозвав его близко к себе, чтобы тот мог задать свой вопрос без какого-либо страха или скованности;
3. вопрошающему следует задавать вопрос мягко и доброжелательно.
А Аллах знает лучше!
(Шарх имама ан-Навави к «Сахиху» Муслима, 1/144)
taalib.ru