В период праведных халифов сахабы, при изучении какого-либо вопроса, прежде всего, обращались к Корану и сунне.
Период праведных халифов начался после того, как завершился период «фикха откровений», то есть после того, как были завершены Коран и Сунна, составляющие фундамент фикха (мусульманская юриспруденция). В период праведных халифов сахабы, при изучении какого-либо вопроса, прежде всего, обращались к Корану и Сунне. Если же он не находили там конкретного установления, касающегося изучаемого вопроса, то в этом случае выносили собственное решение (иджтихад).
Наряду с теми, кто совершал иджтихад в абсолютном смысле, были и те, кто совершал иджтихад в отдельных вопросах. В своем выступлении, обращенном к жителям местности Джабийа в Сирии, Умар (радыйаллаху анху) сказал: «Кто хочет спросить что-то о Коране, пусть спросит у Убаййа ибн Кааба. Кто хочет спросить что-то по поводу наследства, пусть спросит у Зейда ибн Сабита. Кто хочет спросить что-то по фикху, пусть спросит у Муаза ибн Джабаля. А кто хочет спросить что-то по поводу экономики, пусть придет ко мне». Призыв Умара к простым людям, следовать за сахабами-муджтахидами, показывает нам, что и в эпоху праведных халифов существовал таклид, то есть следование простых людей за муджтахидами.
Самые известные факихи-муджтахиды 2-го периода:
1. Абу Бакр ас-Сыддык.
2. Умар ибн Хаттаб.
3. Осман ибн Аффан.
4. Али ибн Абу Талиб.
5. Абдуллах ибн Масуд.
6. Абу Муса аль-Ашари.
7. Муаз ибн Джабаль.
8. Убай ибн Кааб.
9. Зейд ибн Сабит.
(да будет доволен ими Аллаh)
islam-today.ru