Вопрос: каково решение о предпочтении почтенного сподвижника Али бин Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) над остальными сподвижниками (да будет доволен ими Аллах), в том числе и над двумя шейхами Абу Бакром и Умаром (да будет доволен ими Аллах), не порицая кого-либо из сподвижников и испытывая к ним полноценную любовь к ним?
Ответ: Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха!
Всевышний Аллах избрал для своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) лучших из творений, сделав их его окружением, которые перенимали от него его Сунну, находясь рядом с ним. Всевышний Аллах восхвалил сподвижников, сказав:
وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُمْ بِإِحْسَانٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«И первые из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и те, кто искренне последовал за ними (и те, кто будет следовать по их пути вплоть до конца света), — они те, кем доволен Аллах. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них (райские) сады, в которых под ними (под дворцами и деревьями) текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великий успех»[1].
Ислам был ниспослан в качестве руководства и милости, устраняющей между людьми ненависть и ее причины.
Всевышний Аллах сказал:
وَالَّذِينَ جَاءُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ
«А те (верующие), что придут после них (поколения сподвижников), будут говорить: “Господи! Прости нас и наших братьев, уверовавших до нас! Пусть не будет в наших сердцах ненависти и зависти к верующим. Господи! Поистине, Ты — Снисходительный, Милующий (поэтому Ты примешь наши мольбы)”»[2].
Что касается предпочтения некоторых сподвижников другим, то на этот счет нет прямых четких текстов, а ее детали не разъяснены, однако большинство суннитских ученых, исследовав добродетели и похвальные качества этих сподвижников, пришли к выводу, что лучшим сподвижником после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является его товарищ Абу Бакр ас-Сиддик, затем Умар аль-Фарук, затем Усман Зун-Нурайн, а затем Али ибн Абу Талиб — врата в город знаний (да будет доволен ими всеми Аллах), согласно их последовательности в принятии на себя управления великим халифатом. Однако некоторые ученые высказались о том, что данная последовательность не категорична в религии и основывается на предположениях.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Шарх Сахих Муслим» (148/15):
قال الإمام أبو عبد الله المازري: اختلف الناس في تفضيل بعض الصحابة على بعض، فقالت طائفة: لا نفاضل بل نمسك عن ذلك، وقال الجمهور بالتفضيل… واتفق أهل السنة على أن أفضلهم أبو بكر ثم عمر، قال جمهورهم ثم عثمان ثم علي، وقال بعض أهل السنة من أهل الكوفة بتقديم علي على عثمان، والصحيح المشهور تقديم عثمان… واختلف العلماء في أن التفضيل المذكور قطعي أم لا؟ وممن قال بالقطع أبو الحسن الأشعري، قال: وهم في الفضل على ترتيبهم في الإمامة، وممن قال بأنه اجتهادي ظني أبو بكر الباقلاني
«Имам Абу Абдуллах аль-Мазари сказал: “Люди разошлись во мнениях относительно предпочтительности некоторых сподвижников другим. Одна группа сказала: “Мы не даем никому предпочтения, и, напротив, воздерживаемся от этого”. Большинство ученых указали, что есть последовательность предпочтения. Ученые Ахлю-Сунна единогласны в том, что лучший из них — Абу Бакр, а затем Умар (да будет доволен ими Аллах). Большинство из них сказали, что далее идет Усман, а затем Али (да будет доволен ими Аллах). Часть ученых из Куфы сказала, что Али дается предпочтение над Усманом (да будет доволен ими Аллах).
Достоверное и общеизвестное мнение гласит, что предпочтение дается Усману (да будет доволен им Аллах). Ученые разошлись во мнениях относительно того, является ли вышеупомянутый порядок категоричным. Из тех, кто высказался о его категоричности, был Абу аль-Хасан аль-Ашари, который сказал, что порядок их предпочтения соответствует их порядку в имамстве. Из тех, кто высказался о том, что данный порядок основан на иджтихаде и предположении, был Абу Бакр аль-Бакиляни”»[3].
Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Фатхуль Бари»:
وفي الحديث تقديم عثمان بعد أبي بكر وعمر كما هو المشهور عند جمهور أهل السنة، وذهب بعض السلف إلى تقديم علي على عثمان، وممن قال به سفيان الثوري، ويقال إنه رجع عنه، وقال به ابن خزيمة وطائفة قبله وبعده، وقيل: لا يفضل أحدهما على الآخر، قاله مالك في المدونة وتبعه جماعة منهم يحيى القطان، ومن المتأخرين ابن حزم
«В хадисе отдается предпочтение Усману после Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах), как это общеизвестно среди большинства ученых Ахлю-Сунна. Некоторые саляфы посчитали, что предпочтение дается Али над Усманом (да будет доволен ими Аллах), и один из них — это Суфьян ас-Саури. Говорят, что он отказался от этого мнения. Об этом также высказался ибн Хузайма и группа ученых до и после него. Согласно другому мнению, ни одному из них не дается предпочтение над другим. Это мнение высказал Малик в книге “Аль-Мудаввана”, и за ним в этом последовала группа ученых, среди которых — Яхья аль-Каттан, а из поздних ученых — ибн Хазм»[4].
Шариатская обязанность мусульманина — не испытывать ненависти к кому-либо из сподвижников по причине прямых текстов, пришедших об этом, и по причине того, что они имели характерную особенность — находиться в обществе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), лицезреть его почтенное сияние, перенимать его высокие моральные качества и знания, а также принимать его постановления напрямую без посредника.
Ибн аль-Джаузи (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Кашф аль-мушкиль»:
محبة الصحابة شرعية، فينبغي أن تكون على وجه يأذن الشرع فيه، ومن ضروراتها إتباع المحبوب
«Любовь к сподвижникам — часть Шариата и необходимо, чтобы она была в том виде, в каком Шариат это дозволяет. Неотъемлемая особенность любви — следование за возлюбленным»[5].
Каждый мукалляф обязан придерживаться умеренности в любви к сподвижникам и не утверждать о непогрешимости кого-либо из них, воздержаться от нападков, пороча, оскорбляя и понося кого-либо из сподвижников. Желательно ему наполнять свое сердце всеми их добродетелями и похвальными качествами. Запрещено не простолюдину (аммию) погружаться в тонкости разногласий между сподвижниками и тех смут, которые произошли после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Подобное погружение обычно затягивает человека в запретное Шариатом, например, к ненависти к одному из сподвижников из-за невежества и скудности знаний.
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Аль-Иктисад»:
واعلم أنّ كتاب الله مشتمل على الثناء على المهاجرين والأنصار، وتواترت الأخبار بتزكية النبي صلى الله عليه وسلم إياهم بألفاظ مختلفة، كقوله أصحابي كالنجوم بأيهم اقتديتم اهتديتم، وكقوله: خير الناس قرني ثم الذين يلونهم، وما من واحد إلا وورد عليه ثناء خاص في حقه يطول نقله، فينبغي أن تستصحب هذا الاعتقاد في حقهم، ولا تسيء الظن بهم كما يحكى عن أحوال تخالف مقتضى حسن الظن، فأكثر ما ينقل مخترع بالتعصب في حقهم ولا أصل له، وما ثبت نقله فالتأويل متطرق إليه، ولم يجز ما لا يتسع العقل لتجويز الخطأ والسهو فيه، وحمل أفعالهم على قصد الخير وإن لم يصيبوه
«Знай, что Книга Аллаха содержит похвалу в адрес мухаджиров и ансаров, и пришли таваттуром предания, в которых Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возвышает их различными выражениями, как, например, слова: “Мои сподвижники подобны звездам; за кем бы из них вы ни последовали, вы окажетесь на правильном пути”, или: “Лучшие из людей — мое поколение, а затем те, кто после них”. В отношении каждого из них пришла индивидуальная похвала, о которой можно говорить долгое время. Необходимо придерживаться сердцем этих убеждений в отношении сподвижников и не быть о них плохого мнения, как это делается в отношении некоторых событий, что противоречит принципам хорошего мнения (хусну занн). Большинство преданий на этот счет выдуманы на основе фанатизма в отношении них и не имеют основы. А то, что установлено передачей, то в отношении этого уместно толкование, но не выходящее за рамки разумного, так как есть вероятность допущения ошибки. Также нужно вкладывать в их действия то, что они желали блага, даже если в конечном итоге у них что-то не получилось»[6].
Следовательно то, что мы видим, — это то, чего придерживается большинство ученых Ахлю-Сунна валь джама’а, а именно — предпочтение Абу Бакра, затем Умара, затем Усмана, а затем Али (да будет доволен ими всеми Аллах). И Всевышнему Аллаху известно лучше!
Источник: aliftaa.jo
[1] Коран, 9:100.
[2] Коран, 59:10.
[3] «Шарх Сахих Муслим» (148/15).
[4] «Фатхуль Бари» (16/7).
[5] «Кашф аль-мушкиль» (308/1).
[6] «Аль-Иктисад», стр. 131.
darulfikr.ru