КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (57, 58)

   Восьмидесятый хадис 

:حدثنا أبو موسى محمد بن المثنى. حدثنا محمد بن جعفر. حدثنا شعبة. حدثنا أشعث (وهو ابن أبي الشعثاء) عن أبيه عن مسروق عن عائشة قالت
كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يحب التيمُّن ما استطاع في ترجُّله وتنعُّله وطهوره

Сообщил нам Абу Муса Мухаммад ибн аль-Мусанна, которому сообщил Мухаммад ибн Джафар, которому сообщил Шу`ба, которому сообщил Аш`ас (и это Ибн Абу аш-Ша`са) от его отца от Масрука от Аиши, которая сказала: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, любил начинать с правой стороны по возможности в расчесывании волос, надевании обуви и очищении».
 

Слова «по возможности» указывают на то, что речь идет о состоянии, когда это не трудно и нет преграды для выполнения этого. В противном случае здесь не будет нежелательности.
Также факихи говорят, что в почетные места, достойные уважения, такие как мечеть, следует заходить с правой ноги, а в места грязные, такие как туалет, – с левой[1].
Для прикосновения к половому органу, для совершения истинджа, сморкания и подобных действий следует использовать левую руку[2].
Под очищением в хадисе имеется в виду малое и полное омовение.
Восемьдесят первый хадис 

:حدثنا محمد بن مرزوق (أبو عبد الله) حدثنا عبد الرحمن بن قيس (أبو معاوية) حدثنا هشام عن محمد عن أبي هريرة قال
كان لنعل رسول الله (صلى الله عليه وسلم) قِبالان وأبي بكر وعمر رضي الله عنهما، وأول من عقد عقداً واحداً عثمان رضي الله عنه«

Сообщил нам Мухаммад ибн Марзук (Абу Абдуллах)[3], которому сообщил Абдур-Рахман ибн Кейс (Абу Муавия)[4], которому сообщил Хишам[5] от Мухаммада[6] от Абу Хурейры, который сказал: «На обуви Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, было два ремешка (шнурка), а также у Абу Бакра и Умара, а Усман первым стал завязывать одним узлом».
 

Имам аль-Байджури в толковании указывает, что в этом хадисе описывается принятый во времена Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, обычай, когда сандалии завязывались двумя шнурками, и это также продолжалось во время правления Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах.
А затем обычай изменился, что указывает на то, что в ношении сандалий с одним ремешком нет нежелательности, так же, как нет нежелательности в том, чтобы носить обувь, отличную от сандалий[7].
На этом заканчивается глава об обуви Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.

[1] Ашраф аль-васаиль, с. 144.

[2] Там же.

[3] Абу Абдуллах аль-Бахили. Аль-Байджури указывает, что некоторые толкователи «Шамаиль» перепутали его с Мухаммадом ибн Марзуком аль-Басри, потому что, как указано в «Такриб», от него никто не передает в шести сборниках, а от первого передают Муслим и Ибн Маджа.

[4] Абдур-Рахман ибн Кейс ад-Дабби аль-За`арани. В «Ат-Такриб» указано, что он лживый передатчик. От него нет хадисов в шести сборниках.

[5] Хишам ибн Хассан, который известен своими хадисами от Мухаммада ибн Сирина, и поэтому он никак не выделил его, хотя пять передатчиков известны как Хишам.

[6] Мухаммад ибн Сирин. Великий табиин. Видел около тридцати сподвижников. Известен также своими толкованиями снов.

[7] Аль-Мавахиб, с. 196.

 

УРОК 58

Глава об упоминании перстня Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и в этой главе восемь хадисов.
(باب ما جاء في ذكر خاتم رسول الله (صلى الله عليه وسلم
وفيه (8) أحاديث

Восемьдесят второй хадис
:حدثنا قتيبة بن سعيد وغير واحد عن عبد الله بن وهب عن يونس عن شهاب عن أنس بن مالك قال
كان خاتم النبي (صلى الله عليه وسلم) من ورق وكان فصه حبشياً«

Сообщил нам Кутейба ибн Саид и другие от Абдуллаха ибн Вахба от Юнуса от Ибн Шихаба от Анаса ибн Малика: «Перстень Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, был из серебра, а его сердцевина была эфиопской».
Имам аль-Байджури говорит:
«Ибн аль-Араби сказал: «Ношение колец – это обычай прошлых общин, а также это Сунна в Исламе». Ибн Джамаа и другие сказали: «Люди носили кольца: как саляфы, так и халяфы – без порицания. Также Сунна будет достигнута, если человек возьмет кольцо у кого-то поносить или арендует, но ближе к Сунне будет ношение своей собственности».
Аз-Зейн аль-Ираки сказал: «Точно неизвестно, каким было кольцо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям: было оно четырехугольным, треугольным или овальным. И практика людей в этом вопросе различается»[1].
Что касается указания в хадисе на то, что перстень Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, был из серебра, то среди факихов существует разногласие, можно ли носить кольца из других металлов, таких как железо или сталь[2].
Также есть разногласие среди факихов насчет того, носить кольцо – сунна для всех или лишь для тех, кто нуждается в этом, например, правителей или судей, которые используют перстни, чтобы ставить штамп.
Ибн Абидин, рахимахуллах, в «Хашият» указывает, что если у человека нет нужды в перстне, то лучше не носить его[3].
Восемьдесят третий хадис 

:حدثنا قتيبة. حدثنا أبو عوانة عن أبي بشر عن نافع عن ابن عمر
.«أن النبي (صلى الله عليه وسلم) اتخذ خاتماً من فضة، فكان يختم به ولا يلبسه«
.قال أبو عيسى: أبو بشر: اسمه جعفر بن أبي وحشي

Сообщил нам Кутейда от Абу Аввана от Абу Бишра от Нафиа от ибн Умара: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, носил перстень из серебра. И он ставил им печать, но не носил его».
Абу Иса сказал: «Абу Бишр: его имя – Джафар ибн Абу Вахши». 

Имам аль-Байджури[4] приводит от Ибн Сейиид-н-наса, рахимахуллах, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, стал носить перстень, по одному риваяту, в седьмом году хиджры, а по другому – в шестом.
А что касается слов «и он ставил им печать, но не носил его», то внешний смысл противоречит тому, что будет сказано в следующих хадисах о том, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, носил перстень на правой руке.
Имам аль-Байджури[5], рахимахуллах, указывает на два возможных толкования:
Либо у Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, было два перстня: один – для печати, а другой – для ношения.
Либо Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не носил его часто, чтобы не казалось, что это совершалось для красоты.

[1] Аль-Мавахиб, с. 197.

[2] Аль-Мавахиб, с. 198.

[3] «Хашият» Ибн Абидина, 6/359.

[4] Аль-Мавахиб, с. 198.

[5] Аль-Мавахиб, с. 199.



Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует, ин ша Аллаh.

_______________________________

Azan.kz

Добавить комментарий