КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (53, 54)

  (باب ما جاء في خف رسول الله (صلى الله عليه وسلم) وفيه (حديثان


Глава о хуффах Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и в ней два хадиса.

Шестьдесят девятый хадис
:حدثنا هناد بن السّري. حدثنا وكيع عن دَلْهَم بن صالح عن حُجير بن عبد الله عن ابن بريدة عن أبيه
«أن النجاشي أهدى للنبي (صلى الله عليه وسلم) خفين أسودين ساذجين فلبسهما ثم توضأ ومسح عليهما«.

Сообщил нам Ханнад ибн ас-Сари, которому сообщил Ваки от Дальхама ибн Салиха[1] от Худжейра ибн Абдуллаха от Ибн Бурейда от его отца[2]: «Наджаши подарил Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, полностью черные хуффы. И он их надел, совершил омовение и протер их».
В этом даре Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, были еще плащ и брюки (саравиль)[3].
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сразу же надел эти хуффы, как они до него дошли.
Имам аль-Байджури отмечает, что это указывает на желательность сразу же надевать подаренное, показывая тем самым, что тебе понравился подарок и ты им доволен[4].
Также в этом хадисе содержится указание на то, что можно принимать подарки от немусульман, потому что Наджаши был тогда еще христианином и пока не принял Ислам[5].

Семидесятый хадис
:حدثنا قتيبة بن سعيد حدثنا يحيى بن زكريا بن أبي زائدة عن الحسن ابن عياش عن أبي إسحاق عن الشعبي قال: قال المغيرة بن شعبة
«أهدى دِحية للنبي (صلى الله عليه وسلم) خفين فلبسهما، وقال إسرائيل عن جابر عن عامر وجُبّة فلبسهما حتى تخرقا لا يدري النبي (صلى الله عليه وسلم) أذَكِيّ هما أم لا«.
.قال أبو عيسى وأبو إسحاق هذا هو أبو إسحاق الشيباني واسمه سليمان

Сообщил нам Катада ибн Саид, которому сообщил Яхья ибн Закария ибн Абу Заида от аль-Хасана ибн Ияша[6] от Абу Исхака от аш-Ша`би, который сказал: «Аль-Мугира ибн Шу`ба сказал: «Дихья[7] подарил Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, хуффы, и тот их сразу надел»». И Исраиль[8] передал от Джабира от Амира[9]: «А также
[он подарил] джуббу, которую тот сразу же надел. И они порвались. И Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, не знал, это кожа зарезанного животного или нет».
Абу Иса [ат-Тирмизи] сказал: «Абу Исхак – это Абу Исхак аш-Шайбани, и его имя – Сулейман».

«И они порвались» –
имеется в виду, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, носил подарок, пока тот не порвался. Это может относится либо только к хуффам, либо к хуффам и джуббе.

«…не знал, это кожа зарезанного животного или нет» -
то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, надел их, указывает на то, что основа в одежде – чистота[10].
Также в этом хадисе мы видим один из методов передачи хадиса, которым отличается имам ат-Тирмизи, – это он поясняет имена передатчиков, если их можно перепутать. В конце хадиса имам ат-Тирмизи поясняет, что Абу Исхак – это не Абу Исхак ас-Саби`и, как можно подумать, а аш-Шайбани.

[1] Передает от аш-Ша`би и других. Хадисы от него приводят Абу Дауд, Тирмизи и Ибн Маджа.

[2] Бурейда.

[3] Аль-Мавахиб, с. 181.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Хадисы от него также приводит имам Муслим.

[7] Дихья аль-Кальби.

[8] Имам ат-Тирмизи не передает напрямую от Исраиля, и он опустил упоминание своего шейха.

[9] Это аш-Ша`би.

[10] Аль-Мавахиб, с. 183.

УРОК 54

 

 

(باب ما جاء في نعل رسول الله (صلى الله عليه وسلم 
وفيه (11) حديثاً

Глава об обуви Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в которой одиннадцать хадисов.

Семьдесят первый хадис
:حدثنا محمد بن بشار. حدثنا أبو داود الطيالسي. حدثنا همام عن قتادة قال قلت لأنس بن مالك
كيف كان نعل رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ؟ قال: لهما قِبالان«

Сообщил нам Мухаммад ибн Башшар, которому сообщил Абу Дауд ат-Таялиси, которому сообщил Хаммам от Катады, который сказал: «Я спросил Анаса ибн Малика: «Какой была обувь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям?» И он сказал: «На них было два ремешка»».
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часто носил сандалии, о которых и говорится в этом хадисе, и на них было два ремешка для завязывания.
Но также имам аль-Байджури[1] указывает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, иногда ходил и без обуви, особенно когда посещал кого-то.
Также на это указал имам аль-Ираки в свой известной поэме о сире:
يشمي بلا نعل و لا خف إلى عيادة المريض  حوله الملا

Он идет без хуффов и обуви навестить больного.
Также ибн аль-Байджури указывает, что в арабском языке существует разница между хуффами, о которых речь шла в прошлой главе, и обувью, о которой будет идти речь в этой главе[2].
Семьдесят второй хадис
:حدثنا أبو كريب محمد بن العلاء. حدثنا وكيع عن سفيان عن خالد الحذاء عن عبد الله بن الحارث عن ابن عباس قال
كان لنعل رسول الله (صلى الله عليه وسلم) قبالان مَثنى شراكهما»

Сообщил нам Абу Курейб Мухаммад ибн аль-Аляя, которому сообщил Ваки от Суфьяна[3] от Халида аль-Хазаъ[4] от Абдуллаха ибн аль-Хариса от Ибн Аббаса, который сказал: «На обуви Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, было два ремешка».
Семьдесят третий хадис
:حدثنا أحمد بن منيع. (ويعقوب بن إبراهيم) حدثنا أبو داود أحمد الزبيري. حدثنا عيسى بن طهمان قال
أخرج إلينا أنس بن مالك نعلين جرداوين لهما قِبالان، قال فحدثني ثابت بعد عن أنس أنهما كانتا نعلي النبي (صلى الله عليه وسلم)»

Сообщили нам Ахмад ибн Муни и Якуб ибн Ибрахим[5], которым сообщил Абу Дауд аз-Зубейри, которому сообщил Иса ибн Тахман[6], который сказал: «Анас ибн Малик вынес нам сандалии из кожи, на которой не было никаких волос, [и на них] было два ремешка. И он сказал: «Сообщил мне Сабит – после «от Анаса», – что это были сандалии Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям».

[1] Аль-Мавахиб, с. 184.

[2] Там же.

[3] Некоторые сказали, что это Суфьян ас-Саури, а не Ибн Уейна, потому что он не передавал хадисы от Халида. Некоторые сказали, что это Ибн Уейна.

[4] Великий табиин.

[5] Достойный доверия. Передает много хадисов (муксир).

[6] Хадисы от него встречаются у Бухари. Известен хадисами от Анаса.


Абу Али аль-Ашари, хафизахуллах

Продолжение следует, ин ша Аллаh.

_______________________________

Azan.kz

Добавить комментарий