Первый азан – призыв к молитве
Вначале для того, чтобы сообщить мусульманской общине о наступлении времени совершения намаза, использовали слова: «На намаз, на намаз!» Позднее же Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) был преподнесен Азан.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совещался со своими асхабами о том, в какой форме должен осуществляться призыв людей к молитве. Некоторые из асхабов предложили:
– Давайте, когда наступает время намаза, вывешивать флаг, и пусть мусульмане, увидев его, извещают друг друга.
Однако нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) предложение не понравилось. Кто-то предложил трубить в иудейскую трубу.
Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не понравилось и это предложение. Он сказал:
– Это инструмент иудеев.
Был обсужден также вариант со звонящим колоколом. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Это дело христиан.
После обсуждения Абдуллах бин Зейд (радыйаллаху анху),[1] переживая о том же самом, что и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), озабоченный теми же думами, что и Он, направился к себе. Когда он пребывал в состоянии между сном и явью, ему был пожалован «Азан Мухаммада» – призыв к молитве в Исламе. Тотчас придя к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он сказал Ему:
– Когда я находился между сном и явью, кто-то пришел и обучил меня азану.
Благочестивому Умару (радыйаллаху анху) приснился тот же сон.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– О Биляль! Вставай и действуй сообразно словам Абдуллаха бин Зейда! Претворяй их в жизнь!
Биляль (радыйаллаху анху), сделав все в точности так, как сказал Абдуллах, прочел азан. Так азан стал важной Сунной. Ибо он подкреплен вещим сном, Сунной Пророка и Божественным откровением. В 58-ом аяте Суры «Аль-Маида» сказано:
وَإِذَا نَادَيْتُمْ إِلَى الصَّلاَةِ
Значение: «Когда же вы [азаном] призываете к молитве…»
Несмотря на то, что азан был установлен через Абдуллаха бин Зейда, наш Господин Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) был основной причиной этого ниспослания, ибо Он удостаивался Божественных откровений и сокровенных знаний Всевышнего Аллаха. После утверждения Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) азан стал законным, и с его помощью людей стали созывать в мечеть для совершения намаза всей общиной. Свету Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) не пришелся по душе ни один из предложенных способов призыва к намазу. Азан же Он принял с чувством огромного удовлетворения. Ибо азан в лаконичной и выразительной форме излагает постулаты Ислама: об Аллахе, Пророке, поклонении и образе жизни, связывая их тесными узами. Следовательно, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отдал предпочтение самому идеальному способу призыва к молитве.
Когда Биляль Хабаши (радыйаллаху анху) прочел азан в первый раз, то этот величественный призыв к намазу, прозвучав в одном конце Медины, достиг другого его края. Небеса отозвались эхом на звуки азана. Мумины, пребывая в радостном воодушевлении, поспешили в мечеть. Азан, будучи определен как твердое правило в аятах Корана и хадисах, продолжает оставаться благородным призывом к совершению намаза вот уже более 1400 лет. Это интернациональный призыв к молитве. Поэтому его нельзя читать ни в каком другом виде, кроме как в оригинальном. Он словно священный напев небес. Прекрасное художественное описание азана содержится в одном из стихотворений поэта Яхьи Кемаля:
Ты – повеление громкое. Ты – высочайший приказ.
Небеса освещаются светом сотен тысяч минаретов,
И все души слушают слова «Аллаху Акбар»,
Когда азан Мухаммада достигает Трона – Арша.
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Когда вы слышите звуки азана, то повторяйте вслед за муэдзином все, что он говорит, слово в слово. Затем произнесите молитву за меня. Ибо тех, кто произнесет ее, Аллах благословит десятикратно. Затем просите для меня у Аллаха «Василя». Это такая степень в Раю, которой удостоится только один из рабов Аллаха. Я надеюсь, что Я удостоюсь ее. За того, кто станет просить у Аллаха «Василя» для меня, мое заступничество будет обязательно».[2]
А еще Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в другом своем славном хадисе сообщил, что человек, повторяющий за муадзином слова азана, попадет в Рай.[3]
Вот что изволил сказать Он по поводу молитвы-дуа, которую следует прочитать после азана:
«Я непременно стану в Судный День заступником тому, кто, услышав азан, обратится к Аллаху со следующей мольбой:
«О Господь этого совершенного призыва и намаза! Дай Пророку Мухаммаду удостоиться степени «Василя». Воскреси его удостоившимся степени «Макаму Махмуд», которую Ты обещал ему».[4]
Есть немало хадисов о благодати азана, Божественного призыва. Таковы некоторые из них:
«Есть две молитвы-дуа, которыми никогда не следует пренебрегать, от совершения которых отказываются очень редко. Это молитва, совершаемая после азана, и молитва-дуа во время джихада ради Аллаха, когда люди вступают в схватку с врагами».[5]
«Если бы люди знали о том, какие воздаяния ждут их за совершение намаза в первом ряду и за чтение азана, то они были бы вынуждены бросать жребий за право совершить это, и они, несомненно, так бы и поступали!»[6]
«В то время, когда звучит азан, шайтан, громко испуская ветры, удаляется туда, где он не слышит его. Когда азан заканчивается, он возвращается назад. С началом призыва к намазу он вновь удаляется, а по завершении его, вернувшись и находясь между человеком и его сердцем, начинает пробуждать в нем сомнения, беспокойства о том, что прежде не возникало у него даже в мыслях, говоря: «Вспомни это, думай об этом!» Так что человек, обманутый им и введенный им в заблуждение, приходит в такое состояние, что не может даже вспомнить о том, сколько ракятов намаза он выполнил».[7]
[1] Абдуллах бин Зейд бин Асим Аль-Ансари (радыйаллаху анху) завоевал одобрение нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), он находился рядом и защищал Его во время сражения Ухуд. В этой войне не только Абдуллах, но и вся его семья продемонстрировали свой героизм. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) вознес Аллаху молитву, прося Его о том, что они были его соседями в Раю. Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) частенько в доме Абдуллаха бин Зейда совершал омовение и намаз. Абдуллах бин Зейд Аль-Ансари (радыйаллаху анху) был одним из асхабов, восхищавшихся Посланником Аллаха и любившим его. Благородный Абдуллах (радыйаллаху анху), потрясенный известием о кончине Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), произнес следующую молитву: «О мой Аллах! Сделай меня незрячим, чтобы я отныне не мог видеть никого после единственно любимого Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)». После того, как он произнес это дуа, он в то же мгновение ослеп. (Куртуби,V , 271.). Абдуллах (радыйаллаху анху) пал вместе с двумя своими сыновьями смертью мученика за веру (шахида) в битве, известной как «Харра».
[2] Муслим «Салят», 11; Абу Дауд «Салят», 36\523.
[3] Муслим «Салят», 12.
[4] Бухари «Азан»; Абу Дауд «Салят», 37/529.
[5] Абу Дауд «Джихад», 39/2540.
[6] Бухари «Азан», 9, 32; Муслим «Салят», 129.
[7] Бухари «Азан», 4; Муслим «Салят», 19.