Поощрение совершения коллективных намазов
Одной из важных основ Ислама является общественное воспитание. Начинается оно с выполнения намаза всей общиной. Это – первый основной столп и благочестивое праведное дело, дающее Исламской общине возможность выстоять. Там, где совершается коллективный намаз, там начинает постигаться духовная и социальная структура Ислама, устанавливается единство и сплоченность. Посещение мечети в пятничный день для совершения совместного намаза считается одним из признаков верующего.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если вы увидите, что кто-то имеет привычку ходить в мечеть, то свидетельствуйте о том, что он верующий. Ибо, Всевышний Аллах сказал:
إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللّهِ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ
Значение: «Только тот посещает мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха». (Сура «Тавба», 18)[1]
Значит, посещение мечетей и духовное оживление их пространства путем коллективных молитв является в высшей степени важной обязанностью раба Аллаха, в такой же степени, как и приведение мечетей в надлежащий вид, благоустройство их с материальной точки зрения.
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) сказал:
«Поистине, в мире вызывают печаль четыре вещи:
Коран, находящийся в памяти тирана и деспота.
Мечеть, находящаяся в районе проживания мусульман, в которой не совершают намазов.
Мусхаф-Коран, находящийся в доме на стене, но не читаемый.
А также состояние благочестивого верующего – мумина, живущего в скверном коллективе».[2]
Всевидящий Аллах придает громадное значение выполнению намаза общиной. Он велел совершать коллективные намазы даже воинам во время военных компаний, изволив дать инструкции по их выполнению в Священном Коране.
Рассказывает Абу Хурайра (радыйаллаху анху):
«Во время военного похода во главе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) мы остановились на ночлег между Даджнаном и Усфаном.
Язычники сказали:
– У них есть один намаз, который дороже им собственных отцов и детей, – это предвечерний намаз (Аль-Аср). Готовьтесь и атакуйте их всех сразу!
В связи с этим Джабраиль (алейхиссалям), явившись к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), принес 102-ой аят Суры «Ан-Ниса», объясняющий порядок совершения намаза во время войны».[3]
То есть, каковы бы ни были условия, мусульманам не дозволено откладывать намаз и отказываться от его коллективного совершения.
Вот некоторые из славных хадисов нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), поощряющие выполнения намазов коллективно:
«Намаз, совершенный совместно с общиной, в 27 раз добродетельнее, чем намаз, совершенный в одиночестве».[4]
«За каждое посещение мечети Всевышний Аллах готовит воздания в Раю тому, кто ходит туда ежедневно».[5]
«Когда кто-то из вас, сделав малое ритуальное омовение, да сделав его как следует, направится в мечеть, чтобы совершить намаз, то всякий раз, когда он поднимет свою правую ногу, Всевышний Аллах зачтет ему одно доброе деяние. И всякий раз, когда он опустит на землю свою левую ногу, Он вычеркнет одно из его злодеяний, невзирая на близость или отдаленность мечети от его дома. Если он, придя в мечеть, совершит вместе с общиной намаз, то грехи его будут прощены. Если кто-то придет в мечеть и окажется, что община уже совершила часть намаза, и он станет совершать его вместе с ними, а затем восполнит упущенные ракяты намаза, то будут действительны те же самые вознаграждения Аллаха. Если кто-то, придя в мечеть, обнаружит, что община уже совершила намаз полностью, и совершит его самостоятельно, для него действительными будут те же самые вознаграждения».[6]
«Мумин, пришедший в мечеть и дожидающийся намаза, считается находящимся в намазе».[7]
Рассказывает Абу Хурайра (радыйаллаху анху):
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Сообщить ли вам о действиях, за которые Аллах стирает грехи и возвышает степень?
Славные асхабы ответили утвердительно. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), продолжая свою речь, сказал:
– Совершать малое ритуальное омовение как следует, несмотря на трудности и неудобства, увеличивать количество шагов, проделываемых для того, чтобы добраться до мечети, и ожидать времени совершения следующего намаза после совершения первого. Вот это и есть поистине «рибат»». [8] ( Муслим «Тахарат», 41)
Йазид бин Амр (радыйаллаху анху) рассказывает:
«Однажды я пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время совершения намаза. Я сел, не приняв участия в богослужении. После завершения намаза наш Наставник (саллаллаху алейхи ва саллям), повернувшись прямо к нам и заметив меня, сидевшего в стороне, спросил:
– О Йазид! Разве ты не стал мусульманином?
Я сказал:
– Конечно же, я стал мусульманином, о Посланник Аллаха!
Тогда, он сказал мне:
– А если это так, то что же мешает тебе присоединиться к общине?
Я ответил:
– Посчитав, что вы уже совершили намаз, я совершил его дома.
В связи с этим наш Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующие слова:
«Если ты, придя на намаз, обнаружишь людей, совершающих намаз, то выполняй его вместе с ними. А если ты уже выполнил его ранее, то этот намаз будет считаться для тебя намазом-нафиль. А тот намаз, что ты совершил дома – намаз-фард».[9]
Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) не принимал никаких причин не совершать совместных молитв, если человек услышал призыв на молитву – азан.
Например, Абдуллах бин Умм Мактум (радыйаллаху анху), придя к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал:
– О Посланник Аллаха! Глаза мои незрячи, да и дом мой находится далеко от мечети. Не помогает мне и проводник. Не можешь ли ты дать мне разрешения на то, чтобы я совершал намаз дома?
Наш Наставник (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
– Ты слышишь азан?
Получив утвердительный ответ, Он сказал:
– Я не нахожу никакого повода, чтобы дать тебе разрешение не посещать коллективный намаз.[10]
По поводу добродетельности участия в совершении намаза, преодолев дальнее расстояние, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующее:
«Достойные самого высочайшего воздаяния за намаз – это люди, которые пришли для совершения намаза, преодолев дальнее расстояние. Человек, ожидающий начала намаза, желая совершить его вместе с имамом, достоин гораздо большего воздаяния, чем тот, кто, находясь дома и совершив намаз, тут же снова ложится».[11]
«Человек заслужит воздаяние за совершение намаза в мечети в той мере, насколько велико расстояние, преодоленное им от дома до мечети».[12]
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал немало различных предупреждений тем, кто не посещает мечеть для совершения коллективных намазов.
Рассказывает Убей бин Каб (радыйаллаху анху):
«Однажды после того, как мы под руководством Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершили утренний намаз, Он спросил у нас, пришел ли в мечеть для совершения намаза такой-то.
«Не пришел», — ответили ему.
Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) точно также осведомился о присутствии при совершении намаза еще какого-то мумина.
И вновь Ему ответили: «Не пришел». И тогда Он сказал:
«Конечно, этот намаз невыносимо трудный для этих двух смутьянов и лицемеров. Если бы вы знали, сколько воздаяний за этот намаз, то вы бы добрались до мечети, пусть даже и ползком. Первый ряд подобен ряду ангелов. Если бы вам была известна их добродетель, то вы поспешили бы наперегонки, состязаясь друг с другом. Благословение от намаза, совершаемого с кем-либо и воздаяние за него гораздо больше, чем за намаз, совершаемый в одиночестве. Кроме того, такой намаз превосходит намаз, совершаемый в одиночестве, ибо он приносит гораздо больше благословения и вознаграждения. Чем больше количество людей, совершающих намаз совместно, тем больше довольство Всевышнего Аллаха». [13]
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в другом своем хадисе говорит так:
«Намаз человека, живущего по соседству с мечетью, считается безупречным только в том случае, если он совершает его в мечети».[14]
Али (радыйаллаху анху), у которого спросили, кто считается живущим по соседству с мечетью, ответил:
«Всякий, кто слышит голос муадзина, призывающего к молитве».[15]
А в этих славных хадисах нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) содержатся тяжкие устрашения для тех, кто пренебрегает общиной:
«Если три человека, находясь за городом или в деревне, не совершают совместных намазов, то шайтан, окружив каждого, одолеет их. Совершайте намазы коллективно. Волк непременно схватит овцу, отбившуюся от стада».[16]
«Люди или откажутся от своего пренебрежения к коллективному намазу, или же Аллах закроет их сердца, и они станут из числа беспечных».[17]
[1] Ибн Маджа «Масаджид», 19.
[2] Дайлами, III, 108/4301.
[3] Тирмизи «Тафсир», 4/21. См. 254.
[4] Бухари «Азан», 30.
[5] Бухари «Азан», 37.
[6]Абу Дауд «Салят», 50/563.
[7] Ибн Маджа, «Масаджид», 14.
[8] «Рибат» означает обуздание страстей, стояние в дозоре на границе, совершение джихада на пути Аллаха и т.д. В аятах и хадисах «рибат» восхваляется, за это человека ждет великое воздаяние в последующем вечном мире.
[9] Абу Дауд «Салят», 56/577.
[10] Абу Дауд «Салят», 46/552.
[11] Бухари «Азан», 31.
[12] Абу Дауд «Салят», 48/556.
[13] Абу Дауд «Салят», 47/554.
[14] Ибн Аби Шейба, I, 303.
[15] Байхаки «Ас-Сунануль-Кубра», III, 57.
[16] Абу Дауд «Салят», 46/547.
[17] Ибн Маджа, «Масаджид», 17.