Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

ка15  Асхабы суффа. Школа науки и познания

 

К одной стороне Мечети Пророка была пристроена открытая терраса – суффа, покрытая сверху ветвями финиковых пальм.[1] Там жили одинокие, бездомные, нищие мусульмане, которых называли «асхабы суффа» или «ахлю суффа».[2] Число их менялось, когда кто-то из них женился, уезжал, переселялся в какое-нибудь другое место или умирал. Временами количество их увеличивалось, а временами – уменьшалось. Были моменты, когда число их достигало 70-ти.  В некоторых источниках упоминаются имена более сотни асхабов, которых считают принадлежащими к ахлю суффа. Средствами к существованию их обеспечивал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он просил, чтобы зажиточные асхабы помогали им.

Абу Хурайра (радыйаллаху анху), бывший из числа асхабов суффа, говорил:

«Ахлю суффа – это гости Ислама. Не было у нас ни крова, ни имущества, ни семей. При поступлении пожертвований (садака), наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) передавал все нам, ничего не забирая себе. Если ему что-то преподносили в дар, то он, взяв кусочек, остальную часть отправлял асхабам суффа. Вот так он делился с нами полученными подарками».[3]

А еще Абу Хурайра (радыйаллаху анху) сказал:

«Я видел 70 человек из ахлю суффа. Ни на ком из них не было платья, прикрывавшего полностью его тело. Это был или передник, прикрывавший их ноги, или плащ до пояса. Свои одежды они завязывали узлом на шее, часть их доходила до икр, а часть – до пяток. А для того, чтобы не было видно их срамных мест, они подбирали полы своей одежды руками».[4]

Фадаля бин Убейд (радыйаллаху анху) сказал:

«При совершении намаза под руководством Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) некоторые из асхабов падали в обморок, не сумев устоять на ногах от бессилия, являвшегося следствием голода. То были асхабы суффа.

Бедуины, пришедшие из пустыни, увидев состояние асхабов суффа, говорили: «Это безумцы!»

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), завершив намаз, подходил к лишившимся чувств асхабам и, утешая их, говорил:

«Если бы вы знали, что для вас уготовил Всевышний Аллах, то вы пожелали бы стать еще более бедными и нуждающимися».[5]

Абдуррахман бин Абу Бакр (радыйаллаху анху) передает следующее событие:

«Асхабы суффа были в высшей степени бедными людьми. Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел:

«Пусть те из асхабов, у кого есть еда на двоих, любезно пригласят, попросив оказать им честь быть третьим, одного из асхабов суффа. Те же, у кого есть еда на четверых человек, пусть любезно пригласят пятого или даже шестого из асхабов суффа!»

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), пригласив десять человек в свой Счастливый дом – хана саадат, угощал их. Мой отец Абу Бакр (радыйаллаху анху) привел к нам домой трех человек.

Клянусь Аллахом! После каждого съеденного кусочка еда все прибавлялась и прибавлялась. В результате гости утолили голод, а еды осталось на столе больше, чем когда ее только подали на стол. Абу Бакр (радыйаллаху анху) взглянул на еду и, обращаясь к своей супруге, сказал:

«О дочь рода Фираса! Что это?»

А она ответила:

«Клянусь светом моих очей, что еды сейчас больше в три раза!».[6]

Эта картина является примером воплощенного изобилия, которое принесли искренность, чистая любовь и щедрость. Асхабы суффа трудились, когда находили работу, в остальное же время они были заняты богослужениями и получением знаний. Те из них, кто был достаточно силен, выполняли всякую работу, какую только могли выполнить. Принося с гор вязанки хвороста на своих спинах или таская воду, они на вырученные деньги покупали еду для своих товарищей.[7] 

Стремясь быть честными, добропорядочными людьми с чувством собственного достоинства, они избегали совершать поступки, наносящие ущерб их личностям. Они не просили ничего у кого-либо. Асхабы суффа были усердными слушателями, постоянно посещающими собрания Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он находился ближе всех к Источнику веры, а они были ближе всех к Нему. Поэтому их обучение и воспитание было стремительным и быстрым. Помимо Благородного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), их учителями были ученые асхабы Убей бин Каб, Ибн Масуд, Муаз бин Джабаль и Убада бин Самит (радыйаллаху анхум).

Асхабы суффа получали ускоренно знания высочайшего уровня. Главным образом из их среды вышли асхабы муксирун, которые передали наибольшее количество хадисов.

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) говорил:

«Люди изумляются, говоря: «Абу Хурайра передает очень много хадисов». В то время, когда наши братья Мухаджиры были заняты торговлей на базарах и рынках, а братья Ансары трудились на полях и в садах, занимаясь сельским хозяйством, Абу Хурайра находился рядом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), довольствуясь лишь пропитанием. Он стал свидетелем того, чему другие не были очевидцами, учил наизусть и запоминал то, что они были не в состоянии выучить и запомнить».[8]

Делегации, прибывавшие на короткий срок в Медину для изучения Ислама, пополняли свои знания об Исламе, встречаясь со Светом Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) и беседуя с асхабами суффа. Если возникала необходимость послать наставника для обучения религии недавно принявших Ислам племен, находившихся за пределами Медины, его выбирали из среды асхабов суффа, основываясь на их заслугах и добродетелях. Асхабы суффа среди всех асхабов занимают почетное и высокое положение после Хулафа-и рашидин (праведных халифов), Ашар-и мубашшара – десятерых асхабов, еще при жизни получивших благую весть о своем месте в Раю и Асхаб-и Бадр – воинов, участвовавших в битве при Бадр. Всевышний Аллах восхвалял их в Своих аятах:

 

لِلْفُقَرَاء الَّذِينَ أُحصِرُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ

لاَ يَسْتَطِيعُونَ ضَرْباً فِي الأَرْضِ يَحْسَبُهُمُ

الْجَاهِلُ أَغْنِيَاء مِنَ التَّعَفُّفِ تَعْرِفُهُم بِسِيمَاهُمْ

لاَ يَسْأَلُونَ النَّاسَ إِلْحَافاً وَمَا تُنفِقُواْ مِنْ خَيْرٍ

فَإِنَّ اللّهَ بِهِ عَلِيمٌ

 

Значение: «[Вы подаете милостыню] беднякам, которые целиком посвятили себя делам во имя Аллаха и поэтому не могут перемещаться по земле [чтобы заниматься торговлей]. Невежда считает их богачами, так как они из скромности не попрошайничают. Ты узнаешь их по приметам: они не просят милостыни с наглым вымогательством. Аллах знает о том, что вы тратите из своего добра [во имя Аллаха]. (Сура «Аль-Бакара», 273)

Хаббаб (радыйаллаху анху) передает:

«Акра бин Хабис и Уйайна бин Хисн высокомерные, надменные язычники, явились к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и обнаружили Его сидящим в обществе нищих мусульман Биляля, Сухайба, Аммара и Хаббаба (радыйаллаху анхум). Относясь унизительно, с презрением к мусульманам, в чьем окружении находился наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), они сказали Ему:

– Мы желаем, чтобы Ты назначил для нас другое собрание. Пусть таким образом арабы поймут, что мы стоим выше их. Как Тебе известно, к нам приезжает целый ряд послов и делегаций из арабских племен. Мы стыдимся того, что они увидят нас в обществе этих рабов. Поэтому удаляй их от Себя, когда мы будем приходить к Тебе. Когда наши с тобой дела закончатся, если хочешь, можешь опять сидеть с ними отдельно от нас.

Посланник  Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) согласился, ответив:

Хорошо!  

Они же сказали ему:

– Этого недостаточно. Зафиксируй это для нас на бумаге.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) позвал Али (радыйаллаху анху) и попросил листок бумаги. Мы сидели в углу. В это мгновение Джабраиль (алейхиссалям) сообщил следующие священные аяты:

 

وَلاَ تَطْرُدِ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ

وَجْهَهُ مَا عَلَيْكَ مِنْ حِسَابِهِم مِّن شَيْءٍ وَمَا مِنْ حِسَابِكَ

عَلَيْهِم مِّن شَيْءٍ فَتَطْرُدَهُمْ فَتَكُونَ مِنَ الظَّالِمِينَ

 

Значение:«Не прогоняй тех, кто взывает к Господу своему и утром и вечером, стремясь к Его благоволению. Ты не в ответе за них нисколько, и они не в ответе за тебя нисколько, и не следует тебе прогонять их, чтобы не оказаться [в числе] обидчиков». (Сура «Аль-Ан’ам», 52)

 

وَكَذَلِكَ فَتَنَّا بَعْضَهُم بِبَعْضٍ لِّيَقُولواْ أَهَـؤُلاء مَنَّ اللّهُ

عَلَيْهِم مِّن بَيْنِنَا أَلَيْسَ اللّهُ بِأَعْلَمَ بِالشَّاكِرِينَ

 

«И Мы так испытывали одних людей другими, что [богатые Курайшиты, указывая на бедных] спросили [с издевкой]: «Неужели этим-то Он и оказал благоволение среди нас?» А разве Аллах не лучше всех знает, кто [Ему] благодарен?» (Сура «Аль-Ан’ам», 53)

 

 

وَإِذَا جَاءكَ الَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِآيَاتِنَا فَقُلْ سَلاَمٌ عَلَيْكُمْ كَتَبَ

رَبُّكُمْ عَلَى نَفْسِهِ الرَّحْمَةَ

 

«Когда к тебе [о Мухаммад!] приходят те, кто уверовал в Наши знамения, ты говори им: «Мир Вам! Ваш Господь предписал самому Себе Милость [по отношению к людям]»».  (Сура «Аль-Ан’ам», 54)

 

Гордость Миров (саллаллаху алейхи ва саллям), оставив в стороне листок бумаги, который он взял, чтобы  написать текст договора, позвал нас к Себе. Когда мы подошли к Нему, Он сказал:

Мир вам! Ваш Господь обещал проявить милость вам.

Мы приблизились к Нему, приблизились настолько, что наши колени касались его колен. После ниспослания этого аята мы стали продолжать сидеть рядом с нашим Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), как и прежде. Однако Он, когда хотел, вставал и уходил от нас. И только после того, как был ниспослан 28 аят Суры «Аль-Кахф», Пророком Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) перестал действовать подобным образом.

 

وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ

يُرِيدُونَ وَجْهَهُ وَلَا تَعْدُ عَيْنَاكَ عَنْهُمْ تُرِيدُ زِينَةَ الْحَيَاةِ

الدُّنْيَا

 

«Так терпи же вместе с теми, которые утром и вечером взывают к Господу своему, истово молят о Его благоволении. Не отвращай своего взора от них, стремясь к благам этого мира». (Сура «Аль-Кахф», 28)

Позднее мы стали действовать более внимательно. Когда проходило достаточно времени с момента начала наших бесед, мы, ведя себя вежливо и тактично, начинали вставать, опережая Посланника  Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и Он мог спокойно уходить».[9]

После ниспослания этого аята Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), тотчас встав со своего места, пустился на поиски тех нищих асхабов. Он обнаружил их позади мечети, молящимися Аллаху, и сказал им:

«Слава Аллаху, повелевшему мне проявлять терпение вместе с этими людьми из моей общины до тех пор, пока Он не возьмет мою душу! Отныне и жизнь моя, и смерть моя с вами!».[10]

Абу Саид (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Я сидел вместе с группой бедняков из числа Мухаджиров. Часть их, не имея одежды, прикрывающей полностью их тела, пыталась укрыться в тени других. Кто-то читал нам Коран. В это время неожиданно появился Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и остановился рядом с нами. Человек, читавший Коран, прекратил чтение, увидев Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который, поприветствовав нас, спросил:

Что вы делаете?

Мы ответили: 

– О Посланник Аллаха! Он, наш учитель, читает нам Коран. Мы же слушаем Книгу Всевышнего Аллаха.

На это Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Слава Аллаху, создавшему среди людей моей общины тех, с кем мне велено быть терпеливым![11]

Затем Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), как равный с нами, сел в середину и, показав жестом, сказал нам:

Сделайте круг!

Мы образовали круг, в центре которого находился Он. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил нам следующее радостное известие:

О испытывающие нужду бедняки! С радостной доброй вестью вас! Сообщаю вам о том, что в день Страшного Суда вас ждет светлая новость! Вы войдете в Рай на полдня раньше богатых людей! Эти полдня (по сравнению с днями на земле) составят 500 лет!»[12]

 

 

[1] Суффа – это выражение, обозначающее место для сидения, типа террасы, имеющееся в домах и особняках. Со временем в турецком языке стало употребляться в значении софы.

[2] Ибн Сад, I, 255.

[3] Бухари «Рикак», 17.

[4] Бухари «Салят», 58.

[5] Тирмизи «Зухд», 39/2368.

[6] Бухари «Мавакыт», 41; «Манакыб», 25; «Адаб», 87-88; Муслим «Ашриба», 176-177.

[7] Бухари «Магази», 28; «Джихад», 9; Ибн Сад, III, 514.

[8] Бухари «Ильм», 42.

[9] Ибн Маджа «Зухд», 7; Табари «Тафсир», VII, 262-263.

[10] Вахиди, стр. 306.

[11] Говоря эти слова, наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) имел в виду упомянутый ранее 28-ой аят Суры «Аль-Кахф», в котором Всевышний Аллах велел Пророку относиться весьма деликатно к бедным людям, принявшим Ислам первыми, терпеливо вместе с ними переносить все беды, несчастья и невзгоды, происходящие с ними.

[12] Абу Дауд «Ильм», 13/3666.

от admin

Добавить комментарий