Шестой год пророчества
Требование вернуть обратно мухаджиров, предъявленное Негусу Курайшитами
Язычники Курайш, не придававшие большого значения первому переселению мусульман в Эфиопию, получив известие о прекрасном приеме, оказанном там мухаджирам, запаниковали. Они думали о том, что в случае распространения Ислама во все стороны, процесс этот будет невозможно остановить, предотвратив его. Приняв решение об обращении к Негусу с требованием вернуть мусульман назад, они немедленно отправили в Эфиопию Абдуллаха ибн Рабиа и Амра ибн Аса с различными дарами, предназначавшимися Негусу и его командующим. После того, как Абу Талиб был уведомлен о том, что Курайшиты направили к Негусу послов с дарами, он написал хвалебную оду-касыду в честь правителя (Негуса), дабы посодействовать мухаджирам и уберечь их от интриг и козней язычников. Амр и его товарищи до встречи с Негусом преуспели в том, чтобы перетянуть на свою сторону его командующих, вручив им различные подношения. Позднее делегация язычников вручила Негусу дары, сказав ему:
«О правитель! Ряд неразумных молодых людей из нашего племени, прибыв в твою страну, укрылись здесь, найдя себе убежище. Точно так же, как они отвергли религию своих предков, они не приняли и твою религию. Они выдумали новую религию. Их родственники направили нас сюда для того, чтобы вы вернули их назад. Ибо их народ знает их и понимает их вину лучше, чем кто-либо!»
Язычники опасались того, что Негус, послушав Джафара (радыйаллаху анху) и его товарищей, попадет под их влияние. Поэтому они желали, чтобы Негус сдал им мухаджиров без суда и следствия. А командующие Негуса сказали так:
«Господин! Эти люди говорят правду! Их племена знают переселенцев гораздо лучше. Ты сдай их этим людям. Пусть они увезут их с собой на родину!»
Негус разгневался и сказал им следующие слова, велев привести к нему мухаджиров:
«Ни в коем случае! Я вовсе не собираюсь немедленно же сдать их, не выслушав их вначале! Я не могу причинить зла общине, нашедшей пристанище в моей стране, предпочтя меня другим».
Негус позвал также своих религиозных деятелей, которые уселись вокруг него с раскрытыми книгами. После того, как мухаджиры явились, Негус устроил очную ставку, во время которой обе стороны участвовали в дискуссии, пережив состояние исторического воодушевления. Комментатором мусульман был Джафар (радыйаллаху анху). Негус повернулся к главе мухаджиров и сказал:
– Курайшиты прислали послов. Они желают, чтобы вы вернулись в Мекку!
Джафар ответил правителю так:
– О правитель! Спросите у них! Мы что же, рабы, которых они требуют вернуть назад?
Негус взглянул на Амра бин Аса. Тот ответил:
– Нет! Все они свободные люди.
Беседа далее продолжалась так:
– Спросите у них, разве мы должники?
– Нет. Никто из них не задолжал никому.
– Спросите у них, разве мы убийцы, которых вызывают для того, чтобы отомстить по правилу «око за око, зуб за зуб»?
– Нет у нас такого желания.
– В таком случае, почему они хотят нашего возвращения?
Тогда Амр сказал так:
– Они отошли от веры наших предков. Оскорбляют наших идолов, издеваются над ними. Они разрушили веру нашей молодежи, разъединили наш народ. Все население Мекки разделилось на две части.
Негус в ответ на это сказал:
– Поскольку вы не приняли ни мою религию, ни религию вашего племени, то ответьте мне на следующий вопрос: «Что это за религия, которую приняли вы?»
Джафар Тайяр (радыйаллаху анху) начал свою речь так:
– О правитель! Мы были невежественным народом, который поклонялся идолам, сделанным из камня, из дерева, думая, что они божества. Мы ели мясо мертвых животных, живьем закапывали младенцев женского пола. Мы играли в азартные игры, занимались ростовщичеством. Мы относились терпеливо к прелюбодеянию и связи одной женщины с несколькими мужчинами. Мы не выполняли своих обязательств по отношению к своим родственникам. Нам были неведомы добрососедские отношения. Сильные притесняли слабых, богатые приумножали свой капитал, эксплуатируя бедняков. Нам было неизвестно, что такое право. Всевышний Аллах проявил сострадание к нам и пожелал, чтобы мы исправились. Поэтому Он послал нам Пророка, живущего среди нас. Этот Пророк происходит из благородного и безупречного рода племени. Его мы назвали именем «Аль-Амин».
Он призвал нас к единению с Аллахом. Научил нас совершать молитвы и поклоняться Ему. Избавил нас от идолов, которым поклонялись наши предки. Он отдалил нас от всего безнравственного и порочного. Он наложил запрет на пролитие крови, на азартные игры, на спиртное, ростовщичество, на ложь, а также запретил прикасаться к имуществу сирот.
Он изволил обучать нас лишь добру. Он повелел, чтобы мы были правдивы и верны данному слову, чтобы мы хорошо относились к соседям и родственникам. Он велел, чтобы мы бережно относились к чести и достоинству женщин и спасали жизнь новорожденным девочкам. Он избавил нас от дикости, сделал нас цивилизованными людьми. Поэтому Курайшиты стали нам врагами. Мы подверглись различного рода притеснениям, гонениям.
Однако, поскольку страдания наши стали невыносимыми, и мы не хотели отступать от нашей веры, мы, попросив разрешения у нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), прибыли в вашу страну, предпочтя вас всем остальным правителям. Мы нашли пристанище в вашей стране, надеясь, что здесь нас не станут притеснять!..
Негус, спокойно слушавший слова Джафара, спросил:
– Знаете ли вы наизусть какое-нибудь из Божественных откровений, посланных Пророку Аллахом?
Когда Джафар (радыйаллаху анху), ответив на его вопрос утвердительно, прочел наизусть аяты из суры «Марьям», посвященные рождению Яхьи и Исы (алейхумас салям), то Негус и его приближенные расчувствовались, заплакали. Негус сказал:
– Клянусь Аллахом! Эти слова из того же источника, откуда были ниспосланы Божественные откровения (вахий) Мусе и Исе!
Повернувшись к послам Курайшитов, он сказал:
– Я не могу вам отдать этих переселенцев!
Когда послы уходили ни с чем от Негуса, Амр сказал: «Клянусь Аллахом! Я сообщу Негусу о том, что Ису, сына Марьям, они называют рабом ,и заставлю его уничтожить их!»
На следующий день, придя к Негусу, он сказал:
– О правитель! Они говорят в адрес Исы, сына Марьям, одно очень оскорбительное слово! Если пожелаешь, то позови их и спроси у них, что говорят о нем.
Негус вновь пригласил к себе мусульман и задал им такой вопрос:
– Ну-ка, скажите мне, что вы думаете об Исе, сыне Марьям?
Джафар (радыйаллаху анху) ответил:
– Мы знаем его таким, как обучил нас наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха изволил сказать о нем следующее: «Иса – слуга Аллаха и Его Посланник. Он – Дух и Слово, внушенное Марьям, которая, оставив все, посвятила себя Аллаху!»
Негус, взяв в руку былинку, подобранную с земли, воскликнул:
– Клянусь Аллахом! Иса, сын Марьям, есть никто иной, кроме как тот, о ком вы говорите! Между тем, что вы говорите, и тем, кем является Иса, нет даже вот такой разницы! – сказав это, он показал на былинку, которую держал в руке.
Когда Негус произнес эти слова, командующие его, находившиеся поблизости, стали ворчать и роптать. Негус сказал им:
– Клянусь Аллахом! Истина такова, даже если вы ропщете!
А переселенцам — мухаджирам он сказал:
– Идите! Вы будите находиться в полной безопасности в моей стране. Тот, кто выступит против вас, будет наказан! Даже если бы мне дали гору золота, то и тогда я не захотел бы причинить вам зла. А принесенные этими двумя дары верните назад! Я не нуждаюсь в них! Если бы я был рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), то я стал бы мыть Ему ноги и служить Ему!.. (Ибн Хишам,I, 356-361; Ахмад, I, 202-203, V, 290-291; Хайсами, VI, 25-27)
Согласно тому, что сообщается нам еще в одной передаче, Негус сказал следующее:
«Я свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха, личность, о которой принес добрую весть Иса. Если бы я не находился во главе этого султаната, и на меня не были бы взвалены людские дела, то я направился бы к Нему, чтобы носить Его обувь!» (Абу Дауд «Джанаиз», 55-57/3205).
*
Джафар (радыйаллаху анху) со своим ответом представляет нам прекрасный образец того, где и как следует говорить. Особенно людям, занимающимся распространением истины – Ислама. И это всегда следует принимать во внимание. Достоин одобрения тот факт, что когда его попросили почитать аяты из Священного Корана, он прочел не какие бы то ни было, а самые подходящие и соответствующие ситуации аяты, т.е. те аяты Суры «Марьям», что связаны с Пророком Исой (алейхис салям)! Точно также привлекает внимание и то, как он, дав разумные и логичные ответы на предлоги, выдвигаемые многобожниками, прибывшими для того, чтобы вернуть назад переселенцев, говорил о том, что пришедшая к ним религия повелевает истину, право и добропорядочность. Есть великая мудрость и в том, наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выбрал именно Джафара (радыйаллаху анху) главой группы переселенцев — мухаджиров.
Этим своим действием Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) дал нам инструкцию, касающуюся того, что на людей, назначаемых руководителями, следует возлагать обязанности, отталкиваясь от их способностей, и от того, в каком месте будут они находиться. Часть эмигрировавших в Эфиопию во время второго переселения мухаджиров вернулась на родину после того, как наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) переселился в Медину, а часть – во время Худайбийского перемирия.
Последняя же группа мухаджиров, возглавляемая Джафаром (радыйаллаху анху), прибыла в Медину после завоевания Хайбара и очень порадовала Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).