Призыв нашим Господином Пророком курайшитов к Исламу с горы Сафа
Свет Бытия Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям), которому было велено начать призыв к Исламу с самых близких Ему людей, однажды, взойдя на вершину горы Сафа, обратился к племени Курайш, люди которого, приняв Его приглашение, пришли к горе. Посланник Аллаха, стоя на высокой скале, сказал им такие слова:
«О племя Курайш! Если Я вам скажу, что у подножия этой горы или в этой долине есть конные всадники неприятеля, которые готовы напасть на вас, отнять у вас ваше добро, поверите ли вы Мне?»
Ничуть не задумываясь, все ответили:
«Да, поверим! Ибо до сих пор Ты был известен нам как правдивый человек, от которого мы не слышали ни слова лжи!»[1]
Тогда Посланник Аллаха, получивший от всех без исключения пришедших туда людей признание своей правдивости, сообщил им следующую Божественную истину, сказав так:
«В таком случае, Я сообщаю вам сейчас о том, что впереди вас ждет день страшных мук, и о том, что те из вас, которые не уверуют в Аллаха, будут подвергнуты ужасным мучениям и страданиям! Я послан к вам для того, чтобы уберечь вас от тех страданий.
О Курайшиты! Мое положение не есть положение человека, который, увидев врага, испугался того, что он может причинить вред его семье, и потому спешит сообщить об этом.
О племя Курайш! Вы умрете так, как будто погрузились в сон. И воскреснете так, как будто очнулись ото сна. Несомненно то, что, восстав из могилы, вы предстанете перед Аллахом и будете нести отчет за свои земные дела и поступки. В итоге вы получите воздаяние за благие дела, совершенные вами, и за ваши богослужения в честь Аллаха. За неправедные же дела свои вы подвергнетесь наказанию и испытаете страшные муки. Награда – вечный Рай, наказание же – вечный Ад». (Бухари «Тафсир», 26; Муслим «Иман» 348-355; Ахмад, I, 281-307; Ибн Сад, I, 74, Белязури, I, 119, Самира Аз-Зайид, I, 357-359).
Никто не возразил Посланнику Аллаху (саллаллаху алейхи ва саллям) кроме дяди Его Абу Лахаба, употребившего нелицеприятные слова в адрес Посланника Аллаха. Оскорбив Его и разбив Ему сердце, он крикнул:
«Да чтобы рука Твоя отсохла! Ты для того всех нас позвал сюда?»
В ответ на такое поведение Абу Лахаба была ниспослана Сура «Таббат»:
تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ مَا أَغْنَى عَنْهُ مَالُهُ وَمَا
كَسَبَ سَيَصْلَى نَاراً ذَاتَ لَهَبٍ وَامْرَأَتُهُ
حَمَّالَةَ الْحَطَبِ فِي جِيدِهَا حَبْلٌ مِّن مَّسَدٍ
«Да отсохнут руки Абу Лахаба! Да сгинет он сам! Нет пользы ему ни от богатства, ни от того, что он приобрел. Вскоре войдет он в огонь пылающий. А жена его будет таскать дрова [для огня], и на шее у нее веревка из пальмовых волокон». (Сура «Таббат», 1-5)
(Бухари «Тафсир» 26/2, 34/2; 111/1-2; Муслим «Иман», 355).
В этом аяте упомянута супруга Абу Лахаба. Ибо она, подобно супругу своему, причинила Посланнику Аллаха очень много страданий, устилая Его путь шипами. Наряду с этим, Сура эта выражала мысль о том, что близость, заключающаяся в единстве расы и в происхождения, вовсе не является абсолютно значимой. Если что и важно, так это духовная близость, благочестие и набожность. У души нет расовой принадлежности. Раса – это качество, имеющее отношение лишь к телу. А тело уйдет в землю и превратится в прах. Ценность человека, его достоинство зависят от степени совершенства, зрелости его души. Это и есть священное качество его. Тело человека – это подобная одежде человека материальная оболочка, где находится его душа. А достоинство человека не измеряется количеством и разнообразием тканей, из которых изготовлена его одежда…
Х
В результате стараний Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) его тетушки госпожи Сафийя и Атика, а также освобожденные рабы Господина Аббаса Абу Рафий, Абу Зарр и Амр ибн Абаса стали мусульманами. Абу Зарр не поклонялся идолам даже в период джахилии. Он так рассказывает о том, как удостоился обрести путь истинной веры (хидайя):
«Я представитель племени Гифар. Всевышний Аллах вселил в мою душу любовь к Исламу. И когда я услышал известие о том, что в Мекке появился человек, объявивший себя Пророком, я сказал брату своему Унайсу: «Иди в Мекку, поговори с человеком, который говорит о том, что Ему с небес ниспосылаются откровения, вахий, и привези мне сведения о Нем!» Брат мой Унайс отправился в Мекку, встретился с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), выслушал Его слова, а затем пришел ко мне. Я спросил у него: «Ну, какие вести ты мне принес с собой?» Он ответил: «Я встретился с человеком твоей веры, который говорит о том, что Его направил Аллах!»
«Ну, а что говорят о Нем люди?» — спросил я.
Брат ответил: «Говорят, что Он – поэт, ясновидец, волшебник…»
Мой брат был поэтом, знавшим толк в поэзии. Он сказал о Посланнике Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) следующие слова:
«Мне известны слова прорицателей и ясновидцев. Его речь отнюдь не похожа на их речь. Я сравнил Его слова со словами различных стихов. Валлахи! Ни у кого язык не повернется сказать, что речь Его похожа на стихи. Он говорит абсолютную истину. А клевещущие на Него люди – это лжецы! Он повелевает только добро, благо и моральные добродетели, запрещая зло и все дурное».
Я не был удовлетворен тем, что сообщил мне мой брат. Взвалив на плечи бурдюк с водой и взяв с собой немного съестного, я, не мешкая, вышел в путь и пришел в Мекку. Я не знал Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и стеснялся расспрашивать о Нем у людей. Ожидая Его в Масджид Харам, я пил воду Замзам, утоляя свою жажду и голод. В это время ко мне подошел Али и сказал мне:
«Вы, наверное, нездешний человек?»
Я ответил ему утвердительно. Он сказал мне:
«Тогда будьте нашим гостем!»
Я отправился вместе с Али (радыйаллаху анху)…
Он даже не спросил о причине, по которой я прибыл в Мекку, опасаясь атмосферы террора, витавшей среди мекканцев. Когда наступило утро, я вновь направился к Масджид Харам. Несмотря на то, что я прождал до самого вечера, я не получил никакого известия о Нем.
Али (радыйаллаху анху) вновь, подойдя ко мне, сказал: «Вы до сих пор не знаете, куда держите путь?» Я ответил: «Нет!»
Али (радыйаллаху анху) вновь пригласил меня в гости в свой дом. Когда мы пришли в дом, он сказал мне:
«Что с тобой? В чем дело? С какой целью ты прибыл сюда?»
После того, как я взял с него слово хранить мою тайну и указать мне дорогу, я произнес: «Согласно известиям, дошедшим до нас, говорят, что здесь появился человек, утверждающий, что Он Пророк. Я прибыл сюда, чтобы встретиться и поговорить с Ним!»
Али сказал: «Ты поступил правильно, придя сюда. Этот человек – истинный Пророк. Он Пророк Аллаха. Утром последуй за мной и войди следом в тот дом, куда войду я. Если я увижу что-то подозрительное, я сделаю вид, будто поправляю свою обувь, повернувшись к стене. А ты в таком случае пройди мимо».
Я впервые поприветствовал тогда Его так, как приветствуют друг друга мусульмане, сказав Ему: «Ас-саляму алейке, о Посланник Аллаха!» Затем я задал Ему следующий вопрос: «О Мухаммад! К чему Ты призываешь людей?» Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил ответить мне так:
«Я призываю к вере в Аллаха, который Един, у которого нет Сотоварища, призываю к отрицанию идолов, а также призываю засвидетельствовать то, что я являюсь Посланником Аллаха!»
Когда Он рассказал мне об Исламе, я, немедленно приняв Ислам, стал мусульманином. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) весьма обрадовался тому, что я стал мусульманином, и на Его радостном лице появилась улыбка. Он сказал мне:
«О Абу Зарр! Теперь держи в секрете то, что произошло, и возвращайся к себе на родину!»
Я сказал: «О Посланник Аллаха! Я хочу объявить открыто во всеуслышание о своей религии!»
Посланник Аллаха ответил: «Я опасаюсь того, как бы мекканцы не причинили тебе вреда!»
Я сказал Ему в ответ: «О Посланник Аллаха! Я непременно так и поступлю. Даже если буду знать о том, что они убьют меня».
Наш Господин Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям) сдался.
Когда Курайшиты собрались в Масджид Харам, я, придя туда, громко крикнул:
«О племя Курайш! Ашхаду ан ля иляха илляллах ва ашхаду анна Мухаммадун абдуху ва расулуху! Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад Его раб и Посланник!»
Многобожники вскочили со своих мест с криками: «Человек сошел с ума! Вставайте и идите на этого вероотступника (сабиина)![2]
Многобожники избили меня тогда до полусмерти…
В это время подоспел дядя Посланника Аллаха Аббас и, загородив меня своим телом, крикнул им:
«Стыд и позор на ваши головы! О племя Курайш! Вы занимаетесь коммерцией, а путь ваш лежит через те места, где живет племя Гифар! Или вы желаете, чтобы вам отрезали путь?»
Когда наутро я пришел в Масджид Харам, все повторилось сначала…
Они оставили меня в покое, думая, что я умер. Поднявшись, я направился к Посланнику Аллаха. Наш Господин Пророк, увидев мое состояние, сказал мне: «Разве Я не предупреждал тебя?»
Я ответил Ему так: «О Посланник Аллаха! Так пожелала моя душа. И я выполнил ее желание».
Какое-то время я пробыл рядом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), а затем обратился к Нему со следующим вопросом: «О Посланник Аллаха! Как Ты велишь поступить мне?»
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил мне так:
«Когда я велю тебе, то ты сообщи истину об Исламе своему народу! И возвращайся ко Мне, когда получишь известие о том, что наша тайна стала явью!» (Бухари «Манакыбуль-Ансар», 33; «Манакыб», 10; Ахмад, V, 174; Хаким, III, 382-385; Ибн Сад, IV, 220-225).
Наш Господин Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжил призывать людей к Исламу. В сезоны паломничества (хаджа) Он постоянно посещал такие людные места, как Ярмарки Указ, Маджанна, Зульмаджаз, рассказывая об Исламе каждому, кто встречался на Его пути, будь то раб или свободный человек, бедный или знатный, сильный или слабый… Он призывал всех их поверить в то, что Аллах Един…[3]
Х
Аяты, ниспосланные в этот период пророчества Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сообщали в основном об ужасах Судного Дня.
إِنَّ عَذَابَ رَبِّكَ لَوَاقِعٌ مَا لَهُ مِن دَافِعٍ يَوْمَ تَمُورُ السَّمَاء
مَوْراً وَتَسِيرُ الْجِبَالُ سَيْراً فَوَيْلٌ يَوْمَئِذٍ لِلْمُكَذِّبِينَ
الَّذِينَ هُمْ فِي خَوْضٍ يَلْعَبُونَ يَوْمَ يُدَعُّونَ إِلَى نَارِ
جَهَنَّمَ دَعّاً هَذِهِ النَّارُ الَّتِي كُنتُم بِهَا تُكَذِّبُونَ
«Грядет кара Господа твоего неминуемо, и ничто не отвратит ее в тот день, когда небо объемлет могучим содроганием, когда горы придут в движение. Горе в тот день опровергающим [истину], которые, забавляясь, предаются словоблудию, в тот день, когда они будут низвергнуты в адский огонь. [Аллах скажет] «Это тот самый огонь, который вы не признавали»». (Сура «Ат-Тур», 7-14)
Следом за объявлением Мухаммадом Мустафой (саллаллаху алейхи ва саллям) Себя Пророком Аллаха и с началом гласного призыва людей к Исламу стали нисходить священные аяты, направленные против многобожников и их идолов:
إِنَّكُمْ وَمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ
اللَّهِ حَصَبُ جَهَنَّمَ أَنتُمْ لَهَا وَارِدُونَ
«Воистину, вы и те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, — всего лишь топливо для ада, в который вы-то и войдете». (Сура «Аль-Анбийя», 98)
قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِّثْلُكُمْ يُوحَى إِلَيَّ
أَنَّمَا إِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَاسْتَقِيمُوا إِلَيْهِ وَاسْتَغْفِرُوهُ وَوَيْلٌ
لِّلْمُشْرِكِينَ
«Отвечай [Мухаммад]: «Я всего лишь такой же человек, как и вы. Мне внушено в откровении, что ваш Бог — Бог Единый. Идите же истинным путем, просите у Него прощения. Горе многобожникам»». (Сура «Фуссылят», 6)
Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) стал порицать многобожников, поклонявшихся идолам, и говорить, что их предки, пребывавшие в неверии (куфре) и в заблуждениях, уйдя в мир иной, попали в Ад, язычники Курайша стали отвергать нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) …
Они объединились в своей ненависти и вражде против Него. Абу Талибу не удалось предпринять что-либо для защиты Посланника Аллаха.[4]
Такие свирепые и жестокие язычники, как Абу Джахиль, Абу Лахаб, Валид ибн Мугира, Умайя ибн Халяф, Ас ибн Ваил, Надр ибн Харис, Укба ибн Абу Муайт, Утба ибн Рабиа – это те злосчастные люди, которые, перейдя все границы ненависти и враждебности по отношению к Посланнику Аллаха, обрекли себя на урон, будучи подвергнуты взысканию со стороны Всевышнего Аллаха.
[1] Здесь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), прежде чем приступить к сообщению истины (таблигу), производит установление личности. Ибо люди, восхищенные характером человека, следуют за ним. И в наши дни необходимо установление общиной личности тех, кто занимается сообщением истины. Необходимо присутствие у них таких качеств, как надежность – «амин» и правдивость – «садык». Хабиб Ан-Наджар, упомянутый в Суре «Ясин», определяет личность праведных людей, занятых таблигом так, как сказано об этом в аяте:
«Последуйте за теми, кто не просит у вас вознаграждения. Ведь они – на истинном пути». (Сура «Ясин»,21)
Одновременно в аяте сказано, что сообщение истины об Аллахе должно выполняться бескорыстно, только ради Всевышнего Аллаха, и выражена необходимость того, чтобы люди, сообщающие истину об Аллахе, были бы сами людьми честными и служили бы Всевышнему Аллаху.
[2] Мекканцы называли в те времена мусульман «сабиинами». Это слово означало «вероотступники».
[3] См. Ибн Сад, I, 216-217.
[4] Ибн Сад, 1, 199.