Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

пусты1  Первые мусульмане

Первым уверовавшим в Аллаха человеком стал наш Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). В Священном Коране об этом говорится:

 

آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مِن رَّبِّهِ

 Значение: «Уверовал Посланник в то, что ниспослано ему от Господа». (Сура «Аль-Бакара», 285)

 

قُلْ إِنِّي أُمِرْتُ أَنْ أَعْبُدَ اللَّهَ مُخْلِصاً لَّهُ الدِّينَ  وَأُمِرْتُ لِأَنْ أَكُونَ

أَوَّلَ الْمُسْلِمِينَ

 

Значение: «Скажи: «Воистину, мне велено поклоняться Аллаху в искренней вере. Мне велено также быть первым мусульманином»». (Сура «Аз-Зумар», 11-12)

Уважаемая супруга Гордости Вселенной Хадиджа стала первой женщиной, принявшей Ислам вместе с Ним. Когда Господин Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), будучи подвергнут насмешкам, оскорблениям и мучениям со стороны Своих соплеменников, вернулся домой опечаленным, то Всевышний Аллах облегчил Его страдания при помощи ласковых, ободряющих, успокаивающих слов Матери Правоверных Хадиджи. Так Всевышний Аллах облегчил выполнение Пророком возложенной на Него миссии.[1] После того, как Госпожа Хадиджа приняла Ислам, дочери нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Рукийя, Умму Гульсум и Фатима также стали мусульманками.[2]

Али (радыйаллаху анху), увидев Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и Святую Хадиджу совершающими намаз, спросил у них:

«Что это?»

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему так:

«Это религия, избранная Аллахом для себя. Я призываю тебя к вере в Единого Аллаха и к служению Ему, отвергнув Лата и Уззу, от которых нет никакой пользы!»

Али (радыйаллаху анху):

«Я до сих пор ни разу не слышал об этой религии. Я не стану предпринимать что-либо, не спросив разрешения у моего отца Абу Талиба!»

Поскольку наш Господин Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) в те времена вел тайную, негласную работу по сообщению истины (таблигу), Он сказал ему так:

«Али! Если ты не желаешь стать мусульманином, держи в секрете то, о чем я тебе сообщил, и ничего не разглашай!»

Али подождал одну ночь, и Всевышний Аллах одарил его, поселив в его сердце любовь к Исламу. Наутро он отправился к Господину Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и задал Ему вопросы, связанные с религией Ислам. Вслед за этим он, немедленно выполнив распоряжение Посланника Аллаха, стал мусульманином. Али (радыйаллаху анху) в ту пору было 10 лет от роду. (Ибн Исхак, стр. 118; Ибн Сад, III, 21).

Когда наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) желал совершить намаз, они вместе с Али (радыйаллаху анху) отправлялись в долину Мекки и в стороне от людей совершали богослужения, после чего вечером возвращались домой. Так продолжалось столько времени, сколько было угодно Аллаху. Когда Абу Талиб узнал о том, что его сын и любимый племянник совершают втайне от других людей намазы, наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) призвал стать мусульманином и своего горячо любимого дядю. Абу Талиб же в ответ на этот призыв сказал Ему так:

«О сын моего брата! Я не в силах расстаться с религией моих предков, однако Ты продолжай дело, для сообщения которого Ты послан! Клянусь Аллахом! Пока я жив, никто не причинит Тебе вреда!»

А Али он сказал следующие слова:

«Дитя мое! Он призывает тебя только к добру и к благим делам! Так держись Его и никогда не расставайся с Ним» (Ибн Хишам, 1, 265).

Абдуллах ибн Масуд[3] (радыйаллаху анху) прибыл в Мекку по торговым делам, там он увидел Святую Хадиджу, Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и Али (радыйаллаху анху), которые вместе совершали таваф вокруг Каабы. Он заметил, что Святая Хадиджа в это время была одета в хиджаб. (Захаби «Сийяр», 1, 463).

Уфайф Аль-Кинди, также приехав в Мекку по торговым делам, был гостем в доме Аббаса (радыйаллаху анху). Уфайф, увидев, как наш Пророк, Хадиджа и Али совершали намаз в Каабе, спросил о них у Аббаса (радыйаллаху анху). Аббас же, рассказав ему о них, сказал:

«Клянусь Аллахом! Я не знаю никого на земле, кроме этих трех человек, кто исповедовал бы эту религию!»

Уфайф (радыйаллаху анху), удостоившись обрести путь истинной веры (хидайя), позднее говорил, сокрушаясь:

«Ах, если бы я тогда уверовал и стал бы вторым мужчиной, принявшим Ислам! Как бы Я желал стать четвертым человеком, принявшим Ислам!» (Ибн Сад, VIII, 18; Ибн Хаджар «Аль-Исаба»,II, 487).

Освобожденный раб нашего Господина Пророка Зейд ибн Хариса (радыйаллаху анху) стал мусульманином после Али… Он совершал намазы и никогда не расставался с Посланником Аллаха, пользуясь Его благотворными знаниями и служа Ему. Он посвятил всю свою жизнь Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), любя его преданно и самоотверженно. Когда вожди Таифа стали бросать камни в Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), то он, защищая Его, встал как стена между Ним и Его врагами, истекая сам кровью, за что и заслужил особую любовь нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), удостоившись также благоволения и доброжелательности с Его стороны. Заслуживает внимания следующее свидетельство Омара, касающееся любви Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) к Зейду:

Омар (радыйаллаху анху) выделил сыну Зейда Усаме 3500 дирхемов, а своему сыну Абдуллаху дал на 500 дирхемов меньше. Абдуллах, обратившись к своему отцу Омару, спросил у него:

«Почему ты относишься к Усаме лучше, чем ко мне, и превозносишь его? Ведь он не участвовал в военных кампаниях больше, чем я!»

Омар (радыйаллаху анху), продемонстрировав, наряду с несравненным чувством справедливости, присущим ему, еще и богатство своей души, и высочайшую степень смирения и скромности, дал ему следующий великолепный ответ:

«Сынок! Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) любил его отца больше, чем твоего отца. И к Усаме Он испытывал больше любви, чем к тебе. Вот поэтому я и отдал предпочтение тому, кого больше любил Посланник Аллаха, а не я». (Тирмизи «Манакыб», 39).

Как видно из этого и подобного этому примеров, славные сахабы также отдавали предпочтение тем, кого любил Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).[4]

Абу Бакр (радыйаллаху анху) был другом Пророка еще до Его пророчества. Он был свидетелем Его прекрасных моральных качеств, верности, надежности, начиная с самого Его детства. Он был убежден в том, что человек, обладавший высокой нравственностью и никогда в жизни не лгавший, не смог бы сказать слово клеветы, направленное против Всевышнего Аллаха. Поэтому когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) призвал его принять Ислам, он, без тени колебания, благосклонно принял Его предложение.[5]

Наш Господин Пророк в Своем хадисе, посвященном этой теме, сказал:

«Когда Аллах направил Меня к вам в качестве Пророка, вы вначале сказали Мне: «Ты лжец!» Однако Абу Бакр сказал: «Он говорит истину!» Затем он стал самым большим Моим помощником, пожертвовавшим и себя, и свое добро для Меня». (Бухари «Асхабу’н-Наби», 5).

Ничто не обрадовало Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так, как обрадовало Его то, что Абу Бакр стал мусульманином. Став мусульманином, Абу Бакр (радыйаллаху анху), ничуть не смущаясь, объявил всем о принятии Ислама и начал призывать остальных людей к вере в Аллаха и Его Посланника.[6]

Абу Бакр занимает исключительно важное место в жизни нашего Пророка, ибо для реализации какого-либо дела требуется наличие трех условий:

  1. Доминирующая идея.
  2. Люди, объединенные этой идеей.
  3. Материальные средства.

Доминирующая идея, содержащая принципы Ислама, была определена Божественным откровением – вахий.

Господин Абу Бакр (радыйаллаху анху) взвалил на себя две важные обязанности. То есть, объединение людей началось с него, а весь благословенный капитал этого сахаба был использован для выкупа и освобождения рабов, ставших мусульманами…

Товарищеские отношения господина Абу Бакра и нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), начавшиеся еще с их юных лет, превратились в благородную, возвышенную дружбу после того, как Всевышний Аллах поручил пророческую миссию Мухаммаду Мустафе (саллаллаху алейхи ва саллям)…

 Абу Бакр (радыйаллаху анху), наряду с тем, что стал первым из мужчин, принявших ислам, был удостоен еще такого качества, как Сыддык, благодаря тому, что у него не возникло ни на йоту сомнений по поводу религии Ислам. В последующие времена он также никогда не упускал возможности способствовать делу распространения Ислама как в духовном, так и в материальном плане, щедро используя все свое добро на пути Аллаха…

Условием любви, ее правилом является проявление любви к тем вещам, которые любимы объектом любви, подчинение своих желаний желаниям любимого, отдавая им приоритет, а также склонность приносить все в жертву этой любви. Так вот, жизнь Абу Бакра (радыйаллаху анху) была полна примерами возвышенной любви к Посланнику Аллаха, привязанности к Нему и растворению в Нем. Однажды Абу Бакр Сыддык (радыйаллаху анху), услышав о недомогании нашего Господина Султана сердец, от огорчения и сам слег в постель. Именно по причине отождествления, возникшего как результат возвышенной любви друзей друг к другу, Посланник Аллаха изволил сказать так:

«Абу Бакр – это Я, а Я – это он. Абу Бакр – мой брат и в земном, и в последующем вечном мире». (Дайлями, 1, 437).

Так изволил сказать Он, доказывая влияние состояния одного сердца на другое, а также выражая чувство солидарности двух друзей в аллегорической форме. Когда наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) находился на смертном одре, Он сказал:

«Пусть закроются все двери, кроме двери Абу Бакра!» (Бухари «Асхабун-Наби»).

Соискание такого расположения и благосклонности со стороны Посланника Аллаха является прекрасным выражением их сердечной привязанности и исключительной близости друг к другу…

Биляль Хабаши и его мать также стали мусульманами в те дни, когда Пророк Аллаха негласно призывал людей принять Ислам. Господин Биляль (радыйаллаху анху) был одним из 7-ми человек, которые открыто объявили всем о том, что стали мусульманами. Он терпел самые ужасные пытки, которым подвергали его, дабы он отрекся от своей веры. Когда его силой принуждали к отречению и отступлению от веры, он говорил:

«Ахад! Аллах Един! Аллах Един!»

Абу Бакр Сыддык (радыйаллаху анху) освободил Биляля и его матушку из рабства, заплатив за них выкуп.[7] Абу Бакр (радыйаллаху анху) благодаря этому поступку удостоился благосклонности Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), став олицетворением милосердия и щедрости.

Мавляна (да будет священной его тайна!), описывая это событие языком сердца, передает следующее:

«Абу Бакр Сыддык, услышавший о том, что Биляль Хабаши, став мусульманином, был подвергнут из-за этого ужасной пытке, придя к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), рассказал ему о положении, в котором находился преданный Исламу Биляль.

Он сказал: «Это испытавшее все превратности судьбы и хлебнувшее горя благородное существо влюблено в Тебя и сгорает в пламени этой любви. Поэтому тираны и деспоты проявляют несправедливость по отношению к нему, притесняя его. Они ломают ему крылья, несмотря на то, что он не виновен, желают зарыть в землю многобожия и смуты это великое сокровище. Они оставляют его на горячем песке под палящими лучами солнца. Они бьют его палкой с шипами. Однако, несмотря на то, что кровь льется из его ран, как из источника, он говорит: «Аллах Един, Аллах Един!» Он не отказывается от поклонения Аллаху!»

От всего существа Абу Бакра исходила печаль сострадания и, казалось, каждая клеточка его тела своим, присущим ей, языком рассказывала Пророку положение Биляля…

Наконец, выразив намерение своего сердца, он сказал: «О Посланник Аллаха! Я хочу выкупить его! Я готов пожертвовать на это все свое состояние. Не будет покоя в душе моей до тех пор, пока я не спасу этого благословенного человека, отдавшего свою душу Всевышнему Аллаху, ставшего рабом Его и Его Посланника, на которого из-за этого ополчились враги Аллаха, подвергая пыткам».

Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям), оставшись весьма доволен этим, изволил сказать так: «О милосердный друг Аллаха и Его Посланника!  Я твой компаньон в этом деле…»

Абу Бакр (радыйаллаху анху) тотчас отправился в дом хозяина Биляля. Биляль был без чувств от пыток. Абу Бакр сказал лишенному чувства сострадания хозяину Биляля суровые слова:

 «Эй, гнусный негодяй! Эй, лишенный чувства милосердия, взбешенный от гнева человек! Как ты можешь избивать этого друга Аллаха? Эй, бессовестный человек! Откуда эта ненависть и что это за злоба? Эй, нищий духом, обездоленный милосердием! Ты что же это, вообразил себя человеком? О презренный, лишенный человечности! У тебя лишь облик человека, а, на самом деле, ты позор и стыд человечества!»

После этих слов Абу Бакр (радыйаллаху анху) заткнул его алчный, ненасытный рот деньгами, да в таком количестве, что хозяин Биляля немало удивился этому и с изумлением стал смотреть на Абу Бакра.

Заметивший его изумление его святейшество Великий Сыддык сказал ему тогда:

«Эй, глупец! Ты подобен малому ребенку! В обмен на орех ты дал мне драгоценную жемчужину, которой нет цены! Однако ты не ведаешь об этом. Тебе же неизвестно, что Биляль стоит двух миров. Я смотрю на душу его, а ты же – на цвет кожи его…»

«Если бы ты настоял, то я заплатил бы тебе с лихвой для того, чтобы выкупить его. Если же ты продолжал бы настаивать, то я отдал бы тебе все, что есть у меня, и даже влез бы в долги. И опять я был бы в выигрыше. Эй, несчастный, обездоленный человек! Знай же, что цена драгоценностей известна лишь знатоку драгоценностей!»

Благочестивый Мавляна, наряду с изображением в этой повести совершенного проявления сострадания, чуткости, вселяет в наши души еще одну благородную и возвышенную истину. Он выражает мысль о том, что не существует цены совершенному человеку, что мирское, земное добро ничто по сравнению с духовностью человека…

Абу Бакр (радыйаллаху анху) этим своим великодушным поступком еще раз продемонстрировал свою высочайшую любовь к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Вот несколько признаков этой безграничной любви господина Абу Бакра к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

  1. Воплощение в жизнь предписаний Ислама, полюбив всей душой принесенный Им Священный Коран.
  2. Проявление мягкости, чуткости, сострадания к Его общине, а также усердие его в делах, направленных на пользу общины.
  3. Пренебрежение к земным богатствам, благам, готовность при необходимости безропотно терпеть муки нищеты.
  4. Желание встречи с Ним.
  5. Постоянные мысли о Нем.

Причиной обретения хидайя, пути истинной веры, Халидом ибн Саидом (радыйаллаху анху) стал увиденный им странный сон. Ему как-то приснилось, будто он стоит на краю огненной пропасти, в которую пытается столкнуть его отец. Он увидел во сне, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), схватив его, не дал ему скатиться в пропасть. Когда он в ужасе проснулся, то сказал сам себе:

«Клянусь Аллахом! Это вещий сон!»

Затем, отправившись вместе с Абу Бакром к нашему Господину Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), он принял ислам. Его отец, узнав о том, что он стал мусульманином, причинив ему страдание, сказал ему такие слова:

«Эй, ничтожный! Убирайся прочь! Клянусь Аллахом! Я не стану кормить тебя!»

Халид ответил так:

«Даже если ты и попытаешься обездолить меня, лишив куска хлеба, Всевышний Аллах непременно даст мне хлеб насущный!»

Халид не расставался с Мухаммадом Мустафой (саллаллаху алейхи ва саллям) вплоть до того времени, пока не совершил хиджру в Эфиопию… (Хаким, III, 277-280).

Позже жена Халида Умайна, брат Амр и его супруга Фатима также стали мусульманами.

В те дни, когда сообщение об истине Аллаха (таблиг) шло негласным путем, благодаря поддержке и свидетельству Абу Бакра (радыйаллаху анху), удостоившись благодати Аллаха, стали мусульманами Абу Фукайха, Осман, Зубайр ибн Аввам, Абдуррахман ибн Авф, Са’д ибн Абу Ваккас, Талха ибн Убайдуллах (радийаллаху анхум).[8]

Осман (радыйаллаху анху), рассказывая нашему Господину Пророку об одном событии, произошедшем с ним, сказал:

«О Посланник Аллаха! Когда я был в Шаме, то однажды, пребывая в состоянии между сном и явью, вдруг услышал голос, который произнес следующие слова:

«Эй, пребывающие в состоянии сна люди! Пробудитесь! Ибо в Мекке появился Ахмад!»

Когда мы вернулись в Мекку, то узнали о том, что Вы Пророк!» (Ибн Сад, III, 255).

А Талха ибн Убайдуллах рассказал следующее:

«Когда я находился на ярмарке в Басре, какой-то монах, обращаясь к людям, спросил у них:

Есть ли среди вас люди, проживающие в Хараме (Мекке)?

Я ответил:

Да, я живу там.

Монах спросил у меня:

Появился ли Ахмад?

Какой Ахмад?переспросил я у него.

Тогда монах сказал мне так:

Ахмад ибн Абдуллах ибн Абдулмутталиб! Он появится в Мекке и Он последний из пророков. Появившись в Хараме, Он совершит хиджру туда, где земля неплодородна, есть много камней и где растут финиковые пальмы. Я советую тебе поспешить к Нему!

Слова монаха затронули мою душу. Немедленно покинув Басру, я прибыл в Мекку и спросил у людей:

Произошло ли какое-нибудь событие?

Мне ответили:

Да, произошло! Мухаммаду’ль-Амин утверждает, что Он Пророк!

И я подчинился Ему и последовал за Ним!» (Ибн Сад, III 215).

Абу Убейда ибн Джаррах, Абу Саляма, Аркам ибн Аби’ль-Аркам, Осман ибн Мазун, Асма бинти Абу Бакр, Хаббаб ибн Арат, Абдуллах ибн Масуд, Абдуллах ибн Джахш, Джафар ибн Абу Талиб, его жена Асма бинти Умейс, Абу Хузейфа, Амир ибн Фухейра (радийаллаху анхум) – это лишь часть тех лиц, которые удостоились чести стать первыми мусульманами…

 

Дару’ль-Аркам первый центр обучения и воспитания мусульман.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) первые 3 года проповедовал Ислам негласно, прося людей, не принявших Ислам, не посвящать других в эту тайну…

В первый год Его пророчества, после того, как Аркам ибн Аби’ль-Аркам (радыйаллаху анху) стал мусульманином, славные сподвижники-сахабы стали тайком собираться в его доме. «Дару’ль-Аркам», который известен также под названием «Дару’ль-Ислам», находился в Мекке рядом с горой Сафа. Наш  Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), остерегаясь язычников Курайша, бывал в этом благословенном доме, где рассказывал истину об Исламе приходившим туда людям, читал им Священный Коран и обучал их ему…

Все вместе они совершали намазы, и немало людей познакомилось с Исламом именно в этом доме. Этот благословенный дом до того момента, когда Омар (радыйаллаху анху) на шестом году пророчества Посланника Аллаха, приняв Ислам, стал мусульманином, сослужил немалую службу в деле сообщения Ислама и обучения его предписаниям и запретам. Аркам (радыйаллаху анху) позднее завещал «Дару’ль-Аркам» для благотворительных целей. Документ об установлении вакфа гласил следующее:

«Бисмилляхир-рахманир-рахим! Сие есть договор о завещании дома Аркама, расположенного неподалеку от Сафы, который сообщает о том, что, поскольку дом расположен на территории Харама Шариф, он стал священным и неприкосновенным. Он не может продаваться и передаваться по наследству. Свидетелями этого договора являются Хишам ибн Ас и его освобожденный раб». (Ибн Сад, III, 242-244; Хаким, III, 574, 575/6129).

В наши дни «Дару’ль-Аркам» был разрушен Королевством Саудовской Аравии, а земля, на которой находился он, отошла к территории Харама Шариф, т.е. вернулась к своей основе.

 

Х

 

Первые три года Своего пророчества наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был занят негласным призывом к Исламу. И делалось это так не потому, что Свет Бытия опасался притеснений, а для того, чтобы защитить и сохранить дело религии. Ибо еще не было ниспослано Божественное предписание об открытом объявлении истины Аллаха (таблиге). Если бы Ислам был открыто провозглашен в этот период времени, то жизнь большинства только что уверовавших мусульман, являвшихся бедными и слабыми, подверглась бы опасности. А гибель их могла бы повлечь за собой также и гибель религии. Из факта существования «Дару’ль-Аркам» мы можем сделать следующие выводы относительно методов Ислама:

  1. При необходимости основой какого-либо дела должна быть конфиденциальность.
  2. Образование и воспитание – это первый шаг на пути реализации какого-либо общественного, религиозного, политического движения.

Для того чтобы индивидуумы обрели качество, их необходимо вооружить знаниями логики, этики и морали дела. Исходя из этого, путь, которого должны придерживаться, и метод, которым следует руководствоваться Исламским просветителям, впредь до самого Судного Дня – это ориентация на практику нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Для возрождения Ислама и распространения его туда, где он еще неизвестен, необходим приоритет образовательно-воспитательной работы с людьми…

 

 

[1] Ибн Хишам, 1, 259.

 

[2] Ибн Сад, VIII, 36.

[3] Абдуллах ибн Масуд (радыйаллаху анху) был одним из первых мусульман. Его произвище Абу Абдуррахман. Он не расставался с Пророком Аллаха с тех пор, как стал мусульманином, и получал удовольствие от службы Ему. У Ибн Масуда было приятное лицо и голос. Когда он принял Ислам, мусульман было мало. Многобожники не дали ему спокойно жить в Мекке. Он совершил хиджру в Медину, его приютил Муаз ибн Джабаль. После того, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил хиджру в Медину, Он также поселился там. Он принял участие во всех сражениях. Посланник Аллаха получал огромное удовольствие от того, как он читал Коран. Он взрастил весьма много ученых в области тафсира, хадисов и фикха. Ученые Куфы выдвинули свои взгляды на фикх, опираясь на его передачи и на его точку зрения в вопросах фикха. Он передал 848 преданий. Во времена Османа он вернулся в Медину из Куфы, где был кадием, и в кратчайший срок скончался там. В то время ему было 60 лет.

[4] Хайсами, VI, 174; Ибн Сад, IV, 30.

[5] Ибн Касир «Аль-Бидайя», III, 78.

[5] Ибн Касир «Аль-Бидайя», III, 80-81.

[7] Ибн Сад, III, 232; Хаким, III, 319.

[8] Ибн Хишам,1 268.

от admin

Добавить комментарий