Незнание нашим Пророком грамоты и мудрость, заключенная в этом
Словом «Умми» называли простодушных, непорочных, не владеющих навыками письма и чтения людей, не являвшихся Людьми Писания. Такими были арабы, жившие в Мекке.
Как заявлено в Священном Коране, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был Умми, т.е. необученным грамоте человеком:
الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوباً عِندَهُمْ
فِي التَّوْرَاةِ وَالإِنْجِيلِ
Значение: «Следуют за посланником, необученным грамоте пророком, запись о котором они найдут в Таурате и в Инджиле». (Сура «Аль-Араф», 157)
Многобожники того времени также признавали то, что Господин Миров (саллаллаху алейхи ва саллям) был человеком, не знающим грамоты. Согласно тому, что говорится о Нем в Священном Коране, они сказали:
وَقَالُوا أَسَاطِيرُ الْأَوَّلِينَ اكْتَتَبَهَا فَهِيَ تُمْلَى
عَلَيْهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً
Значение: «Они говорят: «(Коран) – это сказки прежних поколений. Он попросил записать их для себя, и читают их ему утром и вечером»». (Сура «Аль-Фуркан», 5)
Причины, по которым Посланник Аллаха считался Умми, незнающим грамоты, таковы:
-
Он оставался простодушным, невинным как дитя, нравственно безупречным человеком, чистота и порядочность натуры которого не были испорчены привнесенными извне знаниями, Он был взращен и обучен самим Всевышним Аллахом. В Священном Коране сказано так:
سَنُقْرِؤُكَ فَلَا تَنسَى
Значение: «Мы дадим тебе читать (Коран), и ты не забудешь ничего». (Сура «Аль-Аля», 6)
А в славном хадисе Посланник Аллаха изволил сказать следующие слова:
«Меня воспитал мой Господь! И воспитал прекрасно!» (Суйюти, 1, 12).
Всевышний Аллах трижды подверг Своего Пророка операции души Шарх-и Садр, удалил из Его сердца все негативное и вместил в него такие возвышенные, благородные чувства, как сострадательность, мягкость, чуткость, веру и мудрость.
-
Наш Господин Пророк является представителем арабского народа и не принадлежит к людям Писания.
-
Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) появился на свет в Мекке, а одно из названий ее – Умму’ль Кура. Слово «Карья» в арабском языке означает село или маленькое поселение. Форма множественного числа слова «Карья» — «Кура». Значит, Умму’ль Кура — это самое первое место поселения. Арабы были, в целом, невежественным, далеким от цивилизации, не владевшим навыками письма и чтения народом. Всевышний Аллах направил к ним Пророка из их же среды. Пророка безупречного и с благородным сердцем…
В Священном Коране говорится так:
هُوَ الَّذِي بَعَثَ فِي الْأُمِّيِّينَ رَسُولاً مِّنْهُمْ يَتْلُو
عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُوا
مِن قَبْلُ لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ
Значение: «Он тот, кто направил к неграмотным посланника из их числа. Он возвещает им Его аяты, очищает их [от многобожия], учит их Писанию и мудрости, хотя прежде они, несомненно, пребывали в явном заблуждении». (Сура «Аль-Джума», 2)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так выразил эту истину: «Мы принадлежим к неграмотной общине. Мы не умеем ни писать, ни считать!» (Муслим, «Сийям», 15).
Невежественность, выражающая чаще всего такое качество, как дефицит знаний у обычных людей, у Посланника Аллаха, совсем напротив, выражает Его совершенство и превосходство. Тот факт, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не владел навыками ни письма, ни чтения, является сам по себе необыкновенным чудесным доказательством того, что Он был послан непосредственно самим Всевышним Аллахом…
Всевышний Аллах сказал:
وَمَا كُنتَ تَتْلُو مِن قَبْلِهِ مِن كِتَابٍ
وَلَا تَخُطُّهُ بِيَمِينِكَ إِذاً لَّارْتَابَ الْمُبْطِلُونَ
Значение: «Ты до него (т. е. Корана) не читал какого-либо писания, и ты не переписывал его своей рукой. В противном случае опровергающие [Коран] впали бы в сомнение. (Сура «Аль-Анкабут», 48)
Невозможно представить, чтобы не умеющий читать и писать человек без ниспослания Божественных откровений, вахий, смог бы, распознав сердцем, создать Чудо красноречия Священный Коран, непосильный для ума людей и джиннов. И то, что вообще не читающий человек знает такие исторические события, как жизнь Фараона, рассказы о матери Пророка Исы, повести о Юсуфе (алейхис салям), просто невозможно себе представить. Священный Коран преподносит человечеству истории прошлых народов в самой поучительной форме, адекватной современной исторической философии и науке об истории.[1]
С другой стороны, незнание грамоты – это самое малое условие для того, чтобы предписания Корана завоевали глобальное значение. Существует следующая поговорка, которая гласит так:
«Караванщик – это самый слабый, тихий и спокойный человек».
Священный Коран принял неумение читать и писать за основу, с одной стороны, для того, чтобы принесенные им предписания и обязанности смогли бы дойти до сознания всех людей и смогли бы практически выполняться каждым человеком в жизни. То есть, для того чтобы понять и осознать, что такое Ислам, воплощать его предписания и запреты в своей жизни, достаточно быть обычным, средним человеком. И по этой же причине при определении времени совершения дневных богослужений Ислам взял за основу движение Солнца, а при установлении времени месячных и годовых богослужений – движение Луны.
Священный Коран, невзирая на то, что снизошел до уровня незнающих грамоты людей, никогда при этом не желал, чтобы они продолжали бы оставаться такими же. Более того, Он нацелен на то, чтобы люди, избавившись от невежественности, стали бы последователями Корана, грамотной, верующей общиной.
Поэтому Ислам построил совершенно новую цивилизацию, основывающуюся на Священном Коране, именуемом Аль-Китаб.
[1] Некоторые события, изложенные в Библии и Евангелии, противоречат утверждениям науки об истории и современным научным доказательствам. Таким, как например, история создания Вселенной и ее этапы, история ниспослания человека на землю, Всемирный потоп… (См. Maurice Bucaille «Тора, Евангелие и Коран с точки зрения науки» стр. 53-82, 157-175).