Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

м13  Словесный портрет Пророка (мир ему и благословение Аллаhа)

Хилья Саадат

Слово «Хилья» в словаре имеет следующие значения: украшение, прекрасный лик, красота души. В исламской же терминологии оно означает словесный портрет нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), описанный в меру возможностей, которыми обладает слово человеческое.

Нахифи говорит:

«Несомненно то, что если кто-либо перепишет Хилья Шарифа – произведение в стихах или в прозе, повествующее о прекрасных качествах Пророка Мухаммада, – и будет часто созерцать его, того Всевышний Аллах станет оберегать от болезней, печалей и мгновенной смерти. Если, отправляясь в путешествие, он возьмет его с собой, то тогда он все время будет находиться под Его защитой».

Немало авторов выдвигали свои суждения по поводу многочисленных добродетелей произведений Хилья Шарифа. И традиция заучивать их наизусть для того, чтобы увидеть во сне Посланника Аллаха, жива и по сию пору во многих исламских странах. Одновременно следует принять во внимание и тот факт, что насколько бессильны слова описать светлейший Святой Лик Его (Нур аля Нур), настолько же человек абсолютно неспособен лицезреть и воспринимать Его истину так, как воспринимал ее Он. Ибо суметь описать это несравненное Творение, вобравшее в Себя все прекрасные достоинства и наилучшие качества, когда-либо милостиво пожалованные человеку Всевышним Аллахом, просто невозможно! Ибо, как говорит Хакани в своих стихах, «всем созданиям известно то, что Он истинный Пророк! Ибо Существа, подобного Ему, не было никогда прежде».

Эти попытки написать словесный портрет Прекрасного из прекраснейших – нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) – хотя бы самую малость способны утешить тех, кому не довелось попасть в «век счастья», и тех, сердца которых горят от жажды свидания с Ним! Люди, передающие нам драгоценные предания о нашем Господине, словно преподносят нам каплю из моря. Верующие, пытавшиеся разглядеть в этих каплях океан, преумножая свою любовь к Господину Миров (саллаллаху алейхи ва саллям), старались, беря пример с Его образцовой личности, украсить свой духовный облик благородными чертами характера, свойственными Ему…

И в самом деле, сердце человека от природы устремлено к красоте, желая пребывать рядом с ней! Поэтому мысль человека всегда занята этим, а в душе его возникает желание быть похожим на объект своей любви. В результате человек, беря Его за образец для подражания, начинает изменяться и становиться иным. Несомненно, что благодаря этому прирожденному свойству, любовь, горячее желание встречи, стремление следовать образу жизни нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) у человека увеличиваются. Когда Хасан (радыйаллаху анху) расспрашивал своего дядю Хинда ибн Абу Халя о внешнем облике Посланника Аллаха, то он испытывал состояние души, которое он описал так:

«Мой дядя Хинд ибн Абу Халя умел прекрасно рассказывать о внешнем облике Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Я обожал рассказы дяди о каких-либо эпизодах из жизни Посланника Аллаха, поскольку они привязывали мое сердце к Нему и помогали следовать за Ним». (Тирмизи, «Шамаиль», стр. 10).

Хасан (радыйаллаху анху) и Хусейн (радыйаллаху анху), которые слушали и не могли наслушаться рассказов о прекрасном облике нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), не раз слышали рассказы о Его Священном образе от их отца Али (радыйаллаху анху). Позднее они передали их нам.

Интересно, какую долю от истины способны передать они?!

Несомненно, что каждый человек способен воспринимать Благородный образ Посланника Аллаха сообразно степени своей любви к Нему и в рамках ограниченных возможностей слова.

И мы также, признавая одновременно свою собственную беспомощность в этом плане, пожелали передать вам с благословения и на счастье описание Благородного облика нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), почерпнутое нами из различных источников.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был выше среднего роста. Он обладал прекрасно сложенной, пропорциональной фигурой. Грудь Его была широкой, плечи прямыми. Между лопатками у Него была печать пророчества. Кости и суставы Его были крупными. Тело Его было белым с розовым оттенком, излучающим свет, и было мягким, как шелк. Его тело было всегда чистым, опрятным, и от него исходил аромат благовоний, вселявших спокойствие, бодрость духа и радостное настроение. Его тело и пот, вне зависимости от того, употреблял Он благовоние, или нет, источали приятный запах. Когда кто-то из людей обменивался рукопожатием с Ним, то в течение всего дня он ощущал изящный, легкий аромат, исходивший от Него в момент рукопожатия. Казалось, будто розы позаимствовали свой аромат у Него…

После того, как Он гладил кого-нибудь из детей по голове, этот ребенок выделялся среди других детей своим чудесным запахом. Когда благословенное тело Его покрывалось потом, оно напоминало лепестки розы с каплями росы…

Борода Его была густой, и когда Он отпускал ее, то она умещалась в ладони Его…

В то время, когда Он скончался, в Его волосах и бороде было около 20-ти седых волосков. Брови Его, напоминавшие полумесяц, были широки, и они не были сросшимися. Между бровями у Него была жилка, которая вздувалась в минуты Его гнева во имя Всевышнего Аллаха. Зубы Его были подобны жемчугу. Он всегда использовал мисвак для их очищения и рекомендовал его всем для частого пользования. У Него были длинные черные ресницы. Зрачки Его глаз были абсолютно черными, а белки глаз – абсолютно белыми. Казалось, будто глаза Его были подведены сурьмой, нанесенной в Извечности Всемогущественным Аллахом. Его телосложение было столь же несравненно прекрасным, как и Его душевная гармония.[1] Лицо Его излучало свет, подобно луне в 14-ый день месяца.

Мать правоверных Святая Айша (радыйаллаху анха) говорит:

«От лица Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) исходил такой свет, что я даже ночью могла вдевать нитку в игольное ушко».

На спине Его между двумя лопатками находился Божий знак, свидетельствовавший о Его пророческой миссии. Многие сахабы сгорали от желания прикоснуться губами к нему…

Исчезновение этого знака в момент Его кончины стало подтверждением Его переселения в мир иной.[2]

Светлое, благословенное тело Его после смерти ничуть не изменилось. Скорбящий Абу Бакр (радыйаллаху анху), душа которого плакала, посмотрев на Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) глазами, мокрыми от слез, прикоснувшись губами к Его благословенному лбу, произнес: «И смерть Твоя также прекрасна, как и жизнь Твоя, о Посланник Аллаха!»

Чуткость и мягкость сердца Его невозможно было передать словами. Он не говорил напрасных, лишних слов. Каждое Его слово было назидательным и мудрым. В Его лексиконе не было места пустым, абсурдным словам. К каждому человеку Он обращался со словами, адекватными уровню его ума и восприятия.

Он был человеком скромным, воздержанным и умеренным во всем. Во время смеха Он не допускал крайностей, позволяя Себе разразиться хохотом. Был всегда улыбчивым. Того, кто видел Его неожиданно, вдруг охватывал благоговейный трепет. Люди, беседовавшие с Ним, привязывались к Нему всем сердцем. Он проявлял уважение к людям адекватно степени их достоинства, заслуг и добродетелей. Он оказывал почет и родственникам. Он был учтив, мягок, добр, обходителен со всеми людьми так же, как со своими домочадцами и сахабами-сподвижниками. Будучи весьма любезен с верующими, Он изволил сказать им следующие слова:

«Пока каждый из вас не станет желать для брата своего по вере того же самого, что он желает для себя, до тех пор он не сумеет стать совершенным верующим!» (Бухари «Иман», 7; Муслим «Иман», 71-72).

Он прекрасно относился к своим слугам, кормя их той же едой, что ел Он сам, одевая их так, как одевался сам. Он был щедрым, радушным, чутким, мягким, а если понадобится, решительным или же кротким. Он был верен данному Им слову, обещанию. Он превосходил всех людей Своим интеллектом, благородством морального облика, добропорядочностью, достойной всяческих похвал. Внешний облик Его был прекрасен, нрав – совершенен…

Он был Благословенным Существом – Вуджуди мубарак, подобного которому Всевышний Аллах никогда до этого не создавал. Грусть была постоянной Его спутницей, а размышления непрерывными. Он не говорил без надобности. Молчаливое состояние Его длилось подолгу. Начав же говорить, Он не останавливался на полуслове, а доводил Свою речь до логического конца. Его немногословная речь была весьма многозначительной. Несмотря на свой мягкий нрав, Он все же был непреклонен и внушал людям уважение. Когда Он гневался, то не вставал с места. Он гневался только в тех случаях, когда попиралось право или отвергалась истина. И тогда гнев Его длился до тех пор, пока истина не торжествовала… Только после этого Он успокаивался…

Он никогда не гневался по поводу Себя. В специфических, относящихся к Его персоне ситуациях, Он не защищал самого себя и не вступал в полемику… Он не входил в чью-либо комнату, не попросив вначале разрешения.

При распределении домашнего времени Он делил Его на три части. Первую часть времени Он посвящал богослужениям, вторую – семье, а третью – лично Себе. Время, отводимое Им для Себя, Он распределил между простыми людьми, не обделяя никого из них Своим вниманием. Он завоевывал сердца всех людей…

Все Его действия и поступки постоянно сопровождались зикруллах – упоминанием имени Всевышнего Аллаха. В мечети Он садился на любое свободное место, для того чтобы предотвратить привычку садиться в определенном месте. Он не желал, чтобы месту и положению приписывалась святость, чтобы на собраниях люди принимали бы важный и высокомерный вид. Сам Он всегда садился на любое свободное место при посещении собраний, желая, чтобы каждый верующий поступал так же.

Если кто-либо просил у Него что-либо для удовлетворения своих потребностей, Он не успокаивался до тех пор, пока не выполнял просьбу человека. В случаях же, когда это было невозможно, Он старался успокоить своего собеседника хотя бы добрым словом. Он всегда сочувствовал несчастью других людей. И они, вне зависимости от своего положения и статуса в обществе, будь они богатые или нищие, ученые или неграмотные люди, все удостаивались равного к себе отношения с Его стороны. Все собрания Его были местом, где действовали и доминировали такие добродетели, как знания, кротость, скромность, совестливость, чистосердечие, степенность, смирение перед Аллахом, надежность… Он не осуждал никого за недостатки, а когда возникала необходимость в предостережениях, Он деликатно, так, чтобы не обидеть и не оскорбить человека, намекал на его ошибку…

Он говорил:

«Не встречай с радостью беду, которая произошла с твоим братом по вере мусульманином! Всевышний Аллах милостиво убережет его и избавит от беды, а вот тебя подвергнет испытанию!» (Тирмизи «Кыйямат»,54).

Он никогда не занимался выискиванием недостатков и ошибок у людей, а также запрещал делать это другим. Ибо проявление любопытства, слежка за людьми были запрещены Всевышним Аллахом. Темами Его бесед были только добрые благие дела и намерения. Во время таких бесед царило приподнятое настроение у всех присутствующих на собрании людей. Верующие были настолько очарованы Им и слушали так внимательно, что, как сказал Омар (радыйаллаху анху), если бы какая-нибудь птица опустилась в это время на их головы, то она могла бы часами находиться там…

Благовоспитанность, деликатность и скромность сахабов достигали такой степени, что они очень часто принимали за проявление легкомыслия и смелости любой вопрос, адресованный кем-нибудь из них Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Поэтому они ждали, пока какой-нибудь бедуин задаст Посланнику Аллаха вопрос, дабы и они сумели, воспользовавшись моментом, обрести душевный покой и духовность.[3] Среди них были такие сахабы, которые, испытывая робость от благоговейного страха, который внушал Он, не осмеливались взглянуть на Него и задавать Ему вопросы в течение двух лет…

Амр ибн Ас (радыйаллаху анху) сказал так:

«Я долгое время находился рядом с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако из-за чувства стыдливости, которое я ощущал в Его присутствии, а также из-за чувства уважения и почтения к Нему я не смел, подняв голову, всласть смотреть на Его светящийся благословенный лик. Если сегодня мне скажут, чтобы я описал Посланника Аллаха, то поверьте, я не буду в силах сделать этого». (Муслим «Иман», 192; Ахмад,IV, 199).

Всякий, кто желал рассказать о Его благородном нраве и чертах Его характера, не мог удержаться, чтобы не воскликнуть: «Я не видел подобного Ему человека, ни до, ни после Него».[4]

Однажды Халид ибн Валид (радыйаллаху анху) был в одном из арабских племен, и вождь племени сказал ему:

«О Халид! Опиши нам внешний вид и характер Посланника Аллаха!»

Халид (радыйаллаху анху) же ответил им так:

«Это невозможно. Ибо не хватает слов для того, чтобы описать Его!»

Вождь сказал:

«В таком случае, ты опиши нам Его хотя бы вкратце, в меру своего понимания и представления».

На это Халид (радыйаллаху анху) дал ему следующий великолепный ответ:

«Я скажу тебе лишь только одно! Достоинство посланного оценивается достоинством пославшего его! Поскольку Пославшим Его является Творец и Создатель Вселенной Всевышний Аллах, то ты сам рассуди, каково достоинство того, кого Он направил людям!» (Мунави, V, 92; Касталяни «Мавахиб  Лядуннийя Терджюмеси» стр. 417).

Любезность, привлекательность, величие, добропорядочность Его достигали такой степени, что Ему не требовалось никакого дополнительного чуда, чтобы доказать то, что Он был Посланником Аллаха…

Одним словом, Его моралью, Его этикой был Священный Коран. Как чудесно выразил это в своих стихах Муаллим Наджи:

«Кто Коран прекрасный видит,

Почитателем становится Твоим,

Всемогущего Священное Писание

благородным образом является Твоим».

Халид Багдади Мавляна, говоря о том, что высоконравственный, моральный облик Посланника Аллаха приводит в восторг все сущее, сказал следующие слова:

«Что это за великодушие и щедрость?! Благодаря Ему и бьющей ключом щедрости Его в морях образуются жемчужины, из камней получаются рубины, а из шипов растут розы! Если в саду завести речь о Его прекрасном духовном облике, то ты не увидишь ни одной розы, которая бы не смеялась от радости, то есть не раскрыла свой бутон!» (Диван, стр. 65-66).

Все самое прекрасное было сконцентрировано в Нем. От всего тела Его, казалось, исходил свет… И, все же никому не удалось увидеть всю красоту Посланника Аллаха. Имам Куртуби говорит так:

«Красота Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не проявилась полностью. Если бы все прекрасное, что было в Нем, проявилось во всей полноте, то сахабы были бы не в состоянии вынести истинную красоту Его!» (Али Ярдым «Пейгамберимизин Шемаили», стр. 40).

Поэт Посланника Аллаха Хасан ибн Сабит так описывает несравненную красоту Его внешнего и внутреннего облика:

«О Посланник Аллаха! Никому не доводилось прежде видеть кого-либо, кто был бы красивее Тебя! Ни одна женщина не произвела на свет существа более красивого, чем Ты! Ты создан Существом, лишенным изъянов, недостатков, словно сам Творец создал Тебя таким, каким Ты желал бы быть!..»

 

[1] См. Хаким, III, 10; Ахмад, 1, 89, 96, 117, 127; «Аль-Бидайя», VI, 31-33; Тирмизи «Шамаиль», стр. 15.

[2] Тирмизи «Шамаиль», стр. 15; Ибн Сад, II, 272.

[3] Ибн Сад, 1, 121, 422-425; Хайсами, IX, 13.

[4] Ахмад, 1, 96.

от admin

Добавить комментарий