Период затруднений – «Саату`ль-Усра»
Наконец, войско величественно тронулось в путь, невзирая ни на тяжелые условия, ни на материальные затруднения. Воинам-мусульманам было необходимо проявить выдержку и терпение, находясь в затруднительном положении. Ибо условия были довольно тяжелыми.
Причины, осложнившие эту кампанию, вкратце таковы:
1). Сильная засуха.
2). Долгий путь, пролегавший через пустыню, тяжелый для хождения пешком.
3). Время похода совпало со временем уборки урожая и сбора плодов.
4). Знойная жара.
5). Ошибочное предположение о мощи войска Византии, основанное на его многочисленности.
В связи со всеми этими трудностями эту священную войну назвали Газвату`ль-Усра, войско получило название Джейшу`ль-Усра, а дни, когда имела место эта кампания, получили название Саату`ль-Усра.
Спустя какое-то время после того, как войско выступило, Высокочтимый Али (радыйаллаху анху) из-за интриг мунафиков поспешил к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он попросил у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) разрешения участвовать в войне, сказав Е му:
– О Посланник Аллаха! Мунафики говорят, что Вы оставили меня в городе потому, что не любите меня! Дайте и мне разрешение идти в поход!
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) тогда ответил ему:
– О Али! Они сказали неправду. Я назначил тебя своим представителем среди тех, кого я оставил в городе. Немедленно возвращайся назад, заботься о своей семье и не спускай глаз с моих домочадцев, став для них моим представителем! О Али! Разве ты не желаешь, находясь рядом со Мной, быть в положении Харуна по отношению к Мусе? С одной лишь разницей, заключающейся в том, что после меня не явится Пророк. (Ибн Хишам, IV, 174; Бухари «Магази», 78; Муслим «Фадаилус – Сахаба», 31)
Высокочтимый Али (радыйаллаху анху), удостоившийся такой любезности, с большой радостью и охотой вернулся к исполнению возложенных на него обязанностей.
Войско проделало немалый путь. По прошествии немалого времени славный сахаб по имени Абу Зарр (радыйаллаху анху) догнал войско. Он отстал в пути, так как его слабый конь не сумел выдержать трудностей дороги. И он, оставив его, в тяжелых условиях преодолел путь пешком и догнал войско. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), увидевший это, улыбаясь, сказал:
«Да проявит Аллах милосердие к Абу Зарру! Он будет жить один, умрет в одиночестве и в одиночку будет воскрешен!»
Эти невероятные, удивительные слова Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) осуществились со временем. Абу Зарр (радыйаллаху анху) прожил жизнь свою в одиночестве и в одиночестве умер. (Вакиди, III, 1000)
Путь исламского войска был чрезвычайно трудным. Стояла удушливая, гнетущая жара. Асхабы передвигались на верблюдах по очереди, поскольку на трех человек приходилось по одному верблюду. А это сильно утомляло людей и затрудняло их продвижение вперед. Один финик делили между собой два человека. Порой люди испытывали трудности из-за отсутствия воды. Поэтому при совершении вуду те части тела, которые следовало омывать, мылись по одному разу.[1]
Как-то раз Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил произнести молитву-дуа, и прошел дождь только там, где находились воины Ислама.[2] Когда войско Ислама проходило возле местечка Хиджр, где погибло племя Самуд, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал своим славным асхабам:
«Это долина, которую следует избегать!» (Вакиди, III, 1008)
«Вступайте на землю тех, которых подвергли жестокому наказанию, со слезами на глазах, плача. А иначе то, что произошло с ними, может случиться и с вами».
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) покрыл голову и быстро миновал это место, велев вылить воду, взятую оттуда. Несмотря на то, что Он осуждал расточительность, велел выбросить и тесто, которое было замешано на этой воде. (Бухари «Анбийа», 17; «Тафсир», 15 / 2; Муслим «Зухд», 39)
Ибо скорбные места всегда несут бедствия, случившиеся там, до самого Судного Дня. Следовательно, для того, чтобы не подвергнуть себя негативному воздействию тех скорбных и печальных мест, где царит дух греха и недовольства, следует поступить так же, как изволил это сделать Пророк, ускорить свой шаг, проходя мимо.[3]
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал в ту ночь, когда они находились в местечке Хиджр:
«В эту ночь нагрянет сильный ураган. Пусть каждый крепко привяжет своего верблюда и пусть сидит там, где находится, не вставая с места!»
В ту ночь и в самом деле подул сильный ветер, переросший в ураган, который свалил с ног одного человека, вставшего с места, чтобы совершить омовение, а другого человека забросил на гору Тай. (Бухари «Закят», 54; Муслим «Фадаиль», 11)
Когда оставался один день пути до Табука, войско Ислама все еще продолжало испытывать жажду и нехватку воды. Муаз бин Джабаль (радыйаллаху анху) рассказывает следующее:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать нам:
– Завтра вы, Иншааллах, доберетесь до источника воды в Табуке!
На следующий день, когда мы добрались до источника, то собрали всю воду в бурдюк своими ладонями. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вымыл ею руки, лицо, а также побрызгал ею источник. Затем погрузил в источник три толстые палки с железными концами. И тотчас забили три фонтана с прозрачной, как хрусталь, водой. Все Муджахиды вдоволь напились воды, утолив свою жажду. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь ко мне, сказал:
– О Муаз! Если тебе было бы суждено жить долго, то ты увидел бы, что очень скоро, благодаря этой воде, места эти заполнятся садами и виноградниками». (Муслим «Фадаиль», 10; Ахмад, V, 238)
Асхабы, испытывавшие страшный голод во время похода в Табук, сказали Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
– О Посланник Аллаха! А что, если с Вашего разрешения мы зарежем наших верблюдов, чтобы у нас было и мясо, и жир? Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил им:
– Что же, можете поступить так, если хотите!
Вдруг появился Умар (радыйаллаху анху), который сказал:
– О Посланник Аллаха! Если вы позволите зарезать верблюдов на мясо, тогда сократится количество верблюдов для езды верхом. Однако, если вам угодно, прикажите лучше принести все съестное, что имеется у людей в запасе, а затем обратитесь с дуа к Аллаху, дабы Он дал нам изобилие. Будем надеяться на то, что Он, проявив благосклонность, окажет нам свою милость.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) согласился.
– Хорошо, давай поступим так!
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), попросив принести подстилку из шкуры, велел расстелить ее на земле. После этого Он приказал принести все имевшиеся у мусульман съестные припасы. Кто-то из воинов принес горсточку проса, кто-то пригоршню фиников, а кто-то – крошки хлеба. На подстилке было совсем немного еды. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), после обращения к Аллаху с просьбой об изобилии, сказал воинам:
– Принесите ваши мешки и возьмите отсюда еды!
Мусульмане заполнили свои мешки так, что не осталось ни одного пустого мешка. Потом они досыта поели. А еды все еще оставалось много.
Посланник Аллаха сказал (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Я являюсь Посланником Аллаха. Тому, кто предстанет перед Аллахом, твердо, без сомнений не уверовав в то, что Аллах Един, вне всякого сомнения, это помешает попасть в Рай. (Муслим «Иман», 45)
Хотя исламское войско и расположилось в Табуке, устроив там свой лагерь, от противника не исходило ни малейшего действия. Ибо у племен арабов-христиан, имевших в своих рядах всего три тысячи человек, увидевших столь огромное, многочисленное войско Ислама и вспомнивших чудеса героизма, которые проявили мусульмане в Муте, совсем пропала решимость воевать. Византия же уже давно отказалась от мысли оккупировать Аравию. Ибо император Византии в это время был занят в Хумусе разрешением внутренних проблем. Так выяснилось, что сообщение о том, что Аравия будет оккупирована – это преувеличенные слухи, распространявшиеся арабами-Гассанидами. Однако благодаря этой кампании Ислам и мусульмане обрели мощь и славу. Северные границы Аравии были полностью в безопасности. Правитель Эйле, народы племен Джарба и Азрух, иудеи Мекна вошли под покровительство мусульман, прося у них защиты в обмен на выплату «джизьи». Высокочтимый Халид бин Валид вместе с четырьмястами двадцатью всадниками, совершив атаку на Думатуль-Джандаль и схватив правителя христиан Укайдире бин Абдулмалика, доставил его Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Но Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) помиловал его в обмен на уплату им подушной подати. (Ибн Хишам, IV, 180-182; Ибн Са`д, I, 276-277; Ахмад, V, 425)
Войско Ислама находилось в Табуке двадцать дней. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не пожелал двигаться дальше. Ибо Он не желал нести людям Ислам с помощью меча. К тому же, устрашение Византийской Империи было совершено в достаточной мере, так что неприятель не посмел выйти на поединок с войском Ислама. Кроме того, в те времена в Сирии свирепствовала чума. А поскольку чума является заразной и смертельной болезнью, Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если вы услышите, что в каком-то месте появилась чума, то не посещайте это место! Если же вы находитесь там, то не выезжайте оттуда, оставаясь там!» (Бухари «Тыбб», 30)
Посовещавшись со славными асхабами, Он принял решение вернуться в Медину. В это время в войско прибыл Абу Хайсама (радыйаллаху анху), который остался вначале в Медине в связи с трудностью кампании, не вступив в армию. Однажды жены его, приготовив роскошный стол в беседке, расположенной у него в саду, пригласили его на угощение. Абу Хайсама, у которого заныло сердце при мысли о положении Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и его асхабов, при виде этой картины сказал себе:
«Мыслимо ли то, что делаю я, в то время как они переносят в такую жару все трудности и лишения во имя Аллаха и на пути Аллаха?!»
С чувством раскаянья в сердце он, не прикоснувшись вовсе к еде, приготовленной для него, тотчас вышел в путь. В Табуке он присоединился к войску Ислама. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), довольный этим, сказал, увидев его:
«О Абу Хайсама! Еще немного, и ты бы погиб!»
Затем, прося прощения греха Абу Хайсамы, Он обратился с молитвой к Всевышнему Аллаху. (Ибн Хишам, IV, 174; Вакиди, III, 998)
Всевышний Аллах дает каждому человеку столько, сколько он в силах вынести. Однако Бог возлагает ответственность за выполнение того, что человеку по силам выполнить. Вот и поступок Абу Хайсамы показывает это. Эти события являются для нас живыми, выразительными наставлениями. Они являются поводом для размышлений об ответственности для каждого мумина, а также они позволяют нам определить то количество материальных и духовных возможностей, которые мы можем бросить на чашу весов во имя Аллаха. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) утром в Табуке изволил произнести хутбу, прислонившись к финиковой пальме. После вознесения слов восхваления Аллаха Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Самый благословенный и добродетельный человек тот, кто несет знание об истине Аллаха (таблиг) тем, кто ждет обретения этих знаний, до самой своей смерти совершая джихад на пути Аллаха, сидя верхом на своем коне или верблюде или же идя пешком! Наихудший же из людей тот, кто, прочитав Книгу Аллаха, ничего не извлекая для себя из нее, остается грешным и неблагоразумным человеком.
Запомните хорошенько, что самое верное слово – это Книга Аллаха! Самое надежное и верное дело – это стать благочестивым, набожным человеком. Самая благословенная из религий – это религия Ибрахима (алейхиссалям) – Ислам! Самые добродетельные обычаи – это Сунны Мухаммада. Самые почетные слова – это слова, в которых упоминается имя Аллаха (зикруллах). Самые прекрасные повествования – это те, что имеются в Коране.[4] Самые благословенные деяния – это предписания-фарды, выполнение которых требует Аллах. Худшее из деяний – нововведения. Самые прекрасные поступки и самый прекрасный путь – это поступки и путь Пророка. Самая почетная из смертей – смерть шахида.
Самый худший вид слепоты – это отступление от верного пути истины после пребывания на нем. То малое, чем может довольствоваться человек, благословеннее того многого, которое, занимая человека, мешает его набожности и повиновению Аллаху. Самое худшее время для того, чтобы просить прощения, – это время, когда человека настигает смерть. Худшее из разочарований – то, которое человек испытает в День Страшного Суда. Самый несчастливый из людей – тот, кто приходит самым последним на пятничный намаз, и тот, кто злословит об Аллахе. Больше всего ошибок у того, кто говорит много слов лжи.
Самое добродетельное богатство – это богатство души. Самая благословенная пища – это пища благочестия. Начало мудрости – это страх перед Аллахом. Стихи и слова, лишенные мудрости, – это одно из дел Иблиса. Спиртное – это то, что концентрирует в одном месте грехи всякого рода. Распутные женщины – это ловушки шайтана. Невоспитанная молодежь – это один из разрядов сумасшествия. Ростовщичество – это самый худший вид заработка. Самый худший вид расточительства – это поедание имущества сироты. Счастлив тот человек, кто берет назидание от себя и от других. Каждый из вас попадет в могилу. Отчет за совершенные деяния предоставляется потустороннему миру. Главное в деяниях – это их результаты. Самые худшие из суждений – это ложные суждения. Браниться в адрес мумина – грех. Убийство мумина – куфр. Сплетничать о мусульманах – это значит выступать против повелений Аллаха.
Человек, давший заведомо ложную клятву, совершает клятвопреступление. Человек, просящий прощения, прощается Аллахом! Кто укротит свой гнев, тому Аллах даст воздаяние. Человека, который терпеливо переносит принесенный ему ущерб, ждет награда. Аллах многократно увеличит воздаяние тем, кто терпеливо переносит трудности. Человек, ропщущий на Аллаха, узнает гнев Бога!
О мой Аллах! Прости меня и мою Умму!
О мой Аллах! Прости грехи мои и грехи моей Уммы!
О мой Аллах! Прости меня и мою Умму!
Прошу у Аллаха прощения грехов за себя и за вас!» (Вакиди, III, 1016 – 1017; Ахмад, III, 37; Ибн Касир «Аль-Бидайа», V, 13 – 14)
[1] Ибн Маджа «Тахарат», 45; Ахмад, VI, 27.
[2] Ибн Хишам, IV, 177.
[3] Вот один пример воздействия неприятностей на предметы: Японский ученый Масару Эмото в проведенном им исследовании замерзших кристаллов воды заметил, что в естественных условиях, где их не коснулась рука человека, они имеют правильную шестиугольную форму, эстетичную на взгляд, способную очаровать человека. Затем он провел опыты с водой, поместив ее в два различных сосуда. Он увидел, что кристаллы воды в сосуде, над которым были произнесены слова любви, нежности, молитвы, благодарности, сохраняют свое природное великолепие, а кристаллы воды в другом сосуде же теряют свои эстетические особенности, будучи расщепленными на части, если над ними произнести слова оскорблений и слово «шайтан». Во время того же эксперимента вода реагировала по-разному на прекрасную, ласкающую слух музыку и на безобразные, нарушающие покой ритмы. Масару Эмото для подтверждения этой истины провел подобный эксперимент, поместив вареный рис в разные банки. В одну банку была помещена бумага, на которой было написано слово «спасибо», а в другую – бумага со словом «глупец». После повторения над этими банками в течение месяца слов, которые были написаны на бумагах, он заметил, что в первой банке рис сохранил свою белизну и свежесть, а рис во второй банке, утеряв свою свежесть, стал распространять дурные запахи. (Сафвет Сених «Су кристаллеринин Сырри», «Сызынти», декабрь 2002г, номер 287; М. Акиф Дениз «Ильк Адам», февраль 2003г).
[4] Священный Коран на одну треть и даже больше, состоит из повествований. Всевышний Аллах, сообщая о значении этих рассказов, велел нам размышлять об истинах, заявленных в них, извлекать для себя уроки из них и соотносить их с собой, используя их в качестве критерия.
نَحْنُ نَقُصُّ عَلَيْكَ أَحْسَنَ الْقَصَصِ بِمَا أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ هَـذَا الْقُرْآنَ
«Мы рассказываем тебе этот рассказ в Нашем откровении наилучшим образом…». (Сура «Юсуф», 3)
فَاقْصُصِ الْقَصَصَ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
«…Так поведай же им повествование — быть может, они призадумаются». ( Сура «Аль—Араф», 176)
وَلَقَدْ ضَرَبْنَا لِلنَّاسِ فِي هَذَا الْقُرْآنِ مِن كُلِّ مَثَلٍ لَّعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ
«Мы приводим для людей в самом Коране всевозможные притчи в надежде, что они образумятся». ( Сура «Аз-Зумар», 27)
fobndihlas.ru