Сбор пожертвований для войска Ислама
Перед тем, как выйти в поход, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) призвал всех своих асхабов сделать пожертвование на нужды армии. Однако в ту пору Медина страдала от нехватки продовольствия. Это был голодный год. Невзирая на это, славные асхабы с твердой решимостью и с воодушевлением, данным им религией Аллаха, отставив в сторону все мирские, бренные мысли о насущных интересах, проявили великую самоотверженность, жертвуя средства в пользу армии Ислама. Высокочтимый Абу Бакр (радыйаллаху анху) принес все добро, которым он владел. Высокочтимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал в его адрес следующие слова:
– Я не использовал ничье добро в такой степени, в какой я пользовался добром Абу Бакра!
Глаза Абу Бакра (радыйаллаху анху) увлажнились от слез, когда он услышал эти слова Пророка.
– О Посланник Аллаха! Разве я и мое добро не предназначены лишь для Тебя?! – промолвил он. (Ибн Маджа «Мукаддима», 11)
Абу Бакр (радыйаллаху анху) подтвердил то, что он посвятил всего себя, со всем добром вместе, Высокочтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), растворившись в Нем. На вопрос Пророка Аллаха о том, что оставил он своим домочадцам, прозвучал такой ответ:
– Аллаха и Пророка Его, о Посланник Аллаха!» (Тирмизи «Манакыб», 16 / 3675)
Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) принес половину своего добра. Он думал, что на этот раз превзойдет высокочтимого Абу Бакра (радыйаллаху анху). Однако ему это вновь не удалось. А высокочтимый Осман (радыйаллаху анху), снарядив триста верблюдов, подарил их войску. Кроме того, он пожертвовал еще и тысячу динаров. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал о нем:
«Осману, в связи с этим самоотверженным поступком его, теперь не принесет вреда ничто, никакой его поступок!» (Тирмизи «Манакыб», 18 / 3700; Ахмад, V, 63)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) удостоил его своей похвалы. Жена Османа (радыйаллаху анху) пожертвовала все свои драгоценности во имя Аллаха. Многие славные представительницы асхабов также принесли свои украшения и драгоценности, которые имелись у них, и положили их перед Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).[1] А маленькая мусульманка одиннадцати лет от роду пожертвовала сережки, что были надеты на нее, когда она была еще совсем маленькой. Снимая их с ушей, она никак не могла справиться с этим. Одна сережка приросла к мочке, и девочка, переисполненная решимости, вырвала серьгу, разорвав себе ухо. Эти окровавленные сережки она положила перед Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
Даже бедные асхабы, которые не владели ничем, и те пребывали в состоянии душевного подъема, вызванного их желанием пожертвовать своими жизнями и своим добром. Один из них – Абу Акил (радыйаллаху анху), проработав всю ночь, заработал две меры фиников. Одну меру фиников он отдал своим домочадцам, а вторую пожертвовал на нужды войска. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал высыпать эти финики там, где находились другие пожертвования, и сказал:
«Да пошлет Аллах изобилия и благодати тебе за то, что ты пожертвовал войску, и за то, что оставил своей семье!» (Табари «Тафсир», X, 251)
Мунафики же, привязавшись к Абу Акилу из-за его пожертвования, обвинили его в лицемерии и двуличии.
Укба бин Амр (радыйаллаху анху) рассказал:
«После ниспослания аята «Садака»[2] мы стали жертвовать деньги, которые зарабатывали, перенося грузы на своих спинах. В этот момент неожиданно пришел какой-то человек и сделал большое пожертвование. Мунафики сказали:
– Пускает пыль в глаза, занимаясь показухой!
Пришел еще какой-то человек. Он пожертвовал одну меру фиников. И вновь мунафики высказались:
– Аллах не нуждается в одной мере фиников, пожертвованных им!
В связи с этим был ниспослан следующий священный аят:
الَّذِينَ يَلْمِزُونَ الْمُطَّوِّعِينَ مِنَ
الْمُؤْمِنِينَ فِي الصَّدَقَاتِ وَالَّذِينَ لاَ يَجِدُونَ إِلاَّ
جُهْدَهُمْ فَيَسْخَرُونَ مِنْهُمْ سَخِرَ اللّهُ مِنْهُمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
Значение: «[Мунафики] высмеивают тех, кто раздает милостыню сверх положенного, и тех, которые могут раздавать ее лишь с трудом [по бедности]. Но посмеется над ними Аллах, и будет уготовано им мучительное наказание!» (Сура «Ат-Тавба», 79) (Бухари «Закят», 10; Муслим «Закят», 72)
Как выясняется из различных передач этого хадиса, человеком, принесшим большое количество денег, был Абдуррахман бин Авф (радыйаллаху анху), а человеком, принесшим одну меру фиников – Абу Акил (радыйаллаху анху). А еще один из беднейших мусульман, Улба бин Зейд (радыйаллаху анху), встав среди ночи, совершил намаз, а затем обратился ко Всевышнему Аллаху со следующей мольбой:
«О, мой Аллах! Ты повелел совершать джихад на поле брани и поощряешь его! Однако Ты не дал мне верхового животного, чтобы я на нем мог бы вместе с Твоим Посланником принять участие в джихаде! Кроме того, Ты не сделал так, что бы Твой Посланник имел в своих руках животное, на которое Он мог бы посадить меня! Я всегда выплачивал положенную мне милостыню! О, мой Аллах! Я плачу в качестве пожертвования, вот это небольшое количество моего добра, которым наделил меня Ты!»
Когда наступило утро, он явился к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказал:
– О Посланник Аллаха! Нет у меня ничего, что я мог бы дать в виде пожертвования. Я даю в качестве пожертвования лишь это малое! И пусть простят меня и те, кто из-за этого говорит обо мне плохо, а также те, кто насмехается надо мной!
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в ответ на эти слова, полные любви и сострадании, не сказал ничего, кроме следующих слов:
– Да примет Аллах твое пожертвование!
На следующий день Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:
– Я принял твое пожертвование. Сообщаю тебе благую весть! Клянусь Аллахом, в чьих могущественных руках находится жизнь Мухаммада, ты зачислен в список тех, чьи пожертвования приняты. (Ибн Хаджар «Аль-Исаба, II, 500; Ибн Касир «Ас-Сира», IV, 9; Вакиди, III, 994)
Мунафики все еще старалась воспрепятствовать участию в войне той части мусульман, чья вера была некрепка, оказывая на них свое влияние. Они превратили дом некоего иудея по имени Сувайлим в центр смуты. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), узнав об этом, отправил высокочтимого Тальху (радыйаллаху анху) с несколькими асхабами и велел им поджечь дом Сувайлима. Мунафики больше не посмели объединиться и предпринять подобные попытки.[3]
Были ниспосланы предостерегающие аяты вследствие действий, предпринятых мунафиками. Сердца тех мусульман охватил страх перед гневом Господа, и все они приняли участие в тотальной войне. Дело дошло до того, что Лучезарная Медина совсем опустела.
Однако война могла затянуться, в центре государства могли возникнуть события, способные осложнить обстановку. И тогда государству, попади оно в такую ситуацию, было бы трудно выстоять. Вера ослабла бы, а средства к существованию не были бы обеспечены. Кроме того, отсутствие аппарата, являющегося мозговым центром, который заботится о возможности нации продолжать свое существование, могло бы явиться причиной крушения государства. Для того чтобы не допустить этого, Всевышний Аллах сообщил следующее:
وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُواْ كَآفَّةً
فَلَوْلاَ نَفَرَ مِن كُلِّ فِرْقَةٍ مِّنْهُمْ طَآئِفَةٌ لِّيَتَفَقَّهُواْ فِي الدِّينِ
وَلِيُنذِرُواْ قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُواْ إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ
Значение: «Верующим не следует выступать [в поход или поездку] всем народом. Почему бы не оставить из каждой группы по отряду, чтобы [глубже] познать религию, и по возвращении людей (из похода) увещевать их? Быть может, они станут избегать [зла]». (Сура «Ат-Тавба», 122)
Отталкиваясь от этого Божественного повеления, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с целью обеспечения безопасности тыла оставил в Медине Высокочтимого Али и Мухаммада бин Маслама (радыйаллаху анхума).
[1] Вакиди, III, 992.
[2] Аят «Садака» это 103-ий аят Суры «Ат-Тавба», подавляющее большинство аятов в которой были ниспосланы в связи с событиями в Табуке:
خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ
إِنَّ صَلاَتَكَ سَكَنٌ لَّهُمْ وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ
Значение: «Бери (Мухаммад) с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства (перед Аллахом). Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для их [душ], ибо Аллах — Слышащий, Знающий». (Сура «Ат-Тавба», 103)
[3] Ибн Хишам, IV, 171.