Шестой год Хиджры
Ключ к завоеваниям – Договор, заключенный в Худайбийе, и путешествие, предпринятое из-за тоски по Каабе
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) согласно увиденному им сну пригласил мусульман посетить Каабу и совершить обряд семикратного обхождения ее – таваф.[1] Вместе с откликнувшимися на это приглашение 1400 асхабами[2] Он направился в Мекку в шестом году Хиджры, в первый понедельник месяца зулькада. Поскольку они направлялись не на войну, серьезного военного снаряжения при них не было. У них было около семидесяти верблюдов, предназначавшихся для принесения в жертву.[3] Высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) спросил у Пророка Аллаха:
– О Посланник Аллаха! Разве вы не беспокоитесь по поводу того, что Абу Суфьян и его люди могут напасть на нас? Может, нам стоит взять наше оружие с собой, чтобы в случае необходимости можно было бить им врага?
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:
– Не знаю! Я не хочу брать с собой оружие, намереваясь совершить умру! (Вакиди, II, 573)
Прибыв в установленное место «Зуль–хулайфе», Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), облачившись в одежду паломника – ихрам, вознамерился совершить малый хадж – умру. Славные асхабы поступили также. Послышались громкие голоса, произносящие следующие слова: «Готов к вашим услугам! Слушаюсь! Чем могу служить?» Сердца горели жаждой скорой встречи с Величественной Каабой. Волнение и религиозный экстаз, охватившие души муминов, увеличивались по мере приближения их к Каабе.
Однако Курайшиты, получившие известие о том, что мусульмане направляются прямо в Мекку, забеспокоились. Собравшись вместе, они приняли решение не впускать их в Мекку. Наскоро сформированное войско численностью двести человек под командованием Халида бин Валида и Икримы вышло в путь.
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прибыл в местечко Саниййа, откуда можно было спуститься туда, где находились Курайшиты. Однако верблюдица нашего Наставника (саллаллаху алейхи ва саллям) не желала подниматься с земли, невзирая на уговоры людей, говоривших ей:
– Поднимись, поднимись! Иди, иди!
И тогда они сказали:
– Касва улеглась на землю!
В связи с этим Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Нет! Касва не улеглась на землю. У нее нет такого характера. Ее остановил Всевышний Аллах!
Затем наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжил свою речь:
– Клянусь Аллахом, в чьих Могущественных руках находится моя жизнь! Я во имя мира приму все требования мушриков Курайша, какими бы трудными они ни были, для того чтобы оказать честь и почтение Хараму Аллаха, в котором Он запретил сражаться, проливать кровь и нарушать права родственников!
После этого Он пожелал поднять с земли верблюдицу. И та поднялась! Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), повернув в сторону, противоположную той стороне, где находились Курайшиты, спустился к колодцу, в котором было немного воды. Это место было самой дальней точкой местечка Худайбийа. Воды в колодце было мало, а вскоре закончилась и она. Люди жаловались Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на отсутствие воды. Наш Господин Наставник (саллаллаху алейхи ва саллям) вынул из своего колчана одну стрелу и велел выпустить ее на дно колодца. Немного времени спустя с разрешения Аллаха вода стала бить фонтаном, и так продолжалось до тех пор, пока асхабы не покинули это место.
К мусульманам пришел вождь племени Хузаа Будайл, он рассказал о беспокойстве, охватившем мекканцев, и об их подготовке к ведению войны. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), объяснил Будайлу цель их прихода:
«Мы пришли сюда не с войной. Наша цель – это посещение дома Аллаха (бейтуллах) и малый хадж (умра). Война обескровила племя Курайша и принесла ему немало урона. Если они пожелают, то мы готовы на определенное время заключить договор о перемирии. В такой ситуации они не будут стоять между Мной и людьми. Если Я сумею убедить людей принять Ислам, то Курайшиты по желанию также смогут принять Ислам. Если же Курайш не примeт моего предложения, то, клянусь Аллахом, во имя веры и религии Ислама Я буду сражаться до тех пор, пока не одержу победу или не потеряю голову. Аллах, вне всякого сомнения, исполняет то, что Он обещает!»
Будайл, вернувшись в Мекку, передал слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) Курайшитам. В связи с этим Урва бин Масуд, встав с места, сказал: «Этот человек указывает нам путь к добру и справедливости. Примите его, а меня отправьте к Нему, дабы я заключил соглашение!» Урва явился к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему те же слова, которые сказал и Будайлу. Во время визита Урва исподволь изучал асхабов Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Вернувшись, он рассказал Курайшитам следующее об увиденном:
«О мой народ! Слушай внимательно! Клянусь Аллахом! В качестве посла я представал перед многими высочайшими особами: королями, Хосровом, Негусом. Однако ни у одного из этих народов я не видел такой сильнейшей привязанности и такого уважения к своим высочайшим особам, какие мусульмане испытывают к Мухаммаду… Стоит Ему что-либо приказать, как тут же все бросаются исполнять его приказ. Если Он совершает ритуальное омовение – вуду, то они спорят друг с другом за право завладеть водой, использованной Им при совершении омовения и оставшейся в кувшине. Когда Он начинает говорить, все голоса тотчас умолкают. Из-за уважения, которое асхабы питают к Нему, они не смотрят Ему прямо в лицо, а стоят, склонив головы. Если с Его головы падает волос, они, взяв его, хранят. Он делает вам разумное предложение, примите его!»[4]
Услышав этот рассказ Урвы, некто из племени сыны Кинане сказал:
– Позвольте и мне сходить к Нему!
Когда он приблизился к тому месту, где находились Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и асхабы, наш Господин сказал:
– А вот и он! Он происходит из племени, которое проявляет уважение к традиции приносить в жертву верблюдов во время хаджа и умры. Пустите впереди себя ваших верблюдов, предназначенных для принесения в жертву. Пусть он увидит их!
Асхабы встретили того человека словами:
– Мы готовы к вашим услугам! Что прикажете?
Человек, увидев эту картину, изумленно сказал:
– Негоже закрывать дорогу к дому Аллаха – Бейтуллаху – перед этими людьми! (Бухари, «Шурут», 15; Ахмад, IV, 323-324)
Мушрики, не прислушавшись к словам своих послов, направили отряд, чтобы совершить нападение на мусульман. Этот отряд попал в плен к мусульманам, однако Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) выпустил на свободу всех пленников, чтобы мушрики поняли то, что Он явился не с войной, а с намерением совершить умру.[5]
Шатер Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) был построен в Худайбийе в месте, оставшемся за пределами Священного места Мекки – Харама. Однако пока Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился там, все намазы Он совершал в месте, которое входило в границы Мечети Харам.[6] Ибо намаз, совершенный в Мечети Харам, добродетельнее, чем сто тысяч намазов, совершенных в других местах.[7]
[1] Вакиди, II, 572.
[2] Ибн Са`д, II, 95. Есть предание, гласящее о том, что позднее это количество увеличилось до 1500 и даже до 1700 человек, поскольку по дороге к ним присоединились Арабы – бедуины.
[3] Ибн Са`д, II, 95.
[4] Томас Карлайл, западный писатель, был вынужден, признав эту истину, сказать: «Ни один из императоров, у которых на головах были короны, не был уважаем в той степени, в какой оказывали уважение Высокочтимому Мухаммаду, носившему хырку, залатанную его собственными руками.
[5] Муслим «Джихад», 132, 133.
[6] Вакиди, II, 614; Ахмад, IV, 326.
[7] См. Ибн Маджа «Икама», 195.
fondihlas.ru