Война с племенем Бану Курайза
(23 Зулькаде 5 / 15 Апреля 627г.)
Была одержана победа в битве Хандак, враг, понеся урон и испытав горечь утраты и разочарования, вернулся в Мекку. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), вернувшись домой, снял свою кольчугу, умылся, и тут явился Джабраиль (алейхиссалям). Обратившись к благородному Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), он сказал:
– Ты что, сложил оружие? Мы его еще не сложили!
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
– Если так, то, значит, предстоит поход! Куда?
Джабраиль (алейхиссалям), указав в те места, где жило племя Бану Курайза, сказал:
– Вон туда! (Бухари «Магази», 30)
Ибо евреи Бану Курайза, подобно другим евреям, подобно Бану ан-Надир, несмотря на соглашение, заключенное ими с Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), коварно предали мусульман в самое трудное время. А, между тем, согласно этому договору, они должны были защищать Медину от нападавших на нее мушриков. Своими гнусными поступками, коварством и вероломным предательством они готовили погибель свою. Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), получив приказ Всевышнего Аллаха, немедленно собрал муминов и пошел на евреев Бану Курайза. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) перешел к действию до того, как иудеи пришли в себя. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал своим асхабам:
«Пусть все, кто слышит и повинуется, не совершают намаз аср до прибытия в земли Бану Курайза!» (Бухари «Магази», 30)
Евреи, увидев немногочисленные передовые части под командованием высокочтимого Али щщ, не раскаялись о своем поступке, а, придя в ярость, стали выкрикивать оскорбления в адрес Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).[1] Однако чуть позже, когда они увидели перед собой трехтысячное войско во главе с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям), то лишились дара речи. Величественность Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) внушила им благоговейный страх, заставив их отречься от своих слов. Усейд бин Худайр (радыйаллаху анху) обратился к ним:
– О враги Аллаха! Мы будем держать в осаде вашу крепость до тех пор, пока вы не умрете с голоду. Вы подобны лисе, загнанной в свою нору!
Евреи племени Бану Курайза в страхе сказали:
– О Ибн Худайр! Мы союзники племени Авс, а не племени Хазрадж!
Усейд (радыйаллаху анху) ответил им:
– Отныне нет у нас с вами ни обязательства друг перед другом ни соглашения! (Вакиди, II, 499)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) перед тем, как сражаться с ними, приблизился к крепости и призвал их принять Ислам. Однако иудеи не согласились.[2] После длительной блокады, когда евреи стали испытывать большие затруднения, один из вождей иудеев по имени Ка`б бин Асад, обратившись к ним, сказал:
– О община евреев! Я предлагаю вам три вещи. Делайте по своему выбору то, что пожелаете!
Евреи спросили:
– Что это за вещи?
Ка`б сказал:
– Первое. Вы должны сказать: «Мы будем подчиняться этому человеку, и мы подтверждаем, что Он – Пророк!» Валлахи! Достоверно известно, что Он Пророк, посланный для вас, и Он тот, признаки которого описаны в вашей Книге. Если вы уверуете в Него, то вы спасете свои жизни, имущество свое, своих детей и жен!
Евреи сказали:
– Мы никогда не согласимся на то, что противоречит предписаниям Торы, и не поменяем ее на другую Книгу!
После этого Ка`б предложил вступить в войну, убив сначала собственных женщин и детей, или же совершить нападение в субботу вечером, то есть в то время, когда мусульмане не будут ждать агрессии. Евреи не приняли ни одно из этих предложений,[3] ибо Аллах вселил в их сердца страх. Трое молодых людей, которых звали Са`лаба, Усейд и Асад, стали мусульманами, обнаружив очевидные качества Пророка Конца Света (саллаллаху алейхи ва саллям), о которых им рассказали еврейские ученые, у Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Спустившись ночью из крепости, они пришли к нашему Господину.[4]
Евреи в тот день были обречены на безоговорочную капитуляцию. Поскольку евреи племени Курайза находились под покровительством племени Авс, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел пригласить благородного Са`да щщ, уважаемого человека этого племени, для того, чтобы он был судьей. Благородный Са`д щщ, невзирая на свое ранение, полученное им на войне, явился туда, подчинившись приказу Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Ибо в то время, когда он получил свое ранение, он обратился ко Всевышнему Аллаху со следующими словами:
«О Господь! Не забирай мою душу до тех пор, пока я не отомщу Бану Курайза!»
Благородный Са`д (радыйаллаху анху) по просьбе евреев вынес решение, касавшееся их, основываясь на шариате Мусы (алейхиссалям).[5] Вынесенный им приговор Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) подтвердил и сказал:
«О Са`д! Клянусь! Ты вынес решение, соответствующее приговору Аллаха!» (Бухари «Магази», 30; Ибн Са`д, III, 426)
Мольба благородного Са`да щщ, обращенная от всего сердца ко Всевышнему Аллаху, была принята Господом. После вынесения им своего решения относительно коварных и вероломных евреев, нанесших мусульманам удар в спину, рана его открылась. Спустя короткое время этот сахаб, любящий всем сердцем Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), вручив свою душу Всевышнему Аллаху, принял смерть великомученика за веру.[6] Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать:
«Арш Всемилостивого задрожал по причине смерти Са`да бин Муаза». (Бухари «Манакыбуль-Ансар», 12; Муслим «Фадаилус-Сахаба», 125)
Несмотря на то, что Са`д (радыйаллаху анху) был человеком крупным, люди во время похоронной процессии почувствовали, что тело его почти невесомо. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) пояснил сокровенную причину этого факта:
– Его несут другие! Клянусь Аллахом, в чьих руках находится моя жизнь, ангелы возрадовались душе Са`да! (Ибн Хишам, III, 271; Тирмизи «Манакыб», 50 / 3848)
После того, как тело Са`да (радыйаллаху анху) было предано земле, наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в течение длительного времени молился Всевышнему Аллаху. Славные асхабы, следуя за Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), также молились, поминая имя Аллаха в выражениях, достойных Его. Затем наш Господин Наставник (саллаллаху алейхи ва саллям) стал читать молитву (такбир), начинающуюся словами: Аллаху Акбар (Аллах велик!) Асхабы также прочли молитву такбир. Позднее асхабы спросили у Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
– О Посланник Аллаха! Почему Вы так долго молились Аллаху и прочли Такбир?
Пророк Аллаха ответил им:
– Я молился Всевышнему Аллаху до тех пор, пока Аллах не удостоил его простора. Могила все сжимала и сжимала этого благочестивого праведного раба Его. (Ахмад, III, 360)
Он продолжил:
– Если бы кто-то мог избавиться от интриг, доносов, клеветы в могиле, то это был бы, несомненно, Са`д. Однако могила вначале сжимала, сдавливала его, а потом Аллах увеличил ее просторы, расширив ее. (Табарани, «Муджаму`ль – Кабир», X, 334)
Анас (радыйаллаху анху) рассказывает следующее:
«Как-то Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был преподнесен в подарок шелковый кафтан джубба, который очень понравился людям своей красотой и мягкостью материи на ощупь. Посланник Аллаха сказал:
«Клянусь Аллахом, в чьих руках находится жизнь Мухаммада, что платки Са`да бин Муаза, которыми он пользуется в Раю, гораздо красивее и благословеннее этого кафтана». (Бухари «Бад`уль Халк, 8; Муслим «Фадаиль», 126)
*
В Священном Коране сообщается об успешном завершении, благодаря милости Аллаха, войны Хандак:
وَأَنزَلَ الَّذِينَ ظَاهَرُوهُم مِّنْ
أَهْلِ الْكِتَابِ مِن صَيَاصِيهِمْ وَقَذَفَ فِي قُلُوبِهِمُ الرُّعْبَ
فَرِيقاً تَقْتُلُونَ وَتَأْسِرُونَ فَرِيقاً . وَأَوْرَثَكُمْ أَرْضَهُمْ
وَدِيَارَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ وَأَرْضاً لَّمْ تَطَؤُوهَا وَكَانَ اللَّهُ عَلَى كُلِّ
شَيْءٍ قَدِيراً.
Значение: «Он изгнал из их укреплений тех людей Писания, которые помогали им, и вселил в их сердца страх, [устроив так, что] одну часть из них вы перебили, а другую взяли в плен. Он дал вам в наследство их землю, дома и имущество, землю, на которую не ступала ваша нога. Аллах над всем сущим властен». (Сура «Аль-Ахзаб», 26-27)
[1] См. Вакиди, II, 499.
[2] См. Абдурраззак, V, 216; 370.
[3] Ибн Хишам, III, 254.
[4] Ибн Хишам, III, 256.
[5] Согласно предписанию Торы, наказание за подобные проступки было таковым: уничтожение мужчин, в чьих руках было оружие, изъятие имущества и взятие в плен их жен и детей. (См. Ахд-и Атик «Таснийа», 20/10 – 15).
[6] См. Ибн Хишам, III, 271.