ЯЗЫЧЕСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Долгое время до прихода ислама, Аравийский полуостров был местом сосуществования разнообразных религиозных убеждений, представлявших собой мозаичную картину верований. Арабы того времени были преданными поклонниками множества божеств, связанных с природными явлениями, а также анимистическими представлениями.
Язычество и многобожие
Центральным элементом доисламской арабской религиозной практики было язычество, предполагающее поклонение различным идолам и богам, находившимся в священных местах, таких как Кааба в Мекке. Основными божествами были Аллат, Манат и Аль-Узза, каждое из которых ассоциировалось с определенными аспектами жизни и природы.
Кроме основных божеств в каждом племени еще почитались свои местные боги. Арабы часто сами изготовляли себе богов и повсюду возили их с собой как сосредоточение магической силы. Считалось, что если человек потеряет такого бога, то потеряет свою силу.
Религиозные обряды и практики
Арабы проводили разнообразные ритуалы, включая жертвоприношения, поклонение и обращение к святым местам. Они также верили в прорицательство через различные методы, такие как гадание или использование жрецов и жриц.
Различия верований у южных и северных арабов
Южные и северные арабы различались в своих религиозных представлениях. В южных регионах сохранялись более древние и архаичные формы культа, связанные с поклонением богам. Согласно верованиям южных арабов, боги жили на звездах, планетах, Солнце и Луне. Холодная Луна считалась мужским богом, а горячее солнце – женским. Также южные арабы особо почитали звезду Сугейль – который являлся путеводным знаком в ночном небе.
Верования северных арабов было попроще, подверглись влиянию близлежащих цивилизаций и имели более современные формы язычества. А кочевники из севера поклонялись большим и высоким камням – бетилам, стоявшим вертикально, которые в пустыне можно было увидеть из далека. Бетилы поменьше возили с собой в качестве «карманных» богов.
До ислама арабы очень любили поклонятся идолам. Встав на привал, араб мог собрать несколько камней, выбрать из них самый красивый и сделать его богом, а из трех остальных сделать себе подставку для котла. Выбранный в боги камень ставили на какое-нибудь видное место, обходили вокруг него, как вокруг Каабы. Эти камни называли «ансаб», а сам процесс обхода – «давар».
Если какой-нибудь идол переставал нравиться арабу, он мог его лишить «божественности». Так один араб разгневался на камень-идол, от которого разбежались верблюды и поэтому он объявил его не богом.
Влияние язычества на формирование ислама
Понимание арабской языческой традиции является ключом к постижению исторического контекста, в котором возник ислам. Пророк Мухаммад ﷺ в своих посланиях касался проблем идолопоклонничества и призывал к монотеизму, отвергая поклонение множеству богов.
Нужно отметить, что в верованиях арабов сохранялся некий элемент прежнего монотеизма. Для них все эти боги как бы были младшими, подчиненными богами.
Основным же Богом-Творцом было невидимое и непостижимое существо, возвышенное и находящееся далеко от людей, чтобы влиять на их жизнь. Он не имел имени, они называли его просто Бог – Аль-Илях или Аллах.
islam-today.ru