Как известно, Всевышний Аллах ниспосылал некоторые аяты и суры по тому или иному случаю. Многие ниспосланные аяты относились к одному человеку или к определённой группе людей, но большинство из них относятся ко всем мусульманам.
Сура Аль-Фатх является мединской, и, как все мединские суры, она содержит основы правил взаимоотношений между людьми, поклонения и благонравия.
В этой суре рассказано о Худайбийском мирном договоре, который был заключён между Посланником Аллаха ﷺ и многобожниками Мекки в шестом году по хиджре. Этот мирный договор и положил начало великому завоеванию – открытию врат Мекки перед мусульманами.
إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحًا مُّبِينًا
(смысл): «Поистине, Мы даровали тебе, о Мухаммад ﷺ, явную победу – открытие врат Мекки и победу над твоими врагами». (сура Аль-Фатх: 1)
Завоевав Мекку, мусульмане одержали великую победу, которая принесла им и воинскую славу. Эта победа однозначно укрепила их положение на Аравийском полуострове. Именно после открытия Мекки люди начали массово приходить в Ислам.
Ниспослав этот аят, Всевышний Аллах заранее пообещал Пророку ﷺ эту победу, хотя в аяте глагол «фатах-на» использован в прошедшем времени. Это только лишний раз указало на то, что эта победа будет дарована ему непременно. Это было радостным сообщением от Всевышнего Аллаха Своему Посланнику ﷺ и всем верующим.
От Ма’авии ибн Карра (да будет доволен им Аллах) передаётся:
رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَوْمَ فَتْحِ مَكَّةَ عَلَى نَاقَتِهِ، وَهُوَ يَقْرَأُ سُورَةَ الفَتْحِ يُرَجِّعُ
«Я слышал, как ‘Абдулла ибн Мугафаль сказал, что в день завоевания Мекки, сидя верхом на своей верблюдице, Посланник Аллаха ﷺ нараспев читал суру Аль-Фатх».
Передатчик этого хадиса Му’авия ибн Карра сказал: «Я бы прочёл нараспев, как читал он, но боюсь, что вокруг нас соберутся люди». (Бухари, 4281; Муслим, 794; Абу Дауд, 1467; Ибн Хиббан, 748)
Сура Аль-Фатх была ниспослана практически сразу после заключения Худайбийского мирного договора. Согласно этому договору, Пророк ﷺ должен был вернуться в Медину, не совершив паломничество, а в следующем году прийти в Мекку для его совершения.
Такой ход событий не понравился некоторым сподвижникам, в том числе ‘Умару ибн Аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах). По пути в Медину Посланник Аллаха ﷺ остановился и принёс в жертву животных. В это время ему была ниспослана сура Аль-Фатх, и после этого все сподвижники успокоились.
От ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لَقَدْ أُنْزِلَتْ عَلَيَّ اللَّيْلَةَ سُورَةٌ، لَهِيَ أَحَبُّ إِلَيَّ مِمَّا طَلَعَتْ عَلَيْهِ الشَّمْسُ ثُمَّ قَرَأَ: إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحًا مُبِينًا
«Этой ночью мне была ниспослана сура, которая мне любимее, чем то, над чем восходит солнце», и далее прочитал: «Поистине, Мы даровали тебе, о Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), чистую победу (завоевание Мекки)». (сура Аль-Фатх: 1) (Бухари, 4177; Муслим, 1786)
Всевышний Аллах назвал Худайбийский мирный договор победой, поскольку он должен был принести большую пользу и стать началом завоевания Мекки мусульманами.
تَعُدُّونَ أَنْتُمُ الْفَتْحَ فَتْحَ مَكَّةَ وَقَدْ كَانَ فَتْحُ مَكَّةَ فَتْحًا، وَنَحْنُ نَعُدُّ الْفَتْحَ بَيْعَةَ الرِّضْوَانِ يَوْمَ الْحُدَيْبِيَةِ
«Вы считаете победой завоевание Мекки. Завоевание Мекки действительно было победой, но мы считаем, что настоящей победой была «Бай‘ат ар-ризван» (Присяга Довольства) в день Худайбийи». (Бухари, 4150)
Также в этой суре содержится рассказ о Пророке ﷺ и его сподвижниках (да будет доволен ими всеми Аллах) – о том, как они дали Пророку ﷺ присягу умереть за него. Из-за искренности намерений сподвижников Всевышний Аллах вложил в эту присягу большой баракат.
Всевышний Аллах также был доволен всеми участниками этой присяги – теми, кто её дал, и тем, кто её принял. Всевышний Аллах в Коране сказал об этом следующее:
لَّقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ فَعَلِمَ مَا فِي قُلُوبِهِمْ فَأَنزَلَ السَّكِينَةَ عَلَيْهِمْ وَأَثَابَهُمْ فَتْحًا قَرِيبًا
(смысл): «Аллах остался доволен верующими, когда они приносили тебе, о Мухаммад ﷺ, присягу «Бай‘ат ар-рзван» под деревом в Худайбийи. Он знал о том, что у них на сердце, ниспослал им покой и за эту присягу вознаградил их близкой победой». (сура Аль-Фатх: 18)
В этом аяте Всевышний Аллах сообщает о том, что Он доволен верующими, которые присягнули Пророку ﷺ в Худайбийи под деревом. Их было 1400 человек, и все они дали присягу, кроме одного человека из числа мунафиков (лицемеров) – Аль-Джадда ибн Кайса. При этой присяге также присутствовал ангел Джибриль (мир ему).
После присяги «Бай‘ат ар-ризван» и Худайбийского мирного договора мусульмане завоевали Хайбар, Мекку и другие земли. Они заслужили славу, триумф и высокое положение в жизни на земле и в жизни после смерти.
Можно сказать, что Худайбийский договор был самой большой победой, которая была достигнута за всю историю Ислама. До этого была война, мусульмане и язычники воевали друг с другом, а когда установилось перемирие, люди стали доверять друг другу.
Для мусульман это был большой шанс для призыва к религии. Каждый, кто начинал с мусульманами разговоры об Исламе и начинал что-либо понимать, непременно принимал Ислам. За эти два года Ислам приняли столько людей, сколько было мусульман до этого, или даже больше.
И самое главное – в этой суре Всевышний Аллах сообщил Своему Пророку ﷺ, что Он простил ему прошлые и будущие грехи. Аллаху лучше известно, как Посланник Аллаха ﷺ сумел заслужить это безграничное прощение, ведь именно благодаря Пророку Мухаммаду ﷺ многие люди приняли Ислам и стали искренне поклоняться Всевышнему.
Всевышний Аллах в Священном Коране об этом сказал:
لِّيَغْفِرَ لَكَ ٱللَّهُ مَا تَقَدَّمَ مِن ذَنبِكَ وَمَا تَأَخَّرَ
(смысл): «Чтобы Аллах простил тебе, о Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), твои прежние и будущие упущения (то есть упущения и оплошности, которые были допущены прежде и которые случатся впоследствии)». (сура Аль-Фатх: 2)
От матери правоверных ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
كَانَ النبيُّ صلى الله عليه وسلم يَقومُ مِنَ اللَّيْلِ حَتَّى تَتَفطَّرَ قَدَمَاهُ ، فَقُلْتُ لَهُ : لِمَ تَصْنَعُ هَذَا ، يَا رَسُولَ الله ، وَقَدْ غُفِرَ لَكَ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِكَ وَمَا تَأخَّرَ قَالَ أفَلاَ أكُونُ عَبْداً شَكُوراً
«Обычно Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился по ночам так долго, что его ступни покрывались трещинами, и однажды я спросила его: «Зачем ты делаешь это, о Посланник Аллаха, ведь тебе уже простились все прошлые и будущие упущения?», – на что он ответил: «Разве не следует мне быть благодарным рабом?»». (Имам Ахмад; Бухари, 4837; Муслим, 2820)
Только Посланник Аллаха ﷺ удостоился этой великой чести, ибо он исполнял все повеления Аллаха касательно покорности, благочестия и прямого пути на том уровне, который не под силу превзойти ни одному человеку, от первого поколения до последнего.
И в этот раз, когда Посланник Аллаха ﷺ повиновался Аллаху и принял условия перемирия, Всевышний Аллах сказал ему: «Поистине, Мы даровали тебе, о Мухаммад ﷺ, явную победу, чтобы Аллах простил тебе, о Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), твои прежние и будущие упущения».
Пророк Мухаммад ﷺ за долгие годы своей пророческой миссии вынес такие испытания, которые под силу только человеку, твёрдому духом. Аллах не оставил всё это без внимания и оказал Своему избраннику великую честь – простил ему упущения и оплошности, которые случились прежде и которые ждали его впоследствии.
islamdag.ru